ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
Носильщики мощностью в сотни "лошадиных сил".
В книгах и журнальных статьях, касающихся истории автомобилей, как правило, основное внимание уделяется легковым машинам, которые пришли на смену разного рода коляскам и экипажам. При этом обширный класс автомобилей, предназначенный для перевозки не только людей, но и грузов остается в тени. Не будем повторять эту типичную для других изданий ошибку и посвятим грузовым автомобилям целую главу.
--------
25 апреля 1828 года французский изобретатель Онесифор Пекье получил патент на построенный им паровой самоход-грузовик. Автомобиль был оснащен дифференциалом с коническими шестернями и рулевым механизмом с трапецией.
------
Первоначально на развитии грузовиков отразилась малая надежность ранних легковых автомобилей. Если с ней мирились энтузиасты-спортсмены, то для регулярного коммерческого транспорта она была неприемлемой. Грузовыми машинами по-настоящему занялись лишь после того, как автомобиль стал более надежным. Фабриканты чаще всего заменяли заднюю часть пассажирского кузова большой легковой машины ящиком и создавали, таким образом, фургончики на колесах, обладавшие теми же ходовыми свойствами, что и базовая легковая модель. Но если легковой автомобиль успешно соревновался с конной пролеткой в скорости и экономичности, то фургон на его базе уступал конному. К тому же объем кузова был очень мал.
Положение изменилось лишь в начале XX века. Автомобилестроители создавали машины все большей грузоподъемности. От легкового автомобиля в них сохранялись только общая схема и двигатель. Грузовики приобрели большую площадь кузова, массивную ходовую часть, двойные задние колеса, сплошные резиновые шины вместо пневматических.
Несмотря на примитивность первых грузовых автомобилей, они уже значительно превосходили гужевую повозку по скорости, а легковую машину - по отношению массы полезной нагрузки к массе конструкции. Так начался век грузового автомобиля.
1. Первые из семейства грузовиков.
-------
Учитывая тот факт, что 1886 год является датой рождения автомобиля, "паровая телега" изготовленная французом Кюньо в 1769 году для нужд армии не может претендовать на роль первой грузовой машины. Хотя цель ее создания как раз подразумевала перевозку грузов - артиллеристских снарядов.
-------
В 1891 году уже известный нам фабрикант Готтлиб Даймлер и его партнер Вильгельм Мейбах в очередной раз объединили свои усилия с целью создания моторизированной тележки, на которой можно было бы перевозить грузы. Спустя пять лет после этого события, в 1896 году, Даймлер в одном из рекламных проспектов уже предлагал покупателям свой первый грузовой автомобиль. Машина представляла собой полуторатонное средство передвижения с двигателем мощностью 4 л.с.
--------
29 июня 1843 года родился немецкий инженер и предприниматель Генрих Бюссинг, основавший в 1903 году фирму, прославившуюся своими грузовиками и автобусами. В 1977 году компания "Бюссинг" была поглощена концерном "МАН".
--------
К сожалению данных о количестве первых выпущенных грузовых автомобилей не сохранилось. Известно лишь, что покупателям предлагалось четыре модели различной грузоподъемности - 1500, 2500, 3750 и 5000 кг. Мощность моторов этих машин была, соответственно, 4, 6, 8 и 10 л.с. Ни одного экземпляра подобной машины до нашего времени не дошло, однако по сохранившимся в архивах "Мерседеса" изображениям и чертежам инженерам удалось построить копию первого грузовика.
Передача крутящего момента от расположенного сзади двигателя к колесам в нем осуществлялась посредством 4-ступенчатой ременной передачи. Ведущими в автомобиле были задние колеса, которые приводились в движение при помощи планетарной передачи.
Подвеска автомобиля выдает его родство с каретой. Спереди кузов покоится на листовых рессорах, а в подвеске задней оси использованы винтовые пружины. Управление автомобилем осуществлялось с помощью рулевого колеса, которое цепью было соединено с передней осью. Интересен тот факт, что первый грузовик имел уже не ручной, а ножной тормоз, который воздействовал не на колеса, а на трансмиссию.
Среди материалов, применявшихся при изготовлении автомобиля, преобладало дерево, из которого были сделаны рамы, колеса и кузов.
В том же 1896 году, Даймлер заключил соглашение с фирмой "Бритиш Мотор Синдикат", которая взяла на себя обязанности по продаже грузовых машин Даймлера в Англии. Но даже это не помогло росту их популярности. Объясняется это тем, что в конце XIX века в странах с высоко развитой промышленностью использовали в основном паровые машины и железнодорожный транспорт.
Прошло немало времени, прежде чем грузовые машины в полной мере заявили о себе. Во многом этому способствовал отчет Лейланда опубликованный в 1913 году, в котором доказывалось то, что эксплуатация гужевого транспорта по сравнению с 4-тонным грузовиком обходится в шесть раз дороже.
-------
Ежедневно грузовые автомобили перевозят 70 килограммов товаров на каждого жителя Европы. В целом это составляет 13 миллиардов тонн грузов, которые впоследствии покупаются, продаются и перепродаются либо используются по назначению. Сегодня грузовой автомобильный транспорт является одной из жизненно важных основ экономики, с помощью которой осуществляется связь между производителями и теми, кто нуждается в их продукции. Любая из вещей, лежащих на полках многочисленных супермаркетов, когда-либо была перевезена грузовиком.
---------
Производители грузовиков, видя возрастающий интерес к своей продукции, приступили к ее усовершенствованию. Готтлиб Даймлер одним из первых переместил силовой агрегат своих автомобилей с задней части вперед, под сиденье. Уже в 1897 году он смонтировал на автомобили 4-ступенчатую шестеренчатую коробку передач и трубчатый радиатор. А в 1907 году на его автомобиле появляется 4-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 16 л.с. Спустя еще семь лет машины выпускаемые Даймлером приобрели очертания грузовика, которые по сей день просматриваются в капотных машинах. Мощность используемых на транспортных средствах моторов также продолжала расти. Появились двигатели мощностью 35 л.с.
---------
В 1901 году в Америке открывается первый сервисный центр, который осуществляет ремонт и аварийную транспортировку автомобилей Даймлера. В 1899 году начинают появляться первые конкуренты. Дюркопп выпускает в свет свой первый грузовик, "Аллгемейне Мотор Ваген" в этом же году начинает производство электромобиля. В 1902 году Карл Бенц поставляет в Англию 100 пикапов, способных перевозить 250 кг груза. Более того, в 1907 году он кооперируется с SAF (Южнонемецкой автомобильной фабрикой), а спустя некоторое время приобретает это предприятие. В 1910 году оно получает название "Бенц Верке Гаггенау".
--------
Еще одним пионером в создании грузового автомобиля становится Хайнрих Бюссинг, который первым приходит к идее создания грузовика как самостоятельного продукта, а не как продолжения легкового автомобиля. В 1903 году Бюссинг выпускает свое первое грузовое транспортное средство. Она отличается применением шестеренчатой коробкой передач, рамы из П-образных профилей и первой в мире раздаточной коробки. А в 1912 году грузовики Бюссинга начинают оборудовать карданным валом.
В это же время в Швейцарии довольно успешно развивается компания "Зауэр", которая помогает окрепнуть фирме "МАН". В 1915 году "МАН" начинает производство грузовых автомобилей по лицензии "Зауэра".
Итальянский "ФИАТ" тоже не стоит на месте. Во 20-х годах XX века наблюдается небывалое развитие грузового транспорта. Этому, в некотором роде, способствовала военная операция, получившая название "Турецко-итальянский конфликт", которая обеспечила "ФИАТу" заказ на 200 грузовиков. А в годы Первой мировой войны компания увеличила производство грузовых машин с 1400 единиц в 1914 году до 17 200 экземпляров в 1917 году.
