11. Нуки знакомится с Солнцем
Временная темнота, сопровождающая каждое путешествие Нуки расступилась. Посмотрев по сторонам, он убедился в том, что снова находится в космосе среди звёздных россыпей.
- Если я тебя правильно понял в прошлое путешествие ты сказала, что сегодня мы будем знакомиться с самой главной для планеты Земля звездой - Солнцем? - спросил он у книги.
- Да и не только с ним. Несколько путешествий я хочу посвятить тому, чтобы познакомить тебя с соседями планеты Земля. Они живут все вместе в огромном доме под названием Солнечная система.
Мальчик не переставая крутил головой в надежде среди миллиардов звёзд отыскать Солнце. Порой ему казалось, что Солнце это именно одна из тех звезд, которые находятся вдалеке, среди тумана. Нуки выбирал одну из них и развив максимальную скорость на которую только был способен мчался к ней. Но стоило ему домчаться до звезды, как он понимал, что ошибся. Вновь он выбирал звезду, вновь полёт - и очередная неудача.
- Я не могу самостоятельно найти Солнце, так что тебе придётся мне помочь, - сказал он тяжело дыша.
Вначале Нуки стыдно было признаваться в том, что он не нашёл Солнце. Но когда мальчик понял, что заблудился место стыда занял страх. Нуки почувствовал себя таким маленьким и беззащитным среди огромного космоса. Страх от того, что он не найдя Солнце не сможет вернуться на Землю, противным холодком пробежал по его спине. Но лишь после того как Нуки почувствовал, что после всех этих метаний по космосу силы покинули его он обратился к книге за помощью.
- Ты похож на маленького мальчика, который заблудился среди огромного города, и вместо того, что бы вспомнить свой адрес, носится по улицам и голосит во всё горло. - Раздался голос книги. Чувствовалось, что скачки Нуки по космосу развеселили её и она с трудом сдерживала смех. - Смотри внимательно не по сторонам, а прямо перед собой. Не ужели ты не находишь вот эту звезду очень знакомой?
Нуки достаточно было лишь бросить взгляд на звезду про которую ему говорила книга, как он понял что ошибался. Он мчался в поисках Солнца в далёкие созвездия, а оно оказывается всё это время было у него перед носом.
- Ура! Я узнал Солнце! Вот оно прямо перед моими глазами, - радостно закричал Нуки.
- На этот раз ты прав - раздался голос книги и Нуки почувствовал как его тело на огромной скорости полетело к звезде на которую он указал. Через несколько минут этого полёта она заметно выросла в размерах и мальчик увидел, что это большого размера огненный шар. Огромные фонтаны огня вырывались из его недр на встречу Нуки. Ещё несколько секунд и они испепелят его. Мальчик из последних сил пытался противостоять силе тянувшей его. Скорость полёта немного снизилась, но он все равно продолжал нестись прямо в пекло.
- Нуки, перестань упираться! - раздался голос книги. Ей было неприятно что ученик оказывает противодействие на её действия.
- Я сейчас превращусь в огненный факел, - прошептал в ответ Нуки, с трудом раскрывая рот скованный страхом.
- Не бойся, это всего лишь сказка. Она позволяет тебе без страха за свою жизнь побывать в любом месте не обращая внимания на опасность. На самом деле температура вблизи Солнца такова, что ты бы уже давно превратился в пепел, а затем сгорел даже он. Единственное что от тебя осталось это лишь лёгкое светящееся на Солнце облако газа.
Хотя превращение в облачко не входило в планы Нуки, он все же поверил словам книги. Ведь действительно он подлетел уже довольно близко к Солнцу, но жара не чувствовал. Лишь энергия вылетающая из его недр приятно щекотала тело Нуки наполняя его силами. Едва он перевёл дыхание и успокоил бешено колотящееся от страха сердце, полёт замедлился. Нуки подлетел почти в плотную к шару. Куда бы он ни посмотрел: направо, налево, вверх, вниз - кругом было фыркающее и стреляющее огненными струями Солнце.
- Так выглядит наше Солнце вблизи, - услышал он голос книги. - А как ты думаешь, возможно, ли была бы жизнь на Земле без Солнца?
Нуки задумался. С Солнцем конечно светлее и теплее, но так ли оно необходимо?
