ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
   На колесах по бездорожью.
   
   Автомобили способные двигаться по бездорожью произошли от легких военных машин времен Второй мировой войны. Они довольно долго оставались транспортным средством военных и спасателей, исследователей и строителей, лесников и охотников, в общем - всех, кому приходилось много передвигаться по неосвоенным, лишенным приличных дорог просторам. Конечно, в такой ситуации самым главным отличительным свойством этих автомобилей была проходимость, а самым подходящим определением для них стало понятие "off-road", что в переводе с английского обозначает "внедорожный".
   
   ---------
   РИС. "Ниса-Пикап Навара". 1997 г. СТР. 216.
   ----------
   --------
   Отделение корпорации "Даймлер-Крайслер", производящее внедорожники "Джип" за 11 месяцев 1999 года поставила рекорд по продажам - 510 000 автомобилей. Предыдущий рекорд - 509 000 экземпляров - был установлен в 1986 году за все 12 месяцев. Причиной такого успеха стала новая модель "Гранд Чероки II" и растущий спрос на внедорожники на рынке США.
   ----------
   
   Вскоре автомобилями с повышенной проходимостью стали пользоваться не только охотники и военные. Всеобщее увлечение активным образом жизни требовало для этого специальных машин. Выяснилось, что "внедорожники" могут быть использованы и в "гражданской" жизни - это лучший транспорт для поездок на природу с грузом всевозможного снаряжения.
   
   1. Автомобиль для "плохих" дорог.
   
   Появившаяся на западе аббревиатура "SUV" как нельзя лучше подходит к названию нового класса машин: "Sport Utility Vehicle" - автомобили спортивного назначения ("спортивные" в смысле туристические). Однако этому определению трудновато подобрать краткий и емкий аналог в русском языке. Поэтому их продолжают называть "внедорожниками" хотя бы за внешний вид и общие принципы конструкции. Тем более, что среди современных "SUV" остается много настоящих серьезных "off-road".
   Массовый выпуск автомобилей высокой проходимости начался в 1941 году. Первыми, кто запустил "джипы" в массовое производство, были заводы "Форд" и "Виллис". Довоенные внедорожники имели привод на все четыре колеса, довольно простой по своей конструкции кузов и достаточно надежное для фронтовых условий сцепление. За период с 1941 по 1945 гг. с конвейера сошло почти 650 тысяч таких машин, причем почти все они мели марку "Форд".
   
   ------------
   В мае 1988 г. состоялся автопробег по маршруту Сидней - полуостров Эйр. Джип "Тойота Лендкрюйзер" преодолел 2095 км без дозаправки.
   ---------
   
   Несмотря на то, что "джип" - чисто американское название ("дженерал перпоуз-вийк", т.е. автомобиль повышенной проходимости), первыми такие машины придумали вовсе не американцы.
   Самые первые полноприводные армейские машины стала выпускать Германия в 1932 году (фирма "Хорьх"), а через четыре года - Япония (фирма "Мицубиси"). В бывшем СССР "джипы" появились в 1941-1942 годах ("ГАЗ-64", "ГАЗ-67").
   
   ---------------
   РИС. "Тойота-Лендкрюйзер-100". 1998 г. СТР. 210.
   --------------
   -------
   29 сентября 1994 года мировой общественности впервые представили легендарный внедорожник "Рэйндж-Ровер" второго поколения. Этот автомобиль, который от своего предшественника получил прозвище "фермер во фраке" и по сей день остается одним из самых лучших внедорожников в мире. Сегодня "Рэйндж" оснащен бензиновыми двигателями V8: 3,9 л (190 л.с.) и 4,6 л (226 л.с.), а также 136-сильным 2,5-литровым турбодвигателем.
   ---------
   
   После окончания Второй мировой войны армейские автомобили перешли на службу сельскому хозяйству. Благодаря хорошей проходимости, выносливости и надежности вскоре на "джипы" установился определенный спрос. Постепенно изменился и внешний вид машины: если первые модели автомобилей были с открытым верхом, то позже у них появились закрытые кузова, способные защитить водителя от непогоды, полностью усовершенствовалась коробка передач, трансмиссия стала автоматической, да и салон "джипа" стал оборудоваться не хуже, чем у самой престижного легкового автомобиля. Но, не смотря на все эти нововведения, машина не утратила своего главного достоинства - перемещаться по бездорожью. Все современные "джипы" можно разделить на четыре класса: малый, средний, вышесредний и большой.
   