-----------
Военные очень быстро оценили стратегическую ценность грузовых автомобилей. Еще в 1908 году в Германии владельцы грузовых автопоездов (автомобиль - 4 тонны, прицеп - 2 тонны) премировались 4000 марками. Для сравнения стоит упомянуть, что, например, грузовой автомобиль выпускаемый Бюссингом в те времена стоил 13 500 марок. Благодаря подобным мерам число грузовиков в Германии увеличилось в период с 1908 по 1914 год до 9639 машин.
-------
Первая мировая война отрицательно сказалась на развитии конструкций грузовиков. Первые попытки создания дизельных двигателей, начатые Бенцом в 1909 году и Даймлером в 1911 году, были забыты. Помешало быстрому развитию грузовиков и то, что многие производители комплектующих к автомобилям оказались по разные фронта. Это повлекло за собой серьезные проблемы с комплектацией машин.
Вторая мировая война так же не могла не сказаться на развитии грузового автотранспорта. Многие заводы и фабрики, занимавшиеся до этого времени производством грузовых машин, оказались выведенными из строя, а то и вовсе разрушенными. Однако, несмотря на все это грузовой автомобиль в послевоенные годы становится значительным экономическим фактором.
В 50-х годах грузовые перевозки приобретают значительно большее значение, нежели ранее. Более того, они уже составляют серьезную конкуренцию железнодорожному транспорту. Вдобавок к этому политики многих стран задаются целью дать грузовым автомобилям "зеленую улицу".
2. Грузовой транспорт ХХ века.
Американские тяжеловозы.
--------
После Первой мировой войны в Соединенных Штатах резко увеличивается спрос на грузовики. Во многом этому благоприятствует увеличение сети хороших дорог. В 1919 году Камминс организовывает компанию по производству дизельных двигателей, которая и по сей день носит его имя. Он прилагает много усилий для популяризации дизельного двигателя и в 1931 году совершает несколько рекламных пробегов через всю страну на грузовиках и автобусах, оснащенных его двигателями. В результате все больше и больше производителей отдают предпочтение именно дизельным моторам. Грузовики везде заменяют лошадей, за исключением нескольких служб доставки в крупных городах. Можно сказать, что к началу второй четверти века в Америке совершилась транспортная революция.
-------
Весной 1999 года отпраздновал свой 60-летний юбилей американский производитель грузовых автомобилей "Питербилт", входящий ныне в международный концерн "Паккар", который кроме многих других автомобильных марок владеет "Кенвортом", ДАФом. История создания этой фирмы не менее интересна, чем ее продукция.
В 30-е годы в США продолжался рост популярности грузовиков. Постоянно на рынок поступали новые модели, но тем не менее многие фирмы не смогли избежать банкротства, как это, например, произошло с калифорнийской компанией "Фаджеон Моторс", которая после 17 лет производства тяжелых грузовиков и автобусов пошла с молотка в 1932 году. Новые владельцы компании - "Вокеша Моторс Компани" и Центральный банк Окленда - управляли ею до 1938 года, после чего в апреле 1939 года продали ее Т.А. Питермену, лесопромышленнику из Такомы, штат Вашингтон.
Питермену были необходимы грузовики для перевозки бревен. Раньше для этой цели он переделывал списанные армейские машины, но сейчас решил сам заняться собственным производством. Новую компанию назвали "Питермен Мэнуфэкчеринг Компани", а машины - "Питербилт" (именно так назывались деревянные двери, которые производила одна из компаний, принадлежавших Питермену). В этом же, 1939 году из ворот завода выехали первые 14 грузовиков.
---------
В 1939 году Генри Форд собирал сотни автомобилей в день. Т.А. Питермен не строил столько даже в год, концентрируясь на качестве, а не на количестве. Такой подход очень скоро дал положительный результат. В 40-х годах начался стремительный рост продаж. Уже в 1940 году собрано 82 машины, в 1941-м - 89. А за последующие 10 лет продано более 2000 грузовиков.
--------
Тот факт, что Питермен владел фанерной фабрикой, отразился и на первых грузовиках: внутри кабина была отделана именно фанерой. Правда, позже от этой идеи пришлось отказаться. "Качество и прочность были особенностью "Питербилтов" с самого начала, - сказал на юбилейных торжествах нынешний генеральный менеджер компании Ник Ланца. - Эти характеристики остаются в основе работы фирмы и сейчас. В каждом грузовике, который мы проектируем, тестируем и производим". Особенно помог "Питербилту" военный заказ государства на 225 машин в 1944 году. В 1945-м дела пошли еще лучше, и в итоге было продано 324 автомобиля.
-------
1945 год - "Питербилт" начал первым использовать алюминий для снижения веса рамы и повышения грузоподъемности. 1949 год - разработан двигатель для бескапотного тягача. В 1950 году продемонстрированы первые бескапотные тягачи 280/350 (двух- и трехосные). Кабина могла наклоняться вперед, но эта процедура была довольно продолжительной по времени. Такие машины выпускали 5 лет.
--------
После этого "Питербилту" пришлось выдержать немало ударов судьбы, первым из которых была смерть Питермена в 1945 году от рака. Собственником компании становится вдова Питермена, Ида, которая вскоре продает все заводы, оставляя своей собственностью землю, на которой они были построены. Новые владельцы "Питербилта", семь менеджеров компании, планируют сохранить и развивать фирму, но в 1958 году миссис Питермен объявляет о намерении построить на своей земле торговый центр. После этого заводы фирмы "Питербилт" выставляются на торги. Ею тут же заинтересовался Пол Пигот из "Пасифик Кар энд Фаундри". 24 июня 1958 года он приобрел фирму. Годом позже началось строительство современного завода в Ньюорке, штат Калифорния.
--------
"Питербилт" несколько раз вносил изменения в свой логотип. Традиционным считается его написание без ободка. Сохранилась легенда, что Питермен набросал его на салфетке во время обеда. 2 ноября 1944 года значок помещен в прямоугольник. 16 февраля 1953 года - рождение третьего типа торгового знака. Он теперь больше похож на прежний, однако надпись стала ровнее и разместилась в красном овальном значке, который уже почти 50 лет является отличительной особенностью грузовиков марки "Питербилт".
---------
В августе 1960 года "Питербилт" переезжает в новые корпуса и становится отделением фирмы, которая в 1972 году стала называться "Паккар". При этом "Питербилт" сохранил имя, традиции, модельный ряд и продолжал оставаться одним из главных конкурентов "Кенворта", несмотря на то, что обе компании имели одного собственника.
В течение первого года "Питербилт" выпускает на новом заводе более 800 грузовиков. Всего в 60-х годах было произведено около 21 000 машин. Очень скоро мощностей завода уже не хватает для нужд фирмы, и в 1969 году "Питербилт" открывает завод в Нашвилле, штат Теннесси. В 70-х годах произведено уже 72 000 автомобилей. В 1980 году открывается третий завод, в городе Дентон, штат Техас. В 1986 году производство в Ньюорке сворачивается, однако там остаются управляющие и инженерные работники. Всего в 80-х годах с конвейера сошло порядка 100 000 грузовиков марки "Питербилт".
---------
1959 год - компания "Питербилт" представляет наклоняемый на 90 градусов капот, значительно облегчающий сервисное обслуживание. 1965 год - создание первого цельноалюминиевого наклоняемого капота.