- Я не знаю, - честно признался он.
- А ты представь хотя бы на минутку, что Солнце исчезло или что-то преградило путь его лучам. В первую очередь погаснут Луна и другие планеты Солнечной системы, которые не светятся сами, а лишь отражают солнечный свет. Тогда Земля мгновенно погрузится во мрак. Лишь далёкие звезды будут своим тусклым светом будут её освещать. Все растения на Земле погибнут, так как они усваивают углерод из воздуха лишь под воздействием энергии солнечных лучей. Следом за ними умрут от голодной смерти все животные населяющие Землю. Прекрасная планета станет дикой и безжизненной. Воздух, моря и суша через некоторое время отдадут мировому пространству всю теплоту которую они получили от Солнца. Температура снизится на столько, что даже воздух замёрзнет и превратится в лёд. Он толстой коркой покроет всю планету. Земля станет такой же непригодной для жизни, как другие миллионы планет раскиданных по всему космосу.
- Бр-р-р! - поёжился Нуки от этой страшной картины.
- Но, к счастью, такое не может произойти. Энергия Солнца огромна. Даже та ничтожная доля, которая попадает на Землю, очень велика. Энергия солнечных лучей, падающих на один квадратный метр поверхности Земли такая большая, что почти равна мощности которую развивает мотоцикл.
**Для того, чтобы представить себе площадку в один квадратный метр воткни в землю палочку и попроси папу сделать от неё большой шаг в сторону. В крайнем случае, можешь сделать два своих. Воткни там тоже палочку и поверни на лево. Вновь один шаг взрослого или два детских, и снова палочка. И так до тех пор пока не дойдёшь до палки которую ты воткнул самой первой. (Всего надо будет сделать четыре взрослых шага, воткнуть в землю четыре палочки).
-
рис примерно такой:
один взрослый или
два детских шага
один взрослый или один взрослый или
два детских шага два детских шага
один взрослый или
два детских шага
-
Тот квадрат который у тебя получился и будет называться одним квадратным метром. Для того, что бы отмерить его более точно придётся воспользоваться не шагами, а линейкой.**
Так много энергии от Солнца получает небольшой кусочек поверхности Земли, а вся планета получает её во много раз больше. Даже все электростанции мира, как бы хорошо они не работали, не смогут выработать такое количество энергии.
С Земли Солнце нам кажется сравнительно небольшим. Это лишь яркий шарик на который больно смотреть в хорошую погоду. Таким маленьким Солнце кажется от того, что оно находится очень далеко от нашей планеты. Это расстояние равно 149 600 000 километров.
**Это и есть одна астрономическая единица о которой я тебе уже рассказывал.**
Много это или мало? На этот вопрос не так просто ответить. Относительно того расстояния на котором находится ближайшая к нашей системе звезда, или размер нашей Галактики это конечно же очень мало. Но если судить по тем расстояниям к которым мы привыкли на нашей планете, это очень большая цифра.
Пока книга вела свой рассказ Нуки подлетел к Солнцу очень близко. Если бы это не было сказкой он бы конечно же уже давно сгорел от того жара которым пылала эта звезда.
- Оно действительно большое, - сказал он, вертя головой в разные стороны. Куда бы он не бросил свой взгляд езде натыкался на этот огненный шар. Казалось Солнце было везде. - Но насколько оно большое я не могу понять.
- Я постараюсь объяснить тебе на примере. Вот видишь вон там, вдали маленький голубой шарик? Это наша планета Земля. Её размер в 109 раз меньше размера Солнца. Можешь представить себе словно это маленькая мышка рядом с большим слоном.
-
рис. примерно такой: Земля - голубая,
Солнце - жёлтое. Диаметры
соотносятся как 1:109
С
Планета Земля
-
Потоки энергии исходящей от Солнце были настолько мощными, что казалось струи какой-то волшебной "живой" воды разлетались в разные стороны. Пока Нуки слушал слова книги его не покидало чувство, словно он купается в этих струях. Мальчик чувствовал как пронзая его тело они насыщают его энергией и бодростью. Через некоторое время Нуки так осмелел, что начал кувыркаться и резвиться в струях солнечной энергии. Книга с удовольствием наблюдала за этими детскими шалостями, будь у неё лицо можно было бы заметить что она улыбается.