   ------------
   РИС. "Ниссан-Патрол". 1997 г., дебютировал на Франкфуртском автосалоне. СТР. 211
   ----------
   ---------
   1 июля 1997 года в широкую продажу на американском рынке поступил "Линкольн-Навигатор", считающийся до сих пор самым комфортабельным внедорожником в мире.
   ---------
   
   К автомобилям малого класса относятся машины, масса которых не превышает одной тонны, а мощность двигателя 40-65 л.с. Примером таких машин служат японский "Сузуки-Джимни" и советский "ЛуАЗ-969".
   Средний класс - это "внедорожники" массой от 1 до 1,5 тонны, с мощностью двигателя 55-125 л.с. ("ВАЗ-2121", "Дайхатсу-рокки").
   Автомобили вышесреднего класса имеют массу 1,4-1,9 т и двигатель мощностью от 70 до 150 л.с. ("Ниссан-Патрол", "Лэнд-Ровер").
   Машины массой от 1,8 до 2,1 т и двигателями мощностью 90-200 л.с. - большой класс. К автомобилям этого класса можно отнести английский "Рейндж-Ровер", американский "Форд-бронко" и итальянский "Ламборджини-ЛМ".
   Абсолютно все "джипы" способны двигаться по любому покрытию: грунтовым дорогам, снегу, песку, грязи, а обеспечивают такое беспрепятственное передвижение мощные двигатели, приспособленные к большим нагрузкам. Некоторые современные модели ("Ниссан-Патрол", "Ланд-Ровер-турбо") оснащены дизельным двигателем с турбонаддувом. Однако вовсе не на всех моделях осуществлен постоянный привод на все четыре колеса, этим новшеством дополнено всего шесть из 35 ныне существующих моделей машин, среди которых и "Нива 2121".
   Пожалуй, основным важным качеством таких машин является их курсовая устойчивость (способность при движении сохранять заданное направление), а достигается она за счет конструктивного сочетания рулевого управления, подвески колес и кузова.
   
   ------------
   РИС. "Джип-Гранд Чероки". 1999 г., относится к "большому" классу.
   ------------
   --------
   30 апреля 1948 года компания "Ровер" представила на Амстердамском автосалоне универсальный полноприводный автомобиль "Лэнд-Ровер" первого поколения. Таким образом фирма проявилась в совершенно новом для себя секторе автомобильного рынка.
   --------
   
   На кузове внедорожника тоже стоит остановиться. Большинство "джипов" имеют кузова типа "универсал" с тремя или пятью дверями. Задние сиденья абсолютно всех моделей можно легко сложить, тем самым увеличив площадь багажного отделения. Однако существуют двухместные "пикапы" с металлической грузовой платформой ("Сузуки-Джимни"). Кузова всех без исключения "джипов" оборудованы по последнему слову техники, есть здесь и омыватели стекол заднего и переднего вида, омыватели фар, защитные поддоны и решетки.
   Одной из многочисленных автомобильных фирм выпускающих "внедорожники" является "Шевроле". Впервые об этой торговой марке мировая общественность узнала в 1918 году, когда на авторынке появились первые грузовые автомобили этой фирмы. Но своим вторым рождением корпорация обязана полноприводным "пикапом", увидевшим свет в 1957 году.
   Первые "джипы" "Шевроле" имели четырехступенчатую коробку передач и шестицилиндровый двигатель мощностью в 140 л. с. В 1960 году появилась еще одна новинка - модель, имеющая мощность двигателя в 160 л.с. Новый шестицилиндровый двигатель появился в 1963 году и эксплуатировался целых пятнадцать лет.
   Следующая, достойная внимания модель "Шевроле" появилась в 1967 году. Внешне она напоминала минигрузовик, однако не была лишена и достоинств легкового автомобиля. Под капотом такой машины стоял 6-литровый двигатель, способный справляться с любыми дорожными трудностями.
   
   ------------
   В сентябре 1984 года джип "Шевроле-Блейзер" принял участие в уникальном путешествии. Благодарю своему одержимому владельцу, он преодолел расстояние в 14 533 км, двигаясь при этом только задним ходом.
   ---------------
   -------------
   РИС. Необычный вариант "ВАЗ-2121" "Нива" (СССР). Этот автомобиль можно отнести к среднему классу джипов. СТР. 213.
   ----------
   