---------
В 1986 году на смену модели "359-й" пришел длиннокапотник "Питербилт-379", на котором впервые был применен аэродинамический дизайн для экономии топлива. Этот автомобиль и сейчас продолжает пользоваться устойчивым спросом.
В дополнение к модели "379-й" "Питербилт" производит следующие автомобили: универсальная модель "378-я", визуально отличающаяся от "379-й" спортивным капотом из алюминия, а также модель "330-я" с уникальной спальной системой класса люкс. В ближайшее время фирма планирует начать производство новой "387-й" модели с улучшенной аэродинамикой кузова.
----------
Весь парк американских грузовиков поделен на восемь классов: к первому относятся маленькие пикапы и фургончики, а к восьмому - строительные машины и трехосные магистральные тягачи.
Категория "Класс 8" - это термин, относящийся к серийным транспортным средствам большой грузоподъемности, как правило трехосным, выполненным или в виде бортового грузовика без седельного устройства, или в виде короткого седельного тягача (съемный фургон крепится к раме автомобиля), либо в виде трехосного тягача, являющегося силовой частью состава из тягача и полуприцепа. Автомобиль категории "Класс 8" может также быть выполнен в виде двухосного тягача, предназначенного для буксировки длинного полуприцепа или состава из двух одинаковых прицепов.
-----------
Не менее интересна история создания другой американской компании - "МАК". В начале 1890 года ее создатели братья Джон и Август Мак пришли к мысли о производстве "торговых вагонов" и автобусов. Первые экземпляры этих машин уже увидели свет в 1900 году. С тех пор марка грузовиков "МАК" длительное время была популярной в Северной Америке.
В 1905 году молодая автокомпания переехала из Бруклина в Аллентаун, штат Пенсильвания, организовала на новых площадях завод по производству автофургонов и автобусов и в свое время одной из первых начала выпуск специализированной грузовой техники, в том числе и пожарных машин, которые в 1910 году были оборудованы раздвижной пожарной лестницей и крюком.
----------
Грузовики фирмы "МАК" всегда пользовались хорошей репутацией. Спектр применения этих большегрузов очень велик. Поэтому не удивляйтесь, если сегодня Вы увидите пожарный "МАК", а завтра - тягач с прицепом для перевозки фруктов.
------------
1916 год был очень плодотворным для "МАК", так как именно тогда фирма выпустила такую модель как "АС" ("Бульдог"), аналогов которой к тому моменту еще не было. Вскоре после окончания Первой мировой войны фирма разработала и внедрила в производство новые конструкции масляных и воздушных фильтров.
--------
Интересна история, произошедшая с грузовиками "МАК" на европейском континенте. Поставленные во время Первой мировой войны в Европу для поддержки союзников машины оставили после себя серьезные впечатления. Модель "АС", созданная братьями Мак, поразила всех грубостью конструкции, за что и получила прозвище "Бульдог", которое так понравилось братьям, что они сделали бульдога эмблемой своей марки.
--------
В конце 20-х годов в "МАК" начались эксперименты с дизелями грузовых автомобилей, рассчитанными на большую частоту оборотов, и до сих пор фирма выпускает одни из самых совершенных двигателей для грузовиков. "МАК" - один из тех немногих производителей, которые выпускают собственные двигатели, трансмиссии и узлы заднего шасси. Другие - пользуются услугами внешних поставщиков.
В 1931 году в фирме впервые был разработан гидроусилитель рулевого управления для автобуса. В 30-х годах в "МАК" также впервые был разработан привод тормозов на все четыре колеса тяжелых грузовиков. В 1938 году компания впервые стала устанавливать на свои автомобили дизели, сконструированные специально для грузовиков.
К 1940 году в "МАК" выпускается новый знаменитый грузовик серии "L" с обычной компоновкой кабины, завоевавший популярность на восточном и западном побережьях страны. Во время Второй мировой войны фирма "МАК" внесла свою лепту в победу союзников, выпустив свыше 35 000 грузовиков для армии, из которых в 16 000 были установлены дизели собственного производства.
Но на этом достижения компании не заканчиваются. Каждое новое десятилетие приносит ей новые успехи. Так, в 60-е годы "МАК" достигла большого прогресса в вопросах экономии топлива, а в 80-е конструкторы фирмы разработали систему "V-MAC", способную не только снижать расход топлива, но и отвечать за показатели чистоты выхлопа.
-------
"МАК" показала себя и как сторонник всяческих инноваций, и как лидер в проектировании и производстве всех типов грузовиков категории "Класс 8". Вот почему ее "Бульдог" будет недосягаем еще много лет.
Строить так, как "МАК", - это выражение наряду с такими, как бейсбол и хот-дог прочно вошло в американский лексикон, и на то есть веские основания.
---------
1998 год был самым рекордным для "МАКа" по количеству продаж грузовых автомобилей, которое составило около 4500 единиц, а это на 20% больше, чем за этот же период предыдущего года. Не менее успешно идут дела и у дочернего предприятия "Мак" в Канаде. На канадском рынке в 1998 году было продано почти 2900 грузовых машин. Немногим хуже идут дела в Австралии, где тоже есть свой филиал компании "МАК" - "Мак Транс Австралия". Здесь процент продаж знаменитых грузовиков слегка снизился, а связано это с финансовым кризисом в некоторых регионах страны.
Большегрузные автомобили Европы.
Вторая половина 90-х годов является юбилейная для многих известных автомобильных компаний Европы. Именно в этот период некоторые мэтры автомобилестроения отмечают свои круглые даты. Не является исключением и французская фирма "Рено", отпраздновавшая в 1998 году свое 100-летие.
Ее история начинается в 1898 году, когда молодой француз Луис Рено решил основать свою автомобильную компанию, которая начала свою работу с производства грузовых коммерческих автомобилей. На помощь "Рено" пришла основанная тремя годами раньше компания "Берлие", уже имевшая определенный опыт в разработке и производстве грузовых автомобилей. Именно с ее помощью в 1906 году были сконструированы и увидели свет первые грузовики и автобусы "Рено".
-------
Самой старой фирмой, вошедшей в состав "Рено V.I.", является "Берлие", основанная еще в 1895 году во французском городе Лионе. Именно данная марка открыла французским грузовикам путь за пределы Франции. Вдобавок к этому автомобили "Берлие" первыми получили пневматическую подвеску и внесли немалый вклад в развитие дизельных технологий, многие из которых используются на грузовых машинах по сей день.
--------
В 1913 году в массовое производство вошли модели "Берлие СВА", активно принимавшие участие в военных событиях Первой мировой войны. Уже через два года "Рено" представляет новую машину для военных - "ER" с отключаемым полным приводом. С 1917 по 1923 гг. выходят еще три новые модели грузовиков.
1955 год стал годом объединения компаний "Рено", "Латил" и "Сомиа". Новое детище отныне называется "Савием-LRS". До объединения с "Рено" и "Латил", и "Сомиа" были уже достаточно известными на мировом рынке автомобильными фирмами и специализировались на производстве грузовиков.
Несмотря на свои успехи, "Савием" продолжала сотрудничать с "Берлие", а результатом этого сотрудничества стали новые модели - дизельный агрегат и грузовик "Берлие Т100".
В 1978 году происходит еще одно слияние, на этот раз "Берлие" и "Савием". В этом же году новая компания, которая теперь уже называется "Рено V.I.", приобретает 20% акций американской фирмы "МАК".
Через два года "Рено" выпускает новый грузовик "Рено G-260", который в 1983 году получает почетное звание "Грузовик года". В этом же 1983 году фирма начинает устанавливать на свои машины дисковые тормоза.