- Я приветствую тебя, о великая звезда по имени Солнце! - прокричала книга то приветствие которым обычно обменивались лишь величественные и сказочные создания. - Пусть продлятся твои года вечно. Пусть ничто не осквернит твоего настроения и не выведет из равновесия.
В ответ раздалась приветственная речь Солнца.
- И я приветствую тебя, "Книга Жизни". Пусть ничто не остановит тебя на пути познаний тайн мира... Ой!
Приветствие которым Солнце должно было ответить книге было прервано её удивлённым восклицанием. Солнце заметило маленького мальчика, барахтающегося рядом с книгой.
- Ой! Кто это? - удивлённо спросило оно.
- Сегодня я пришла к тебе не одна. Со мной мой ученик. Это мальчик с планеты Земля. Его зовут...
Солнце нетерпеливым жестом прервало слова книги.
- Разве твой ученик сам не сможет рассказать о себе или он недостаточно воспитан чтобы сделать это.
- Ну, что ты. Моим учеником не мог стать человек незнакомый с хорошими манерами. Мальчику так понравилось купаться в ласковых лучах твоей энергии, что он забыл обо всём, что его окружает. А теперь поздоровайся с Солнцем, Нуки.
Книга слегка подтолкнула мальчика в спину.
- Прекрати кувыркаться и веди себя как положено послушному ученику. Солнце очень любит когда беседа идёт в торжественной обстановке, так что не спорь и не перебивай его речь. Упаси тебя Всевышний вызвать гнев Солнца, в таком случае мало нам не покажется. - Все эти слова были сказаны книгой в самое ухо Нуки, поэтому до Солнца они не донеслись.
Нуки завершив очередной кувырок через голову, вначале вытянулся, словно солдат на параде, а затем слегка наклонил голову.
- Меня зовут Нуки. Я мальчик с планеты Земля. Книга взяла меня с собой в путешествие для того, чтобы я смог познакомиться с жителями Вселенной. Я уже знаю о том как живут кометы, астероиды, метеориты и даже космическая пыль. Но до сих пор загадкой для меня остаётся жизнь звёзд. Поэтому книга решила, что после разговора с тобой я узнаю про них гораздо больше.
Нуки начал свою речь слегка робея. И его можно было понять. Ведь не каждый же день нам удаётся поговорить с тем, от кого зависит вся жизнь на нашей планете. Через некоторое время заметив, что Солнце внимательно слушает его, мальчик набрался смелости и продолжил.
- Но это ещё не всё. После знакомства с тобой книга познакомит меня с жизнью планет которые всю свою жизнь летают вокруг тебя.
- Очень удачное решение, - похвалило их Солнце. - Тебе, как жителю одной из планет принадлежащих мне обязательно надо познакомиться с законами по которым живёт Солнечная система.
Во время разговора с Солнцем, Нуки приходилось прижимать ладошки к ушам. Казалось, что громкий голос светила, словно раскаты грома, несся отовсюду. Мальчик напрасно крутил головой стараясь определить откуда он исходит. В какую бы сторону он не посмотрел, его взгляд наталкивался лишь на пышущую жаром поверхность Солнца. Даже, несмотря на то, что мальчик временно был сказочным героем, все равно ему было жарко от фонтанов огня обрушивающихся на него. Всё это вместе создавало ряд неудобств. Нуки приходилось то стирать со лба выступающие капельки пота, то прикрывать ладошками уши.
Заметив страдания мальчика, книга пришла ему на помощь.
- Пожалуй мы подлетели к тебе слишком близко, - сказала она Солнцу. - Ещё немного и у меня от жары склеятся страницы. К тому же моему ученику никак не удаётся рассмотреть тебя целиком.
Говоря с Солнцем надо было быть очень осторожным. Привыкнув к тому, что все в её планетной системе относятся к нему как к чему-то величественному, а на планете Земля вообще считают за божество, Солнце могло легко обидеться на любую неловко обронённую фразу.
- Я не возражаю если вы слегка удалитесь и у вас появится возможность рассмотреть полностью мою божественную красоту, - царственным голосом разрешило Солнце.