   В 1970 году увидела свет еще одна модель - "Шевроле-Блейзер". Этот "пикап" был способен перевезти от 1 до 4 тонн груза.
   1973 год был годом появления целого ряда новых моделей, которые претерпели не столько внутреннее, сколько внешнее перевоплощение. На смену угловатым кузовам пришли более обтекаемые формы.
   Новинкой середины 70-х стал пикап "Крукэб", рассчитанный на шесть посадочных мест и способный перевезти тонну груза. Объем двигателя такой машины составлял 6,6 л. В 1988 году "джипы" "Шевроле" опять изменили свой внешний вид. В 1982 году появились два спортивных "джипа" "S-10 Шевроле" и "S-10 Блейзер". Эти автомобили имели 2,2-литровый двигатель в 83 л. с. В 1990 году эти модели были значительно модернизированы и имели уже 4,3-литровые двигатели.
   1994 год опять внес ряд корректив в автомобили этой марки: поменялись кузова машин, значительно была модернизирована подвеска, появилось дополнительное оборудование.
   Несмотря на огромную конкуренцию на мировом рынке, "джипы" "Шевроле" по-прежнему остаются самыми популярными среди всех американских представителей корпорации "Дженерал Моторс".
   
   -------------
   РИС. "Шевроле-Блейзер" (он еще известен под именем "Тахо") в 1992 г. обрел совершенно новую форму. СТР. 214.
   -----------
   --------
   30 мая 1996 года с конвейера сборочного завода "Форд Мотор Компани" в г.Луисвилле сошел 2-миллионный "Эксплорер" - один из наиболее удачных автомобилей корпорации последних двух десятилетий. Первый "Эксплорер" был выпущен в феврале 1990 года, а в январе 1995 года состоялся дебют обновленного внедорожника, производство которого осуществляется и по сей день.
   --------
   
   Самым знаменитым "джипом" немецкой фирмы "Мерседес" бесспорно можно назвать внедорожный автомобиль "G". Производство этих машин началось в 1979 году. Первые автомобили собирались в Австрии на совместном предприятии "Стейер-Даймлер-Пух", и сборка их велась вручную. Тогда машина и получила это имя. В настоящее время "джипы" этого класса тоже собирают в Австрии, причем корпорация "Даймлер-Крайслер" поставляет туда только двигатели, трансмиссию и детали рулевого управления, а все остальные комплектующие изготовляются непосредственно на месте. Надо отметить, что как в самой Австрии, так и в Швеции, и в Словении этот внедорожник продается под маркой "Пух".
   Из 150 тысяч машин "G", изготовленных к настоящему моменту, только 1/5 часть оснащена постоянным полным приводом, в остальных же модификациях ("G 460", "G 461") передний мост можно подключить только по команде водителя. На машинах этого класса устанавливаются двигатели двух видов: турбодизель и бензиновый (кстати, двигатель по просьбе заказчика может быть установлен любой). Кузов "Мерседеса" тоже имеет много вариантов - это и обычный "универсал", и "кабриолет", и "фургон", и даже грузовик.
   
   -----------
   РИС. "Мерседес G-500 Classic". 1999 г. СТР. 214.
   -----------
   ---------
   "Порше" намерено продавать более 20.000 внедорожников ежегодно. В интервью немецкому журналу "Евро Ам Зонтаг" исполнительный директор "Порше" Винделин Видекинг заявил, что компания хочет уменьшить зависимость от спортивных автомобилей и расширить модельный ряд.
   -------
   
   К 1999-му, юбилейному для "Мерседесов" класса "G" году, конструкторы фирмы разработали новую версию красавца внедорожника и нарекли его "G-500 Classic". На первый взгляд новый "джип" не отличается от своих предшественников, если не считать особой, переливающейся окраски. Но это только на первый взгляд. Под капотом новой модели находится значительно модернизированный мощный V8, объемом 5 л и мощностью 300 л.с. Автомобиль быстро набирает скорость, уверенно чувствует себя на любой дороге: мощный двигатель позволяет без особого труда преодолевать любые препятствия. Салон автомобиля столь же безупречен, как и все остальные детали. Он обтянут натуральной кожей двух цветов, кроме того, многие элементы салона отделаны ореховым деревом.
   Двадцать лет - возраст для автомобиля не маленький, тем более что за эти двадцать лет, где только ни приходилось испытывать "Мерседес G". Машины именно этого класса служили в свое время в армии, тушили пожары, были в распоряжении полиции, участвовали в гонках, сопровождали кортежи с первыми персонами государств, а самой хорошей рекламой "джипу" "G" может служить тот факт, что именно такая машина есть в гараже Папы Римского.
   
   -------------
   РИС. Джип "Мерседес G" из гаража Папы Римского. СТР. 215
   ------------
   
   2. "Внедорожники" Дальнего Востока.
   