В 1987 году компания приобретает еще 24% акций "МАК", а через десять лет запускает в производство серию новых грузовиков под общим названием "Премиум".
Сейчас "Рено" занимает одно из первых мест по производству большегрузного автотранспорта в Европе.
----------
Спустя более ста лет после своего образования компания "Рено"/"Рено V.I." по суммарному производству всех типов грузовых автомобилей и автобусов занимает одно из ведущих мест в Европе. Полная масса выпускаемых ею коммерческих автомобилей охватывает диапазон от 3,5 до 40 тонн. В настоящий момент, пожалуй, весьма трудно будет назвать какой-либо класс коммерческих автомобилей, в котором не была бы представлена продукция группы "Рено"/"Рено V.I.". А это и есть тот максимум, к которому стремятся сегодня многие автопроизводители.
-----------
Развивающиеся страны Азии и Африки нуждались в простых и надежных транспортных средствах, способных перевозить не только людей, но и грузы по самым плохим дорогам в климатических условиях тропиков. Именно к разработке и производству подобных грузовиков в начале 70-х годов приступила немецкая фирма "Фольксваген". Фирма открыла филиалы своих заводов непосредственно на местах и поставляла туда двигатели, коробки передач, рулевое управление, т.е. все агрегаты и детали, которые трудно изготовить на предприятиях, не имеющих мощной материально-технической базы.
Двигатели предлагаемых грузовиков имели упрощенный вариант мотора воздушного охлаждения. Он работал от дешевого бензина и имел мощность 60 л. с. Первое время двигатели располагались сзади, позже на смену им пришло несколько семейств широко унифицированных моделей с силовым агрегатом впереди и задним ведущим колесом. Новые машины оснащались двумя видами двигателей: дизельным (в 70 л. с.) или карбюраторным (в 80 л. с.) и имели кабины нескольких модификаций: трехместную (ЛТ 40/45) и шестиместную (ЛТ-35). Грузоподъемность таких машин составляла 2,5-3 тонны.
Сборка автомобилей из получаемых комплектующих была организована в обычных ремонтных мастерских, имеющих несложное оборудование. Развернув такую активную деятельность, "Фольксваген" таким образом значительно расширил свои рынки сбыта.
Среди производителей грузовых автомобилей в Европе хочется отметить еще несколько фирм - "Татра", "Шкода" и конечно же "MAН".
На базе четырехосного грузовика "Татра" в середине 70-х был создан новый большегрузный самосвал "Татра-813-С1" грузоподъемностью 17-21 тонны. Новая модель имеет независимую подвеску всех восьми колес, дизельный двигатель мощностью 315 л. с. Скорость, которую может развить этот самосвал, составляет 65 км/ч, а масса ее равна 15 тоннам.
Расположенный в городе Трнава завод ТАЗ специализируется на производстве однотонных грузовиков семейства "Шкода-1203", а автомобили большей грузоподъемности сходят с конвейера завода ЛИАЗ, что в Либерце. Его продукция представлена двумя категориями моделей: "706МТ" - бортовые грузовики, самосвалы, тягачи; "100" - более сильные дизельные машины мощностью 210-250 л. с. ("Шкода 100-55", "Шкода 100-45").
--------
Специалистов фирмы "MAН Nutzfahrzeuge AG" всегда отличали новизна и нестандартность мышления. Здесь всегда стремились опередить свое время, сделать все раньше и лучше всех. Например, более 100 лет назад появился первый в мире дизельный двигатель, построенный Р. Дизелем на заводе "MAН" в г. Аугсбург.
-----------
В 1923 году конструкторы компании "MAН" создают первый дизельный двигатель с непосредственным впрыском топлива. Годом позже из ворот завода вышел первый автобус с дизельным мотором. В 1951 году "MAН" выпускает первый немецкий дизель с турбонаддувом, а в конце семидесятых здесь создается первый двигатель с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха. Вряд ли найдется вторая такая компания, обладающая столь же богатыми традициями в области дизелестроения.
--------
Многие автомобильные предприятия обязаны своим рождением компании "MAН". Достаточно назвать лишь две фирмы, хорошо известные нашим транспортникам: венгерскую "RABA" и румынский "RoMAN".
---------
Сейчас "MAН" - один из крупнейших производителей грузовых автомобилей полной массой свыше 8 т и автобусов большой и особо большой вместимости. В программу компании входит свыше 330 базовых моделей общего и специального назначения с количеством осей от двух до пяти, для оснащения которых предлагаются 10 основных вариантов двигателей мощностью от 112 до 600 л.с.
Отдельное направление в деятельности компании - создание специализированных автомобилей для работы в условиях полного бездорожья, шасси для установки строительного и подъемно-транспортного оборудования, пожарной техники. В зависимости от требований заказчика могут изготавливаться шасси с количеством осей от двух до пяти с любыми комбинациями ведущих, управляемых и подъемных мостов. Своеобразным чемпионом среди тяжеловозов можно считать модель "Е2000 41.603 DFVLS", выпускаемый австрийским заводом "OAF". Мотор мощностью 600 л.с. позволяет этому тягачу работать в составе автопоезда полной массой до 200 т. Три таких машины выводят на стартовую площадку ракеты "Ариан".
"Вольво" - безопасность прежде всего.
--------
Высокая безопасность легковых автомобилей "Вольво" общеизвестна. Это же заявление можно смело применить и к грузовым автомобилям, выпускаемым этой фирмой.
-------
20 февраля 1928 года с конвейера шведского завода "Вольво" в Гетеборге сошел первый грузовик. Первенец никак не ассоциируется с нынешним имиджем могучих шведских машин. Слабый мотор мощностью всего 28 л.с. едва разгонял трехтонный грузовик до 50 км/ч. Грузоподъемность первого автомобиля не превышала полутора тонн.
Основатели компании "Вольво", Ассар Габриельсон и Густав Ларсон с первых дней работы провозгласили: "Автомобиль создается для человека. Основным принципом конструирования автомобилей должна стать безопасность". Это было более 70 лет назад, но на "Вольво" до сих пор свято чтят традиции фирмы.
------
Рассказывая о "Вольво" нельзя не вспомнить другого пионера шведского автомобилестроения, Геста Нырстрема. В конце 30-х годов он основал фирму, поставлявшую компании "Вольво" кабины грузовиков (в 1964 г. фирмы объединились). Проповедуя идею "максимально безопасного грузовика", Нырстрем впервые в мире создал полностью стальную кабину, а в 1959 г. первым провел испытания кабины на удар. Именно тогда были заложены основы шведских стандартов безопасности грузовиков - самых жестких в мире.
--------
Огромную роль в разработке концепции безопасного грузовика сыграла созданная в 1970 г. постоянно действующая "Комиссия по исследованию аварий". Через некоторое время на ее основе возник научно-исследовательский отдел, изучающий последствия дорожно-транспортных происшествий с грузовиками "Вольво" на территории Европы. Разбитые машины выкупались и доставлялись в лаборатории отдела. Итоги исследований были обобщены в "списке обязательных требований по безопасности к разрабатываемым конструкциям". Модель 1977 г. "F10/F12" уже полностью им соответствовала. Кабины, лишенные острых кромок и углов как снаружи, так и внутри, уверенно прошли суровые испытания на прочность. Усиленная передняя секция в области коленей водителя и пассажира, усилители в дверях, энергопоглощающая панель приборов, негорючая обивка, низкое расположение бампера - вот секрет успеха грузовых автомобилей "Вольво".
------
12 февраля 1962 года с конвейера завода шведской компании "Вольво" сошел 100 тысячный автомобиль.