Не дожидаясь приглашения дважды Нуки изо всех сил рванулся подальше от светила. Книга со всем её могуществом едва поспевала за ним. Нуки остановился лишь тогда, когда прохлада открытого космоса приятно обволокла его тело. Посмотрев назад мальчик заметил, что Солнце заметно уменьшилось в размере. "Вот теперь другое дело, - подумал он. - И не жарко, и для того, что бы вести разговор не надо крутить головой по сторонам".
- Теперь ты можешь спрашивать меня обо всём, что тебя интересует. Думаю я смогу ответить на все твои вопросы.
Нуки в своём разговоре старался быть предельно вежливым.
- Меня интересует всё, что связанно с вашей жизнью во Вселенной и с жизнью других звёзд.
- Я очень давно живу в нашей Галактике. Как долго? Точно это неизвестно никому. Ученые, проживающие на твоей планете считают, что около 4-5 миллиардов лет.
-
рис. примерно такой:
Нашему Солнцу
более 4 000 000 000 лет
более 1 500 000 000 000 дней
более 36 000 000 000 000 часов
более 2 000 000 000 000 000 минут
более 130 000 000 000 000 000 секунд
-
- О! Ты такое старое! - воскликнул Нуки и тут же закрыл рот ладошкой поняв, что допустил бестактность.
Испуганный вид мальчика рассмешил Солнце. Огненные фонтаны брызнули во все стороны.
- Ну что ты! Но это большой срок лишь для вас, людей живущих на планете Земля. Для звёзд и Вселенной этот срок очень маленький. Если учесть, что за все эти годы я не израсходовала и половины вещества которое идёт на выработку энергии, то можно сказать, что мне около 40 ваших земных лет. Так что я уже не старое и дряхлое, а вполне молодое и полное сил Солнце. Ну а теперь тебе наверное очень хочется узнать почему я такое горячее и так ярко сверкаю?
Нуки, которому всё ещё было стыдно за свою невоздержанность, лишь молча кивнул головой.
- В отличии от твоей планеты которая состоит из различных веществ, я состою в основном лишь из газа. Но я совсем не похожа на большое газовое облако которые ты видел в космосе. Газ из которого я состою настолько сильно сжат со всех сторон, что я не какое-то бесформенное облако, а настоящий шар. Если бы нашёлся в космосе гигант вооружённый огромным ножом и разрезал меня, то он бы заметил, что внутри я состою как бы из нескольких слоёв.
-
рис. примерно такой:
-
Внешний мой слой, обозначим его цифрой 3, не очень густой, он даже в сотни раз реже, чем воздух на твоей планете. Но зато этот слой всем своим весом давит на тот который находится внутри его и обозначен цифрой 2. От этого давления газ в слое 2 более густой, чем в слое номер 3.
Но под слоем 2 тоже ведь есть слой газа. Назовём его слоем номер 1. Газ слоя номер два давит на него очень сильно. Ведь во-первых он сам имеет вес, а во-вторых он передаёт слою номер 1 то давление с которым на него давит наружный слой газа под номером 3.
Ты конечно же понимаешь, что на самом деле слоёв внутри меня гораздо больше чем на этом рисунке. Поэтому на внутренний слой номер 1 все предыдущие слои давят с огромной силой. Внутри этого слоя газа тоже кое-что есть. Это самая моя середина и называется она "ядром".
** Ты уже встречался с объяснением этого словом, когда мы изучали нашу Галактику.**
Давление в ядре настолько сильно, что некоторые атомы газа так близко прижимаются друг к дружке, что некоторые из них даже проникают во внутрь другого. Это приводит к возникновению "ядерной реакции". Со стороны это выглядит примерно так же, как среди невоспитанных людей. Один атом толкнул второго. Вместо того чтобы извиниться, он пытается в своей ошибке обвинить другого. Второй атом очень обижен действиями первого, но вместо того, чтобы отодвинуться в сторону и промолчать, он в свою очередь тоже толкает обидчика. В результате происходит что-то напоминающее драку. Атомы толкаются до тех пор пока кто-то из них не взорвётся от злости. Этот взрыв и называют ядерной реакцией. Всё было бы хорошо, если бы атомов-хулиганов было только двое, но ведь их гораздо больше. Пока те двое толкались, они задели ещё добрую сотню стоящих рядом. Те забыв про воспитание стали толкаться в ответ и вот уже целые тысячи, а за ними и миллионы атомов толкают друг друга и взрываются от злости.