   ----------
   Обращаясь к кому-либо уважительно, с почтением, японец непременно к имени добавит уважительную частицу "сан". Может быть, поэтому одна из крупнейших японских автомобильных фирм называется "Ниссан".
   --------
   
   Началась история одной из крупнейших компаний Японии - "Ниссан" в 1911 году, когда молодой инженер-механик Масудзаро Хасимото, возвратившийся на родину после 9-летней стажировки на американских автозаводах, организовал фирму, приступившую к выпуску небольших 2-местных автомобилей. Средства на выпуск автомобилей вложили не побоявшиеся риска японские банкиры Дэна, Аояма и Тахаути. Начальные буквы их фамилий и образовали название первого автомобиля - "Дат".
   Производство постепенно расширялось, машины совершенствовались. В 1915 году появились модель "Дат-31", в 1916-м - "Дат-41". В 20-е годы на автомобили ставили уже 17-сильные двигатели, разгонявшие машину до огромной для того времени скорости - 43 км/ч.
   Вскоре фирма Хасимото стала одной из крупнейших на Японском архипелаге. В 1930 году она выпустила очередную модель "Дат-91", на следующий год ее назвали "Сын Дата" - "Датсон". Но поскольку в японском языке окончание "сон" означает неудачу, разорение, банкротство, машину переименовали в "Датсун", придав окончанием "сун" английское звучание, намекающее на образное название Японии как Страны восходящего солнца.
   
   -------
   /а900/
   Первая модель джипа "Ниссан" - "4W60". 1951 г.
   --------
   
   И тут на сцену выступает признанный лидер японской автомобильной промышленности Иосидзукэ Аюкава, заключивший контракты с фирмами "Дженерал Моторс", "Форд Моторс", "Остин" и "Моррис" на поставку в Японию автомобилей. Полагая, что его компания "Тобата" вполне может и сама выпускать автомобили, Аюкава организовал корпорацию, которая купила фирму "Дат". После ряда слияний в конце 1933 года образовалась фирма "Ниссан Мотор Компани". И родилась модель "Ниссан". Правда, до 1983 года так назывались только дорогие автомобили, а дешевые по традиции именовались "Датсун". А потом все без исключения стали называться "Ниссан".
   
   ---------
   Вероятно, заявление о том, что термины "Ниссан" и "Патрол" звучат, как одно целое, не будет ошибочным. Это означает, когда мы говорим о марке "Ниссан", мы, прежде всего, подразумеваем "Патрол" - ведущую модель не только этой компании, но и всех мировых "внедорожников". За 46 лет своего существования этот автомобиль превратился в ярчайший символ фирмы "Ниссан Мотор Компани", стал ее своеобразной визитной карточкой. И хотя "Ниссан" производила и производит кроме "Патрола" модели других классов, все же наибольший успех и признание достались ее внедорожнику.
   ---------
   
   История "внедорожников" "Ниссан" началась в 1951 году, когда появился самый первый джип - "4W60". Автомобиль представлял собой вариацию на тему прославленных американских джипов "Виллис" - легкая рама, простой кузов без дверей, несложные зависимые подвески, подключаемый передний мост, тент и откидное лобовое стекло. В общем, ничего необычного. Но было в нем и одно существенное отличие от американского прародителя, которое все последующие поколения внедорожников "Патрол" сохранили по сей день - под капотом стоял не 4-х, а 6-ти цилиндровый двигатель.
   Исторически сложилось так, что изначально потребность в легковых "вездеходах" испытывали военизированные подразделения. Поэтому первые внедорожники предназначались в основном для армейской службы. В городах на заре возникновения класса "внедорожников" они чувствовали себя не в своей тарелке среди сверкающих черным лаком лимузинов. Армейская форма и джип были почти неразделимы. Прошедшая Вторая мировая война еще более усилила это мнение. Не были исключением в этом смысле и первые модели "Патрола". Уже само название машины говорило о ее назначении, как, разумеется, и внешний вид, и конструктивно-технологические решения. На то время джип не отличался завидным дизайном, но имел механику, позволявшую эксплуатировать машину в самых жестких условиях. Первая модель "Патрол" просуществовал до 1954 года.
   В 1958 году, параллельно с открытым джипом был начат выпуск более крупного "вездехода" "Карриер" с цельнометаллическим кузовом. Оба автомобиля продолжали использовать в основном, как военные, так и коммерческие службы. Но когда в Японии на подобные автомобили возник спрос среди гражданского населения, то понадобился более комфортабельный "внедорожник".
   