--------
В 1979 году кабины автомобилей "Вольво" начали оснащаться трехточечными ремнями безопасности с системой электронной задержки, а рулевое колесо стало крепиться на энергопоглащающей колонке. В 1985 году для грузовиков серии "FL" были разработаны более совершенные тормоза и в списке дополнительного оборудования, устанавливаемого по желанию заказчика, появилась антиблокировочная система (АБС).
-------
В 1994 году фирмой "Вольво" была представлена экспериментальная система безопасности с воздушными подушками. Через год она дополнила перечень заказного оборудования.
--------
Но самые совершенные на данный момент грузовики "Вольво" - это машины серии "FH" (1993г.). Кабины стали не только безопаснее, но и на 30% легче. Новые, с множеством регулировок, сиденья, регулируемое рулевое колесо, новая, эргономически более совершенная панель приборов, круиз-контроль (система поддержания заданной скорости), мощный моторный тормоз-замедлитель, АБС, усилитель рулевого управления с прогрессивной характеристикой, новая подвеска кабины на пневмобаллонах - все эти устройства устанавливаются на грузовики "Вольво" серии "FH".
--------
В Гетеборге досконально изучаются разбитые машины, доставляемые в лаборатории "Вольво" из разных стран мира. Теперь этим занимаются и в США, где фирма открыла свой исследовательский филиал. По данным экспертов, воздушные подушки в сочетании с ремнями безопасности сокращают число смертельных исходов при лобовом ударе на 60%. Нижние брусья под передним бампером могут спасти жизнь пассажирам столкнувшейся с грузовиком легковушки - это происходит, как утверждают специалисты, в 20 случаях из 100. А ведь только в Европе ежегодно регистрируется 4 тысячи таких столкновений.
---------
С 1996 года все грузовики "Вольво" начали оснащаться передним противоподкатным брусом для смягчения тяжелых последствий фронтальных столкновений с легковыми автомобилями. Применение системы, следящей за безопасностью дистанции между грузовиками автопоезда, станет следующим звеном в бесконечной цепочке мер по повышению безопасности грузовиков "Вольво".
---------------
В последние годы грузовики с символикой "Вольво" встречаются на дорогах так же часто, как и их легковые собратья.
--------------
В 1999 году на рынке коммерческих грузовых автомобилей был представлен новый автомобиль "Вольво FM", который сразу привлек к себе внимание потенциальных покупателей. Для справки можно отметить, что в 1998 году компания "Вольво", по праву занимающая одно из первых мест в Европе среди большегрузных грузовиков, продала в Болгарию, Югославию и Румынию 800 машин. Именно эти страны и являются главными покупателями "Вольво", борющейся не только за рынки сбыта, но и за расширение своего производства: недаром компания переносит свое сборочное производство из города Ирвайн в Шотландии на заводы компании в Швеции и Бельгии. Маневр, предпринятый руководством фирмы, не случаен. Все дело в том, что освободившиеся в Шотландии площади наверняка будут использованы для нового модернизированного производства.
--------
Последний год ХХ века компания "Вольво" отметила крупным приобретением. Деньги, полученные компанией от продажи отделения легковых автомобилей "Форду", были потрачены на приобретение фирмы специализирующейся на выпуске грузовых автомобилей - "Скании". После этого шведская фирма стала второй после "Даймлера-Крайслера" по выпуску грузовых автомобилей и автобусов в мире.
---------
6 августа 1999 года руководство "Вольво" сообщила о том, что она приобрела за 7,4 миллиона долларов 49% акций фирмы "Скания" и в итоге стала обладательницей приблизительно 70% акций этой компании. Таким образом, можно говорить как о состоявшемся факте, о том, что "Скания" принадлежит "Вольво".
Как сообщают представители "Вольво", "Скания" станет особым отделением в составе фирмы и сохранит при этом торговую марку и собственную рыночную сеть. По словам президента "Вольво" Лейфа Йохансена, "Вольво" и "Скания" станут "соперничающими партнерами".
---------
По сравнению с машинами 1970 года, нынешние грузовики расходуют топлива на 30% меньше. Грузовые автомобили, которые сходят сегодня с конвейеров ведущих мировых производителей, намного эффективнее своих предшественников. Современный автопоезд с полной массой 40 тонн расходует всего 30 литров топлива на 100 километров. Подобная экономичность позволяет сохранить природные ресурсы для будущих поколений.
-----------
Грузовики "Скании".
Объединение двух фирм Швеции - "Скании" и "Вольво" это вероятно один из тех немногих случаев в истории автомобилестроения, когда проигравших нет. За подобное соединение выступала и "Скания", ей очень льстит тот факт, что вступить в союз с нею стремится фирма, ежегодно увеличивающая объем продаж своих автомобилей не менее чем на 20%. Но и сама "Скания" занимает второе место по продаже грузовых автомобилей в Западной Европе.
Начиналась "Скания" с производства четырехцилиндровых двигателей, которые устанавливались на первые шведские автомобили. Конструктором этого двигателя был Густаф Эриксон, который работал на фабрике "Вабис", производящей вагоны. В 1911 году произошло слияние фирм "Вабис" и "Скания", выпускавшей в то время автомобили по английской лицензии. После объединения новое детище стало называться "Скания-Вабис", а производство первых грузовиков под торговой маркой началось в Мальме, где были выпущены и первые автобусы.
--------
1 сентября 1993 года состоялся дебют одного из самых безопасных грузовых автомобилей в мире - "Вольво FH". На разработку и испытания серии компания в общей сложности потратила восемь лет и 7 миллиардов шведских крон. Через полгода "Вольво FH" получил титул "Грузовик года", а уже в марте 1994 года из ворот завода вышел 10-тысячный экземпляр, а в феврале 1998 года - 100-тысячный.
----------
В 1924 году увидел свет трехосный грузовой автомобиль. Во второй половине 20-х годов руководство фирмы приняло решение начать производство более легких машин, однако эти автомобили остались незамеченными не только на мировом рынке, но и в самой Швеции, поэтому было решено вновь вернуться к производству большегрузов.
В середине 30-х годов "Скания" выпускала в основном автобусы, количество их было не так уж и велико (500 шт. в год), поэтому все они оставались на родине и на экспорт практически не отгружались.
В 1936 году конструкторы компании самостоятельно разработали свой первый дизельный двигатель, который позже стали устанавливать на автомобилях повышенной проходимости. Именно такие машины "Скания" стала выпускать в годы Второй мировой войны.
Послевоенный период оказался для компании не очень удачным: производство грузовиков было приостановлено, и на смену ему пришла торговля автомобилями немецких фирм ("Фольксваген", "Ауди"). Однако, несмотря на все трудности, работа над новыми дизельными двигателями не прекращалась, и это принесло свои плоды: американская компания "МАК" купила лицензию на изготовление шведских двигателей.
-------------
Каждый новый год вносит свои коррективы в конструкцию того или иного автомобиля. Благодаря этим нововведениям у нас появляется возможность видеть на дорогах все новые и новые модели.
-----------
В 1946 году был усовершенствован гидроусилитель тормозов. Каждый год конструкторы фирмы вносили в свои модели все новые и новые механические разработки.
А 1964 году в городе Зволле (Голландия) был открыт цех по сборке "Сканий", среди которых была и "Скания L76 Супер".
В 1968 году произошло объединение "Скании" с концерном СААБ, и просуществовал этот союз до 1993 года.
В 70-е годы концерн открыл филиалы своих заводов в Аргентине и Перу, расширилась сеть заводов "Скании" и в самой Швеции. Во второй половине 70-х выпуск автомобилей составлял до 20 тысяч в год, а иногда и превышал эту цифру.