Двое толкнули сотню, сотня - тысячу, тысяча - миллионы, миллионы - миллиарды, и так далее. Пошла реакция которая называется "цепной". Ведь эти толчки бегут словно по цепочке вовлекая в "драку" всё новых и новых участников. Вскоре все атомы ядра начинают участвовать в этой толкучке. От этой ядерной реакции я и получаю то огромное количество энергии, которой потом согреваю все планеты своей системы.
Нуки даже стало немного жалко этих маленьких атомов замкнутых внутри Солнца, которым приходится всю свою жизнь воевать с соседями, а в конце еще и взрываться.
- Но ведь если атомы взрываются только внутри тебя почему ты светишься целиком? - спросил Нуки.
- А тебе приходилось бывать на кухне, когда мама готовит обед?
- Ну, конечно! Сотни раз!
- Это хорошо, тогда ты легко сможешь понять те процессы которые происходят внутри меня. Для этого достаточно лишь представить себе большую кастрюлю с водой стоящую на огне. Вначале вода холодная, но через некоторое время огонь так сильно нагревает дно кастрюли, что температура её повышается. Ещё несколько минут и та вода которая соприкасается с дном превращается в пар. Получаются такие же слои как и внутри меня. Внизу разогретая вода, а сверху холодная. Пар в который превратилась вода поднимается наверх и вырывается наружу, а на его место опускается верхняя холодная вода, чтобы через некоторое время тоже превратиться в пар. Этот процесс будет идти до тех пор пока твоя мама не выключит огонь или не выкипит вся вода из кастрюли.
Внутри меня происходит всё таким же образом. Драка атомов внутри ядра разогревают его до очень больших температур. Слой газа расположенный около ядра нагревается и поднимается вверх. Дойдя до наружного слоя он отдаёт космосу свою энергию и остывает. Тем временем его место уже занял другой газ который вскоре нагревшись тоже поднимется вверх. Этот процесс продолжается уже более 4 миллиардов лет, и надеюсь продлится ещё многие миллиарды. И всё это время я тружусь целыми днями. У меня нет даже одной секунды чтобы отдохнуть. Фу-у-у! Как я устала!
После последних слов Солнца Нуки стало как-то неловко. Ведь и действительно Солнце трудится не переставая, и страшно подумать что произойдёт с Землёй если оно хотя бы на мгновение решит отдохнуть. "А я пристаю к нему с какими то вопросами, - думал Нуки слушая Солнце. - Однако самый главный вопрос все равно ещё придётся задать: с чего всё началось?" Но в месте с этой мыслью жила в его голове и другая: "А не обижу ли я Солнце таким вопросом?"
Душевные переживания мальчика не остались незаметными для Солнца.
- Я вижу ещё какой-то вопрос интересует тебя, - произнесло Солнце. - Задавай же его, не стесняйся. Я постараюсь найти в себе ещё немного сил чтобы ответить на него.
Нуки набрался храбрости и выпалил:
- Меня очень интересует как вы родились на этом свете? Как появились планеты сопровождающие вас?
- О-о-о! Ты действительно очень любознателен. Книга была права когда выбирала тебя своим учеником. Сейчас тебе удалось задать такой вопрос, что даже я не в силах ответить на него с полной уверенностью в том, что не обману тебя. Впрочем в своём рассказе я постараюсь основываться на знаниях учёных твоей планеты.
12. Возникновение Солнца и планет вокруг него
Едва Нуки приготовился слушать, Солнце уже начало свой рассказ.
- На протяжении многих веков вопросом о происхождении Солнца и планет занимались лишь те учёные которые разрабатывали философские теории. Это происходило потому, что приборы позволяющие заниматься изучением космических тел ещё отсутствовали и людям приходилось лишь предполагать как бы всё могло произойти. Первые научные гипотезы относительно происхождения Солнца и Солнечной системы, основанные на астрономических наблюдениях, были выдвинуты только лишь в 18 веке. С тех пор всё новые и новые теории о происхождении космических тел продолжают появляться даже в наше время. Чем больше ученые раскрывают тайн космоса, чем больше узнают правил по которым живут космические тела, тем больше возникает теорий об их происхождении. Какая из них самая верная судить не берусь, да и не хочется навязывать тебе своё мнение. Та из теорий которая тебе понравится больше всего пусть и будет самой правдивой. Тебя устроит такой вариант?