   -----------
   /а901/
   "Ниссан Патрол-60". 1961 г.
   -------------
   
   Таким автомобилем в 1960 году стал "Патрол-60", который впервые выпускался в двух вариантах колесной базы, причем "длинный" мог быть даже 8-местным.
   Новый внедорожник был модернизирован и оборудован новым 6-цилиндровым мотором в 125 л.с. Это позволяло разогнать джип до скорости 125 км/ч. Не удивительно, что спрос на машины с такими характеристиками стал расти.
   
   --------
   Как считают специалисты, именно выпуск "Патрол-60" оснащенного разнообразными кузовами и колесными базами различной длины позволил компании "Ниссан" добиться решающего успеха у покупателей. И хотя этот автомобиль был еще по современным меркам далек от совершенства, тем не менее, он продержался на конвейере почти двадцать лет.
   --------
   
   В 1968 году пришел черед обновления модели - "Патрол" стал еще больше по размерам и обзавелся современным салоном. Компания в свою очередь начала усиленный поиск собственного стиля. В 1980 году появилось очередное поколение внедорожников "Патрол". Теперь покупателям были предложены бензиновая (134 л.с.) и дизельная (101 л.с.) "шестерки" с 4-ступенчатой, полностью синхронизированной коробкой передач.
   
   -------
   "Ниссан" образца 1980 года, с рессорной подвеской всех колес до сих пор производится по лицензии в Испании - как "классик". Завод в Барселоне был приобретен компанией в 1983 году у местного автопроизводителя "Евро" и с тех пор модель "Ниссан-Патрол 260", дешевая и популярная, успешно находит сбыт на внутреннем рынке.
   ---------
   -------
   /а902/
   "Патрол-Сафари". 1981 г.
   ---------
   
   В 1981 году фирмой была выпущена машина получившая существенные изменения, как во внешности, так и в механике. Обновленный "Патрол" обрел добавку "Сафари", что говорило о его специализированном назначении. Автомобиль получил три типа кузова: 2-х местный с багажным отделением на 400 кг груза, 4-местный с тем же объемом багажа и "Сафари Вэн" (5-местный с 300-килограммовым багажником). Имелись также версии с мягким верхом.
   
   ------
   В 1983 году "Патрол" подвергся очередной серьезной модернизации. На уже отлаженное и проверенное временем шасси с тем же надежным двигателем водрузили новый кузов. Версия "Сафари" дополнилась огромным выступающим передним багажником с электролебедкой, высокой крышей и массой навесных полезных, а иногда и просто декоративных элементов.
   -----
   --------
   /а903/
   Автомобиль-прообраз современного "Ниссан Патрол". 1986 г.
   -----
   
   Салон просторной "Сафари" характеризовался такой же простотой, как и его внешность. Лишь через пять лет "внутренности" "Патрола" основательно пересмотрели, после чего автомобиль стал таким, каким мы его знаем сейчас. Круглые фары уступили место модным тогда квадратным. На решетке радиатора нашла свое место табличка с огромными буквами "Ниссан", что сделало модель еще более запоминающейся и узнаваемой в "толпе" внедорожников.
   Однако самое популярное поколение "Патролов" появилось в 1988 году. Новый автомобиль дополнительно получил в свое название две буквы "GR" - "Гранд Райд" - "Великий набег". И это не спроста - к этому времени окончательно удалось открыть еще одну страну для экспорта - США.
   
   ---------
   /а904/
   "Патрол GR". 1988 г.
   --------
   
   Автомобиль модели "GR" имеет огромный кузов с "широкими бедрами" колесных арок и комфортабельный салон, в котором легко могут разместиться от 5 до 9 человек либо груз значительных габаритов весом до 900 кг. Такие характеристики делают "Патрол" многофункциональным внедорожником. К тому же в комплектацию 3- и 5-дверной модели входит 6-ти цилиндровый турбодизель мощностью от 115 до 125 л.с. Это позволяет машине развивать скорость до 150 км/ч.
   