В 80-е годы шведы вышли на мировой рынок с новым семейством автомобилей, особенностью которых были двигатели в 420 л. с. и новые агрегаты, являющиеся детищем конструкторских бюро "Скании".
В 1987 году состоялась еще одна "премьера". На этот раз это была "Скания" 3-й серии, оснащенная V-образным восьмицилиндровым двигателем, мощность которого составляла 470 л. с. Благодаря всем этим достоинствам грузовик получил престижный титул "Автомобиль 1989 года".
90-е годы тоже внесли свои коррективы в конструкцию "Скании". В настоящее время концерн выпускает автомобиль 4-й серии, особенностью которого является оригинальная кабина с выдвинутым вперед носом.
-----------
Знаете ли вы, что 24 современных грузовых автомобиля создают меньше шума, чем один грузовик начала 70-х годов? Использование специальных шумоизоляционных материалов, наряду с постоянным ужесточением норм, касающихся шума, создаваемого грузовыми автомобилями в процессе работы, дало свои результаты. Каждый новый грузовик оказывается более тихим, чем его предшественник, дебютировавший несколькими годами ранее.
-----------
Автомобили Советского Союза.
Когда в августе 1916 года группа предпринимателей закладывала недалеко от Москвы автомобильный завод, вряд ли они предполагали, во что перерастет их детище. Тогда рассчитывалось, что завод будет выпускать не более полутора тысяч грузовиков в год, а сегодня "ЗИЛ" изготовляет различных семейств автомобилей, часть из которых идет на экспорт почти в десять раз больше.
--------
1 ноября 1924 года "Товарищество автомобильного московского общества" (АМО) изготовило первый грузовой автомобиль "АМО-Ф15", конструкция которого была значительно упрощена и усовершенствована по сравнению с машиной, послужившей для нее прообразом - "ФИАТ-15 Тер". Автомобиль был оснащен бензиновым двигателем мощностью 35 л.с. Это позволяло достичь на "АМО-Ф15", вес которого составлял почти две тонны, скорости в 45 км/ч.
--------
Современный "ЗИЛ" сегодня - это шестнадцать заводов, разбросанных по 12 городам СНГ. Каждый из этих филиалов специализируется на выпуске каких-нибудь определенных деталей или агрегатов. Но ведущую роль, безусловно, играет завод, находящийся в Москве. Московский "ЗИЛ" включает в себя не только кузнечное, литейное, прессовое, кузовное и инструментальное производства, но и осуществляет сборку автомобилей.
--------
17 апреля 1967 года Московский автомобильный завод имени Лихачева начал выпуск трехосного грузового автомобиля повышенной проходимости "ЗИЛ-131". Под капотом у него располагался V-образный 8-цилиндровый мотор объемом 6 литров.
---------
За годы своего существования завод не раз претерпевал различные реконструкции: строились и вводились в производство новые корпуса, открывались новые цеха и осваивалось более современное оборудование. Все это способствовало и улучшению самих автомобилей.
А что представляют собой сегодняшние "ЗИЛы"? Все последние модели автомашин отличаются высокой топливной экономичностью, производительностью, безопасностью и соответствующим уровнем комфорта для водителя. После того как в конце 70-х с конвейера сошел первый трехколесный дизельный "ЗИЛ", оснащенный камазовским дизельным двигателем, завод стал разрабатывать и внедрять в производство новые дизельные модели. Так "ЗИЛ-4331" был оснащен уже зиловским дизельным двигателем, мощность которого на 25% выше мощности карбюраторного аналога. Использование дизельных двигателей позволило увеличить и грузоподъемность машин на 2-2,5 тонны.
---------
26 июня 1956 года постановлением Совета Министров СССР Заводу имени Сталина (ЗИС) присвоено имя Лихачева, в результате чего аббревиатура превратилась в "ЗИЛ". Рабочие предприятия расшифровывали ее по-разному: "Завод измученных людей", "Завод измученных лимитчиков", а с августа 1996 года - "Завод имени Лужкова".
---------
В середине 80-х в массовое производство внедрен новый "ЗИЛ-4331", отличающийся от своих предшественников рядом нововведений: это и восьмиступенчатая коробка передач, и комфортабельная кабина, и более технически усовершенствованная подвеска колес, позволяющая развивать большую скорость. Вообще эта машина рассчитана для работы в составе автопоездов.
Кроме обычных бортовых машин, "ЗИЛ" выпускает седельные тягачи и самосвалы. Все эти машины двух- или трехосные, чаще всего только с двумя ведущими колесами, грузоподъемность "ЗИЛов" колеблется от 4 до 8 тонн.
----------------
Автомобили "ЗИЛ" появились благодаря тому, что еще в 1916 году группа энтузиастов на собственные средства начали строительство автомобильного завода.
-------------
Горьковский автомобильный завод, введенный в строй еще в 1932 году, в 1971 году стал головным предприятием производственного объединения "ГАЗ", в состав которого входят одиннадцать заводов, непосредственно участвующих в производстве грузовых и легковых автомобилей. О моделях легковых автомобилей, выпускаемых на "ГАЗе", уже рассказывалось ранее, поэтому сейчас речь пойдет только о большегрузных машинах, носящих марку Горьковского автозавода.
---------
29 января 1932 года в 19 часов 30 минут с конвейера Нижегородского автомобильного завода (ныне АО "Горьковский автомобильный завод") сошел первый грузовой автомобиль "НАЗ-АА", известный позже под маркой "ГАЗ-АА", или "полуторка". Машина комплектовалась 3,3-литровым двигателем мощностью 40 л.с., имела грузоподъемность 1,5 т и развивала максимальную скорость 70 км/ч. После модернизации в 1938 году грузовик получил индекс "ГАЗ-ММ" и производился вплоть до 1950 года.
---------
"ГАЗ" всегда занимал ведущее место по производству грузовых автомобилей как в бывшем СССР, так и в СНГ. Примерно треть всей выпускаемой заводом продукции оснащается бортовыми платформами, остальные же машины выпускаются в виде шасси, и лишь потом на них устанавливают фургоны, цистерны и т.д. За годы своего существования завод освоил более ста моделей автомобилей, семьдесят из которых завоевали свое признание и за рубежом.
Наряду с вводом в массовое производство новых моделей, модернизировался и сам завод. Так почти ежегодно запускались в строй новые автоматические линии, робототехнические комплексы, станки с программным управлением, а также было полностью технически переоборудовано литейное производство.
---------
В январе 1975 года с конвейера завода "ГАЗ" сошел последний грузовик "ГАЗ-51А". Эту модель выпускали в течение почти 30 лет. Ему на смену пришла модель "ГАЗ-52-04".
---------
Главный объект производства завода в настоящее время - это целое семейство дизельных грузовых автомобилей. Руководство и конструкторы завода не зря отдают предпочтение дизелям, так как они на 30% экономичнее карбюраторных двигателей. Поскольку автомобили "ГАЗ" чаще других применяются для работы на селе, то разработчики позаботились и о том, чтобы эти машины могли работать на том же дизельном топливе, что и остальная сельскохозяйственная техника.
Кроме одиночных автомобилей горьковчане выпускают целые автопоезда, позволяющие перевозить гораздо больше грузов. Так, например, тягач "ГАЗ" способен самостоятельно перевезти 4 тонны груза, а в паре с прицепом - до 9 тонн. Карбюраторные автопоезда имеют чуть меньшую грузоподъемность, чем их дизельные собратья (до 8 тонн).