Нуки согласно закивал головой.
- Отлично, тогда начнём:
Первым кто выдвинул теорию о возникновении "Солнечной системы" был известный немецкий учёный - Иммануил Кант.
**Как ты уже догадался системой называют Солнце и планеты кружащиеся вокруг него. А сможешь ли ты объяснить почему это содружество планет и звезды назвали именно системой, а не какой-нибудь группировкой?**
Кант родился в 1724 году и прожил целых 80 лет. Когда ему был 31 год (в 1755 году) он выдвинул научную теорию о происхождении космических тел. Естественно эта теория возникла у него в голове не вдруг. Ей предшествовало длительное изучение небесного мира и его правил.
Что же представлял из себя первый научный труд о происхождении космических тел?
Кант считал, что солнечная система возникла из какого-то вещества. Возможно это были газовые или пылевые облака, с которыми ты уже знаком. Облака состоящие из свободно рассеянного вещества не имели правильной формы и постоянного местоположения. Частицы газо-пылевых облаков перемещались в различных направлениях не подчиняясь никаким законам. Если ты когда-нибудь наблюдал за рыбками в аквариуме то мог заметить, что они никогда не стоят на одном месте. Рыбки находятся в постоянном движении и с озабоченным видом плавают взад и вперёд по аквариуму. Зачем? Только им одним это известно. Такое беспорядочное движение не поддающееся никакому описанию и никаким законам называется "хаотическим".
Миллиарды миллиардов частичек вещества в облаках тоже двигались хаотически. Это постоянно приводило к маленьким авариям. Частицы налетали друг на друга и сталкиваясь, теряли скорость. Наиболее тяжелые и плотные из них под действием силы притяжения соединялись друг с другом, образуя центральную часть нашей системы. Всё больше и больше частичек прилипало друг к другу, и вот уже через некоторое время, на месте их скопления, появился огромный шар. По теории Канта так возникло я - ваше Солнце.
С первых дней своего существования во Вселенной я принялось трудиться не тратя времени ни на отдых, ни на развлечения. Со всего космического пространства расположенного около меня я начала притягивать к себе более удаленные, мелкие и легкие частицы.
Мой труд не был напрасным. Прошло совсем немного (для Вселенной, а не для человека) времени и вокруг меня возникло некоторое количество вращающихся тел. Правда в начале они были очень невоспитанными. Летали по тем траекториям которые выбрали себе сами, часто налетая друг на друга сталкиваясь и разлетаясь в разные стороны.
Солнце тяжело вздохнуло вспоминая те далёкие годы. Если верить земному учёному - Канту, то Солнцу с самого младенчества пришлось проделать огромную работу по воспитанию вещества притянутого им из космоса. Со временем большую часть этого вещества удалось всё же приручить и научить правилам хорошего поведения. Часть тел, первоначально двигавшихся в противоположных направлениях, в конечном счете были втянуты в единый поток и образовали кольца газообразной материи.
-
рис. примерно такой: Космос, Солнце и огромные кольца вещества вокруг него. Т 2, стр. 102, верх, правый.
-
Кольца расположились приблизительно в одной плоскости и вращались вокруг молодого Солнца в одном направлении, не мешая друг другу.
Возможно на этом бы всё и прекратилось, и никогда у меня бы не было в подчинении столько прекрасных планет, а лишь кольца газа и пыли. Но процесс не остановился, развитие продолжалось. В отдельных кольцах образовывались более плотные ядра, к которым постепенно притягивались более легкие частицы. Проходили года и вокруг ядер налипало столько вещества, что получались довольно таки большие шаровидные скопления вещества. Так складывались планеты, которые продолжали кружить вокруг Солнца в той же плоскости, что и первоначальные кольца газообразного вещества.
- Как красиво и необычно звучит эта история! - воскликнул Нуки, - Никогда бы не подумал, что из этой противной пыли могло получиться, что-нибудь столь же прекрасное как ты и твои планеты.