   ---------
   В надежности машин "Ниссан-Патрол" сомневаться не приходится. Достаточно вспомнить успехи "Патрола" в различных ралли. В 1984 году "Ниссан" победил в классе дизельных автомобилей на легендарном марафоне "Париж-Дакар". В следующем году этот результат удалось повторить. Потом были победы в общем зачете того же марафона 1989 года и десятки других побед в состязаниях различного ранга. 1993 год принес "Патролу" лавры победителя в зачете марок Кубка мира ФИА по ралли-рейдам, 1995 год был отмечен победами в пяти соревнованиях в категории специально подготовленных, но выпускаемых серийно внедорожников. Наконец, в 1996 году "Патрол GR" победил в этой категории в ралли "Гранада-Дакар".
   -----------
   
   Модернизация 80-х года принесла всплеск продаж, но "революции" не сделала. По уровню удобств "Патрол GR" по-прежнему отставал от конкурентов. Исправить положение и был призван "Патрол GR" пятого поколения, впервые представленный во Франкфурте в 1997 году.
   Автомобиль получил солидный, более сглаженный кузов благодаря фирменной облицовке радиатора, своеобразным по форме граненым блок-фарам и оригинальным боковым накладкам. Все в этой машине - и огромный закругленный пластмассовый бампер, напоминающий подбородок силача, и выступающие арки колес, и литые алюминиевые диски, и широкие колеса - подчеркивает высокую мощность и динамические возможности автомобиля. Кстати, "тихий" дизельный двигатель "Патрола" позволил ему получить титул одного из самых бесшумных "внедорожников" в мире.
   
   ----------
   /а905/
   "Патрол GR". 1997 г.
   --------
   
   Не менее популярным среди "внедорожников" среднего класса в странах Америки и Европы является японский "джип" "Мицубиси-Паджеро", покоривший авторынки еще в начале 80-х годов. Разработчики и конструкторы машины позаботились о том, чтобы удовлетворить запросы даже самого капризного покупателя. Об этом свидетельствуют различные модификации кузовов (двухдверные с короткой колесной базой, четырехколесные с длинной колесной базой, четырехколесные с длинной колесной базой и даже кабриолеты), а также значительный выбор двигателей (бензиновые, дизельные, турбодизельные).
   
   ----------
   Первое, что обращает на себя внимание в салоне "Мицубиси-Паджеро" - это многофункциональный дисплей, на который выводятся показания бортового компьютера, текущие показания компаса, наружного термометра, данные о работе автоматической климатической установки, показания трип-компьютера и информация навигационной системы. В Японии еще можно заказать устанавливаемую под номерным знаком телекамеру обзора мертвой зоны за задним бампером, автоматически транслирующую картинку на этот монитор при включении "реверса". Остальной набор оборудования можно назвать стандартным, хотя выделяются съемный третий ряд сидений, убираемый в нишу перед задним бампером, несколько розеток постоянного и переменного тока и съемный футляр с инструментами в задней двери.
   ---------
   
   Модель 1991 года "Мицубиси-Паджеро V20" была оснащена турбодизельным двигателем в 150 л.с. В последующие два года конструкторами были разработаны новые двигатели: бензиновый 3,5 литра и турбодизельный 2,8 литра. Правда, как показывает статистика, большой популярностью среди покупателей пользуются машины с 2,5-литровым турбодизельным двигателем, который является более экономичным.
   
   ---------
   /а906/
   "Мицубиси-Паджеро".
   ----------
   
   Одним из основных достоинств всех моделей "Паджеро" этого класса является их способность тащить за собой на прицепе груз массой до 3,5 тонны. Именно это качество "джипа" позволило приобрести "Паджеро" столько поклонников.
   Все модели "Мицубиси-Паджеро" оснащены гидроусилителем руля, дорогими автомагнитолами, полным комплектом всевозможных инструментов. По желанию покупателя в салоне автомобиля может быть установлен кондиционер. Еще одной особенностью "японца" являются цепи на колесах, обеспечивающие беспроблемную езду по любому бездорожью или даже льду. И еще интересный факт: владельцы "Паджеро" меняют "Паджеро" только на "Паджеро".
   
   -----------
   Базовая комплектация каждого "Паджеро" включает в себя радио, причем предпочтение отдается дорогим аудиосистемам.
   ------------
   ------------
   РИС. "Мицубиси-Паджеро Пинни". 1998 г. СТР. 215.
   -------------
   
   В Японии, как, впрочем, и в Европе, в последнее время активно стал развиваться рынок практичных и надежных внедорожников. В один ряд с такими хорошо известными моделями как "Тойота RAV4", "Хонда GR-V", "Мицубиси-Паджеро", становятся новые автомобили, в том числе и фирмы "Сузуки", которая вот уже 30 лет занимается производством полноприводных "джипов".
   