--------
Знаете ли вы, что большинство грузовиков являются легкими транспортными средствами? Согласно статистике, 85% грузовых автомобилей составляют легкие грузовики, ненамного превышающие фургоны. Подобные машины в подавляющем большинстве случаев заняты на транспортировке товаров со складов в магазины и непосредственно к потребителю. Лишь один из семи грузовиков, движущихся по дорогам Европы, перевозит крупногабаритные грузы.
---------
Большинство грузовых автомобилей "ГАЗ" - это двухосные машины, у которых ведущими чаще всего бывают два колеса. Грузоподъемность у этих машин (без прицепов) колеблется от 3 до 5 тонн, а средняя скорость, которую способны развить грузовики, составляет 70 км/ч.
В последнее время на улицах многих городов можно увидеть автомобили "ГАЗ" и "ЗИЛ", работающие на сжатом природном газе. Преимущество этого вида топлива перед другими велико: во-первых, значительно снижается выброс в атмосферу вредных веществ, а во-вторых, увеличивается срок службы двигателя.
-----------
В конце августа 1995 года с конвейера Горьковского автомобильного завода сошла 50-тысячная "Газель".
--------
"КамАЗ" - один из самых известных советских автозаводов, выпускающих большегрузные автомобили, а началась его история в 1969 году. Именно тогда недалеко от города Набережные Челны и началось строительство камского автомобильного комплекса, включающего в себя шесть заводов: автомобильного, прессово-рамного, моторного, литейного, кузнечного, ремонтно-инструментального.
-------
В 1975 году в СССР выпускали 7 моделей самосвалов: "САЗ-3502" грузоподъемностью 3,2 тонны (Саранск), "ГАЗ-53Б" - 3,5 тонны (там же), "ЗИЛ ММЗ-555" - 4,5 т (Мытищи), "МАЗ-503А" - 7 т (Минск), "КрАЗ-256Б" - 11 т (Кременчуг), "БелАЗ-540А" - 27 т и "БелАЗ-548А" - 40 т (оба - Жодино).
--------
Одновременно со строительством завода шла работа и над проектированием грузовиков. Их опытные образцы разрабатывались и испытывались на московском автозаводе им. Лихачева, на минском автозаводе, в Одессе, Ярославле, Балашихе. На первых моделях автомобилей стояла марка "ЗИЛ".
В 1972 году еще полным ходом шло строительство нового завода, а его опытные образцы, уже под маркой "КамАЗ", проходили испытания на полигонах НАМИ, и даже эксплуатировались непосредственно на самой стройке. В ходе испытаний новых моделей конструктора, учитывая различные недостатки машин, вносили в их конструкцию различные изменения.
В 1973 году пущен в строй один из шести заводов комплекса - ремонтно-инструментальный (РИЗ), а также был разработан типаж автомобилей "КамАЗ". А уже в 1974 году "КамАЗы" успешно прошли испытания на дорогах Крыма и Забайкалья.
------------
"КамАЗ" - самый молодой из всех отечественных автозаводов. Его история началась в 1969 году, однако, это вовсе не мешает автомобилям с этой маркой успешно конкурировать на рынке стран СНГ.
-----------
Уже в конце 1977 года на строительных площадках и в карьерах Набережных Челнов можно было увидеть новые самосвалы с маркой "КамАЗ". Шасси для этих машин-гигантов делали здесь же в Набережных Челнах на "КамАЗе", а в Нефтекамске на шасси монтировали кузов и опрокидывающий механизм.
Основными характеристиками нового самосвала, обеспечивающими его высокую производительность, являются: скорость, мобильность, высокая проходимость и маневренность.
------------
Мобильность - подвижность, способность к быстрому передвижению, действию.
--------------
-------------
Маневренность - способность автомобиля подходить к любому месту загрузки и быстро покидать его.
-------------
Что касается его технических характеристик, то "КамАЗ-5511" имел дизельный восьмицилиндровый двигатель рабочим объемом 10,85 л и мощностью 210 л. с. Этот трехосный автомобиль грузоподъемностью 10 тонн был предназначен для перевозки различных сыпучих грузов. Вообще же он имел по тем временам массу нововведений - это и усовершенствованные фары, и система аварийной сигнализации, и трехслойное лобовое стекло. Была модернизирована и кабина водителя. Скорость, которую способен был развить грузовик, составляла 80 км/ч.
Перед тем как запустить подобный самосвал в массовое производство, завод совместно с автополигоном НАМИ провел всесторонние испытания "КамАЗа-5511", результаты которых еще раз подтвердили высокий технический уровень машины, ее надежность и достойные эксплуатационные показатели.
--------
В 90-х годах компания значительно расширила гамму выпускаемых автомобилей. Сейчас "КамАЗ" может предложить более 30 базовых моделей грузовиков с колесными формулами от 4х2 до 8х8. В качестве силовых агрегатов предлагаются V-образные 8-цилиндровые наддувные дизели мощностью 240, 260 или 320 л.с. И хотя до стотысячных серий еще далеко, "КамАЗ" постепенно начинает "набирать обороты". Тягачам из Набережных Челнов удалось даже потеснить на российском рынке белорусские "МАЗы".
------------
В начале 80-х было разработано новое семейство полноприводных грузовиков "КамАЗ". Эти машины имели ряд модификаций и были приспособлены для работы в геологоразведке, строительстве, лесопромышленности. Все представители этого семейства отличались высокой проходимостью и способностью работать в условиях низких температур (до минус 40°С), кроме того, эти большегрузы могли преодолевать водные препятствия и тащить за собой груженые прицепы. А способствует такой высокой производительности "КамАЗов" восьмицилиндровый двигатель мощностью 210 л. с., ранее уже применявшийся на других моделях.
----------
О достоинствах "КамАзов" можно говорить еще очень долго, хотя в особой рекламе эти автомобили и не нуждаются. Однако один факт из истории камских большегрузов все же хочется вспомнить. Дело в том, что эти машины не раз принимали участие в одном из самых престижных ралли для грузовиков всех типов "Париж-Дакар", и не только принимали участие, но и побеждали, что само по себе говорит о многом. Именно участие "КамАЗов" в гонках подобного ранга снискали им достойную славу и помогли укрепить свои позиции на мировом рынке большегрузных автомобилей.
--------
Проанализировав опыт эксплуатации своих автомобилей в странах СНГ и изучив потенциальные возможности постсоветского автомобилестроения, "MAН" создал совместное предприятие по производству автомобилей для международных перевозок вместе с Минским автомобильным заводом. История применения "мановских" силовых агрегатов на МАЗах насчитывает уже не один год. Еще в начале 90-х годов предпринимались попытки выпускать небольшими сериями минские тягачи с немецкими двигателями. Со временем специалисты обеих фирм пришли к выводу о необходимости комплексного подхода к проблемам, связанным с созданием автомобиля, способного работать на европейских автомагистралях. В результате такого сотрудничества и появился магистральный тягач "МАЗ-MAН 543265/543268". В качестве силового агрегата на автомобиле устанавливается рядный 6-цилиндровый двигатель объемом 12 л D 2866 LF 21(Euro 1) или D 2866 LF 20(Euro 2). Мощность моторов, оснащенных турбонаддувом с промежуточным охлаждением и системой многоточечного непосредственного впрыска топлива, соответственно - 370 л.с. и 400 л.с. Сцепление и коробки передач также немецкого производства.