Солнцу было приятно слушать слова мальчика. Ему и самому больше нравилась теория Канта, в которой он выступал главным действующим лицом. Солнцу удалось не только привлечь беспорядочно летающее по космосу вещество, но и ещё воспитать его, обучить законам и сформировать из него планеты. Звучало действительно красиво, но оставались ещё и другие мнения земных учёных о происхождении Солнца и планет вокруг него. Надо было и их рассказать Нуки.
- Эта теория просуществовала чуть больше сорока лет. В 1796 году французский математик и астроном Пьер-Симон Лаплас выдвинул свою теорию. Она сильно отличается от научного труда Канта. Лаплас полагал, что Солнце существовало первоначально в виде огромной раскаленной газообразной туманности. Четко определённой формы у неё не было, и частички газа могли свободно перемещаться в космическом пространстве. В общем это было обыкновенное, ничем не отличающееся от других газовое облако, разве только очень больших размеров и огромной температуры.
Как утверждал Лаплас, эта туманность первоначально медленно вращалась в пространстве. Под влиянием различных космических сил частички из которых состояло облако прижимались друг к другу. От этого туманность постепенно сжималась, а скорость её вращения всё время увеличивалась. Вскоре она закрутилась с такой огромной скоростью, что возрастающая в результате этого сила придавала туманности линзовидную форму. Эта сила заставляла частички вещества стремиться убежать от центра в различные стороны. Она так и называется "центробежной силой", хотя правильней её было бы назвать "отцентрабежной".
-
рис. примерно такой: т.2, стр. 148, верх, право.
-
Теперь на частички действовало уже две силы которые боролись друг с другом. Одна - сила притяжения тянула частички газа к себе, в центр. Вторая - центробежная наоборот гнала их от центра. В результате действия этих двух сил частички разделились на две группы. Одна под действием силы притяжения собралась в виде шара внутри, а вторая - опоясала этот шар огромным кольцом.
Но на этом процесс не остановился. Шло время, туманность продолжала вращаться всё с большей и большей скоростью. Это привело к тому, что от туманности последовательно отделялись всё новые и новые кольца.
Как ты уже понял частички собравшиеся в центре в большой шар образовали Солнце. Другие частички распавшись на кольца понемногу остывали, и скапливаясь в определённых местах постепенно превращались в планеты и другие тела Солнечной системы. В общей сложности от первоначальной туманности отделилось десять колец, распавшихся на девять планет и пояс астероидов, с которым ты уже познакомился.
Но даже теперь Солнечная система ещё не была готова. Процесс завершения её строительства растянулся на многие годы. Уплотняясь частички так тёрлись друг об дружку, что получившиеся из-за этого планеты имели очень большую температуру. Даже планета на которой ты живёшь в начале представляла собой раскаленный газообразный шар, светившийся подобно звезде.
У Нуки при этих словах даже захватило дыхание от гордости за Землю. Когда то и она сверкала так же ярко как Солнце. Пожалуй он поспешил с выводами. Теория Лапласа была более красивой по сравнению с Кантовской. И наверно более справедливой. Ведь у Канта вся роль в построении нашей системы отводилась Солнцу. А у Лапласа и планеты и Солнце родились одновременно. Среди них не было ни старших, ни младших. Ни начальников, ни подчинённых. Все они были равноправными жителями Вселенной.
Солнце заметив, как загорелись от восторга глаза мальчика в начале даже хотело обидеться на него. Шутка ли его поставили на одну ступень с какими-то планетами, а этот мальчишка так рад этому. От гнева светила Нуки спасло только то, что Солнце в последний момент взяло себя в руки. В конце концов это всего лишь сказка, а теории земных учёных выглядят тоже ничуть не более научными, чем сказка. "Сказке на сказку не следует обижаться" - решило Солнце, и продолжило свой рассказ.