   ---------
   /а908/
   Продукция фирмы "Сузуки".
   --------
   --------
   Первый "внедорожник "Сузуки", получивший название "Джимни" отличали примитивные кузовные панели, единственное плоское лобовое стекло, наружные замки-пружинки на капоте, цепочки вместо дверей и запасное колесо внутри салона. Но при этом автомобиль имел постоянный полный привод, независимую рессорную подвеску и довольно солидную раму.
   --------
   
   В 1909 года Мичио Сузуки основал в Хамамацу небольшую машиностроительную фирму. Первый автомобиль "Сузуки Suzulight", имеющий двухтактный мотор объемом 360 см3 появился только в 1955 году. Постепенно, с ростом благосостояния, начался рост рабочих объемов. "Сузуки" продолжала делать ставку на микролитражки, которые, однако, уже не выглядели беспомощными. Более того, их наделили новыми свойствами, ранее абсолютно недоступными для машин этого класса. Миниатюрные микроавтобусы и фургончики быстро нашли свою нишу на рынке, однако в 1968 году специалисты "Сузуки" решились на инженерный подвиг. "Сузуки LJ10", поступивший в продажу под именем "Джимни", несмотря на 2-х тактный двигатель с воздушным охлаждением и объемом 360 см3 оказался внедорожником!
   
   ----------
   /а907/
   "Сузуки Джимни". 1968 г.
   ---------
   
   Современный "Джимни" продолжает сохранять достаточно скромные габариты для "джипа". Трехдверный кузов автомобиля оборудован круглыми галогеновыми фарами, решеткой, защищающей радиатор и защитным поддоном. Коробка передач - стандартная пятиступенчатая ручная, но по желанию покупателей фирма может установить и "автомат". На всех модификациях "Джимни" установлены подушки безопасности, как для водителя, так и для сидящего рядом пассажира. Автомобиль оснащен гидроусилителем руля, центральным замком, электроподъемниками стекол. Салон выглядит скромнее, чем, скажем, у "Паджеры", но он оснащен всем необходимым. Кроме того, фирма "Сузуки" предлагает для "Джимни" различные аксессуары, позволяющие придать автомобилю индивидуальный облик.
   
   --------
   /а909/
   "Сузуки Витара". 1989 г.
   -------
   
   В 1989 году на смену "Джимни" пришел очередной внедорожник - "Витара". Превосходный по дизайну автомобиль с независимой пружинной подвеской, подключаемым передним мостом, усилителем рулевого управления, АБС и 4-диапазонной автоматической коробкой передач является в своем классе эталоном. Особенно после расширения гаммы за счет 5-дверной модификации с 2,0-литровым V-образным шестицилиндровым мотором мощностью свыше 130 л.с., которая не уступает в комфорте самому "Чероки".
   В 1997 году "Сузуки Витара" была заменена усовершенствованной моделью - "Сузуки Гранд Витара".
   
   -----------
   РИС. "Сузуки Гранд Витара". 1997 г. СТР. 217.
   ------------
   
   3. Рождение джипа.
   
   История автомобилей повышенной проходимости начинается с известного американского внедорожника "Джип" - это общеизвестный факт. Ведь большинство людей, если речь заходит о машине способной двигаться по бездорожью вспоминает именно об этом автомобиле. Однако, мало кому известно, что история создания легкого военного внедорожника начинается с автомобиля "Bantam".
   
   ---------
   /а910/
   Автомобиль "Bantam-4 BRC" - прообраз современного джипа.
   ------
   --------
   В начале Второй мировой войны кроме легкового американского полноприводного автомобиля "Мармон-Херрингтон", было известно еще несколько моделей легковых автомобилей с колесной формулой "4х4", выпускавшихся мелкими сериями. Это японский "Куроган" (1935 г.), немецкий "средний внедорожный" автомобиль "Хорьх-91" (1937 г.), и русский "М-61" на базе "Эмки" (1939 г.). Но это были легковые автомобили выполнявшие роль только командирских машин.
   --------
   
   Пожалуй, можно с высокой степенью достоверности сказать, что толчком для создания джипа -- легкового автомобиля повышенной проходимости, послужила Вторая мировая война. Ведь в Америке работы по созданию армейского вездехода начались через полгода после ее начала.
   С началом боевых действий в американской армии активизировалась работа по созданию необычного небольшого полноприводного автомобиля. Именно "Army Utility Technical Committee" - техническому комитету армии США принадлежит идея создания небольшого полноприводного автомобиля, способного заменить в армии усилия лошадей и мулов. По его инициативе были сформированы технические требования на такой автомобиль.
   Среди американских производителей автомобилей лишь две фирмы "осмелились" принять предложения по изготовлению машин удовлетворяющих потребности армии. Это "Bantam", принимавший участие в составлении технических требований, и вначале надеющийся выйти из положения с помощью модернизации уже имеющейся у него конструкции. Вторая фирма - "Виллис", за отведенное военными время бралась изготовить только первый образец, и поэтому была отвергнута. Заказ армия оказался у "Bantam" и 23 сентября 1940 года был изготовлен первый образец полноприводного автомобиля "Bantam-1".
   