--------
Несколько слов стоит сказать о кабине тягача "МАЗ-МАН". Художественный образ знаменитых "мановских" кабин был найден более 30 лет назад. И с тех пор легко узнаваемая кабина "MAН" остается своеобразной визитной карточкой фирмы. Кабина сравнительно невелика, но по уровню комфорта и оснащению она ни в чем не уступает более крупным "ходовым рубкам" дальнобойщиков: автоматически включаемое освещение подножки, открывающаяся на 90о дверь, целая система подогреваемых зеркал с дистанционным управлением, сиденья на пневмоподвеске. Для магистральных тягачей выпускаются кабины с внутренней высотой 2170 мм и двумя спальными местами, причем под нижней полкой возможна установка холодильника. Разумеется, в такой кабине имеется место и для кофеварки и электропечи.
---------
А что мы знаем о "МАЗе", кроме того, что это один самых крупных производителей грузовых машин в СНГ, расположенный в Беларуси? Правда, сейчас это предприятие не только немного изменило название ("БелавтоМАЗ"), но и перепрофилировало свое производство. Сегодня "БелавтоМАЗ" стал одним из дилерских центров для продукции таких фирм как "МАН", "Вольво" и "Опель".
--------
Возможность производства "МАЗ-МАНов" появилась после того, как объединились следующие предприятия: ПО "БелавтоМАЗ", АО "Лада-ОМС" и немецкая фирма "МАН Нутуфарцойге АГ", а результат этого объединения - грузовик, ни в чем не уступающий своим зарубежным аналогам.
---------
В конце 1998 года в Минске была организована международная автомобильная выставка ПО "БелавтоМАЗ", на которой были представлены последние новинки, выпускаемые белорусским заводом-гигантом. Особое внимание к себе привлек автопоезд "Euro-МАЗ АТ-98", обладающий массой технических новинок, наряду с которыми в нем сочетались безопасность и современный дизайн. Кроме всего прочего, автомобиль оснащен электронной системой управления двигателем.
Особое место на автовыставке занимала мазовская продукция моделей "МАЗ-152" и "МАЗ-105" - новые отечественные автобусы.
Подобные выставки помогают зарубежным покупателям лучше ознакомиться с новинками производителей, хотя у Белавтомазовцев уже давно есть свои рынки сбыта - это и Ближний Восток, и Африка, и страны Латинской Америки. Туда идут бортовые автомобили, самосвалы, автопоезда, седельные тягачи, многоцелевые автомобили.
Кроме выпуска в свет новых автомобилей и организации выставки, в жизни заводчан произошло еще одно немаловажное событие: на производственных площадях в г. Дембнице-Кошупска (Польша) из машинокомплектов минчан с мая 1998 года стали собираться "МАЗы", в ноябре того же года "МАЗы" стали собирать и в Египте, эти же вопросы руководство решает и в отношении Вьетнама и Аргентины.
--------
180-200-тонники не относятся к штучной продукции "БелАЗа". По всем канонам это серийно выпускаемые автомобили. Только очень большие. В самом разгаре выпуск третьей сотни гигантов. По масштабам мирового автостроения это отличный показатель, доступный далеко не каждой компании.
"БелАЗ" - единственное в мире предприятие, где сборка сверхтяжеловозов идет на двух конвейерах. За год с них сходит около 1200 автомобилей 75 базовых моделей и модификаций.
---------
В 1958 году в г. Жодино Минской области был введен в строй еще один автозавод, который сразу начал специализироваться на выпуске карьерных автосамосвалов особо большой грузоподъемности. Именно эти машины-гиганты и являются гордостью белорусского автомобилестроения. Карьерные самосвалы "БелАЗ" в основном используются в горнодобывающей промышленности для перевозки угля, сланца и других ископаемых, добыча которых ведется открытым способом. Одной из основных особенностей автомобилей "БелАЗ" являются их грузовые платформы особо крупного объема, способные за раз разместить в себе до 110 тонн сыпучего груза. Учитывая специализацию и условия работы машин-гигантов, конструкторские бюро завода постоянно работают над повышением грузоподъемности и улучшением проходимости самосвалов. Как правило, увеличение грузоподъемности машин достигается за счет уменьшения их собственной массы, а для этого при изготовлении шасси и кузовов автомобилей применяются низколегированные стали и алюминиевые сплавы.
-----------
Размеры белорусского грузовика-гиганта поразят любого. Если Вы никогда не видели "БелАЗ", Вам достаточно лишь узнать, что диаметр колеса этого автомобиля достигает 2,5 метров, а все остальное пусть дорисует воображение.
-----------
Большинство автомобилей "БелАЗ" оснащено двенадцатицилиндровыми четырехтактными дизельными двигателями повышенной мощности. Грузоподъемность этих машин колеблется от 25 до 80 тонн. Максимальная скорость самосвалов с грузом составляет 55 км/ч, а расход топлива - 100-220 л на 100 км. Грузовые платформы практически всех "БелАЗов" имеют "козырьки", и объем платформы с козырьком равен 24-34 м3. Что касается конструкции платформ, то они бывают двух видов: с задним открывающимся бортом и безбортовые платформы ковшового типа.
---------
В 1975 году 420 изделиям автомобильной промышленности присвоен Государственный знак качества. Среди них автомобили "БелАЗ-540", "МАЗ-540А" и "МАЗ-504".
--------
Некоторые модели "БелАЗов" ("БелАЗ-549", "БелАЗ-548 В") оснащены надежным электрическим тормозом, обеспечивающим безопасность движения в любых условиях, что особенно важно при работе в карьерах, где дорога то поднимается вверх, то вновь спускается. Электрическая трансмиссия самосвалов тоже может быть использована в качестве тормоза, и называется этот тормоз электродинамическим. В этом случае после нажатия на педаль включается элекродинамический тормоз и только после него колесные барабанные тормоза. Кроме двух, описанных выше, тормозных систем, "БелАЗы" имеют еще стояночный и запасной тормоза.
-------------
Электрическая трансмиссия - состоит из двигателя, генератора и двух мотор-колес. Двигатель приводит в действие генератор, вырабатывающий электрический ток. Ток через провода поступает к двум мотор-колесам, приводящим автомобиль в движение.
------------
Одной из наиболее удачных разработок жодинских автомобилестроителей является "БелАЗ-7420", работающий с полуприцепом и способный перевезти 120 тонн груза. Как и его предшественники, углевоз имеет электрическую трансмиссию. Скорость, которую может развить этот автопоезд, вместе с грузом равна 160 км/ч.
--------
Обычный трэйлер-автовоз перевозит 5-6 автомобилей. На платформе железнодорожного автовоза умещается уже 12-14 машин. А чтобы отправить заказчику один-единственный самосвал "БелАЗ-75303" потребуется шесть платформ.
---------
Особое внимание следует уделить размерам "БелАЗов". Их внешний вид может поразить любого. Если раньше на "козырьки" первых "БелАЗов", демонстрирующихся на различных выставках, ставили какие-нибудь небольшие легковые автомобили, то сегодня и грузовик рядом с белорусским гигантом выглядит крохой. И это не удивительно, ведь у некоторых моделей одно колесо имеет размер до 2,5 метров в диаметре.
--------
БелАЗ сегодня - огромный промышленный комплекс, не уступающий по площади месту своего рождения - городу Жодино. Автозавод разделен на два сборочно-производственных модуля. В первом собирают автомобили с классической гидромеханической трансмиссией грузоподъемностью до 55 т. Здесь их называют "маленькими". "Большие" машины, оснащенные электромеханическими трансмиссиями грузоподъемностью от 80 до 200 т, собираются во втором корпусе.
---------
Рассказать все о большегрузах в одной главе невозможно, но мы надеемся, что изложенная выше информация оказалась полезной и интересной.
ПРЕДЫДУЩАЯ | НАЗАД |