- Постепенно, однако, эти планеты-шары остывали. Раскаленный газ из которого они были изготовлены переходил в жидкое состояние. Чем больше охлаждались планеты, тем сильнее происходили изменения их состояния. Через некоторое время на их поверхности стала образовываться твердая кора. Эта кора была окутана тяжелыми атмосферными парами, из которых при остывании конденсировалась вода. Так на планетах появилась суша и вода. Газ и пар окутавшие планеты со временем превратились в их атмосферы. Но не у каждой планеты сохранилась вода. Многие утеряли её и теперь лишь камни и песок лежат на их поверхности. Но зато некоторым удалось привлечь к себе немного свободного вещества. Теперь около таких планет кружатся маленькие планетки которые никогда не покидают их. Это словно родители и детки. Маленькие планетки за их верность называют "спутниками".
Твоей планете это всё удалось сберечь. Поэтому сейчас у неё есть почва, на которой ты живёшь, вода которую ты пьёшь, и воздух которым ты дышишь. Но вернёмся к теориям ваших учёных. Те две теории, про которые я тебе рассказал в некоторых деталях были очень похожи и иногда даже дополняли друг друга. В научной литературе тех лет они часто упоминаются под общим названием как гипотеза Канта-Лалласа. Поскольку наука не располагала в то время более точными объяснениями рождения космических тел, у этой теории было в XIX веке множество последователей.
Шло время, наука развивалась, а в месте с ней менялись и представления учёных о строении Солнечной системы. За все эти годы было выдвинуто такое количество различных теорий, что на одно лишь перечисление их уйдёт не один день. А если я начну тебе рассказывать о каждой из них, то боюсь, что конец моего рассказа ты услышишь будучи уже глубоким старцем. Поэтому я буду рассказывать лишь о самых интересных.
Нуки согласно закивал головой. С одной стороны ему было бы интересно послушать обо всех научных теориях, но с другой стороны его совершенно не радовало слушать их до тех пор пока не превратится в старика.
- Среди последующих теорий предложенных учёными можно найти и теорию "катастроф", согласно которой планеты Солнечной системы обязаны своим образованием некоему вмешательству других сил. Например, близкой встрече Солнца с какой-то блуждающей звездой. Однажды их пути пересеклись и они натолкнулись одна на другую. От удара часть разогретого солнечного вещества выплеснулась в космос. Через некоторое время раскаленная газообразная материя быстро остывала и уплотнялась, образуя большое количество маленьких твердых частиц. Под действием космических сил они собирались в кучки, и вскоре из них получились планеты Солнечной системы.
В последние годы учеными был выдвинут ряд новых теорий. Если раньше считалось, что при создании планет происходил непрерывный процесс отдачи тепла, то в новых теориях это развитие рассматривается как результат многих разнородных, порой противоположных процессов.
Одновременно с понижением температуры и потерей энергии могли действовать и другие факторы, вызывающие выделение больших количеств энергии и компенсирующие таким образом потерю тепла. Одно из этих современных предположений его автор американский астроном Ф. Л. Уайпль (1948) назвал "теорией пылевого облака". Однако по существу это ничто иное как видоизмененный вариант теории Канта-Лапласа.
Любопытно, что на новом уровне, вооруженные более совершенной техникой и более глубокими познаниями о химическом составе планет Солнечной системы, астрономы вернулись к мысли о том, что Солнце и планеты возникли из обширной, нехолодной туманности, состоящей из газа и пыли. Мощные телескопы обнаружили в межзвездном пространстве многочисленные газовые и пылевые "облака", из которых некоторые действительно конденсируются в новые звезды.
В связи с этим первоначальная теория Канта-Лапласа была переработана. В неё добавили новейшие знания и теперь она может сослужить еще хорошую службу в деле объяснения процесса возникновения Солнечной системы.
Каждая из этих космических теорий внесла свой вклад в дело выяснения сложного комплекса проблем, связанных с происхождением планет. Все они рассматривают возникновение Солнечной системы как закономерный результат развития звезд и Вселенной в целом. Планета Земля появилась одновременно с другими планетами, которые, как и она, вращаются вокруг Солнца и являются важнейшими элементами Солнечной системы.
Солнце важно добавило.
- Моей системы!
Судя по тону с которым были произнесены эти слова Солнце давало понять мальчику, что разговор закончен. Оно и так достаточно потратило на него своего драгоценного времени. Нуки ничего не оставалось, как поклониться рассказчику и вернуться к книге.
ПРЕДЫДУЩАЯ | НАЗАД | СЛЕДУЮЩАЯ |