   ------
   Результаты испытаний автомобиля "Bantam-1" превзошел все ожидания. Автомобиль выполнял все, что требовали от него военные заказчики: уверенно двигался по грунтовым дорогам, успешно преодолевал бездорожье и влезал на крутые склоны. И в итоге одолел "первый этап" испытаний длиною в 3600 миль. Автомобиль повышенной проходимости, который можно было использовать и в качестве небольшого тягача для маленькой пушки, и как командно-разведывательный, получился! Мало того, два-три человека могли вытащить его в случае застревания.
   --------
   -------
   /а911/
   Командно-разведывательный полноприводный автомобиль "Виллис MB". 1941 г.
   ---------
   
   После успешно проведенных испытаний фирма "Bantam" получила добро на изготовление сразу семидесяти автомобилей. Однако вскоре стало ясно, что небольшая фирма не способна выпускать такие машины в достаточных для армии количествах. Под нажимом военных к работе по созданию легкого вездехода были подключены солидные фирмы "Виллис" и "Форд". В ноябре 1940 года они выпустили свои первые образцы - "Виллис Guad" и "Форд Pygmy".
   
   ------
   Каждый из представленных военным автомобилей, внешне очень похожих, имел свое название и свои конструктивные особенности. Доработанный "Bantam-2" имел мотор мощностью всего 48 л.с. У "Виллиса", по внешнему виду практически неотличимого от "Bantam", был более мощный, 60-сильный двигатель, ставший впоследствии основным силовым агрегатов для всех джипов, и не очень надежные мосты. На "Форде" вообще стоял 40-сильный мотор от трактора "Фордзон", так как другого у фирмы на то время не было. Все три автомобиля имели превышение массы против значения, требуемого армией. Тем не менее, все машины прошли "второй этап" испытаний - теперь уже 8 тыс. миль бездорожья.
   --------
   -------
   /а912/
   Советский аналог американского джипа - "НАТИ-АР".
   ---------
   
   В конце 1940 года после проведения окончательных испытаний военные сделали дополнительный заказ во все три фирмы -- уже по 1500 автомобилей. Фирма "Bantam" смогла уже в конце декабря, приступить к выполнению заказа. На производство был поставлен уже следующий вариант внедорожника - "Bantam-4 BRC". "Форд" смог начать выпуск партии в 1500 машин только в конце зимы. Это был уже доработанный автомобиль, в названии которого была применена аббревиатура "GP" (от английского "general perpouse" - общего назначения) и теперь он назывался "Форд GP". Выпуск опытной партии доработанной модели "Виллиса", которая теперь уже имела индекс "MA", начался только в начале июня 1941 года. Но, тем не менее, параллельно велись работы по ее усовершенствованию, в результате чего вскоре появился "Виллис МВ".
   "Bantam", выполнив полуторатысячный заказ, продолжила выпуск машин, но не смогла осилить более 30 штук в день. Военных это не устраивало, и фирма вынуждена была перейти на выпуск армейских одноосных прицепов. А на серийное производство в декабре 1941 года был поставлен "Виллис МВ" - его стали выпускать по 75 машин в день. С начала 1942 года начался выпуск этого же автомобиля и на заводе "Форд".
   
   ---------
   /а913/
   Джип от "Форда".
   --------
   -------
   Большинство автомобилей "Bantam" было отправлено в Советский Союз - первые из них появились уже в 1941 году. Некоторые специалисты считают, что русские, получив большую партию автомобилей, начали выдавать их за свое изобретение. Именно поэтому "Виллис" и "Форд" стали "клеймить" свои машины, ставя соответствующие надписи сзади. Но с началом массовых поставок эти обозначения были отменены, однако "Форд" с этим не согласился и продолжал метить многие детали своим знаменитым клеймом "F".
   ----------
   
   По окончании войны американская промышленность вернулась на гражданские рельсы. "Форд" в октябре 1945 года прекратил выпуск джипов (к выпуску внедорожников он вернется намного позже). Но руководство фирмы "Виллис" приняла историческое решение - продолжать выпуск джипов вместо того, чтобы производить легковые машины, разработанные еще до войны. Так и появился первый "гражданский" внедорожник.
   
   -----------
   /а914/
   Так выглядит современный "Джип Вранглер".
   -------
   
   Вскоре была подготовлена первая партия машин. Для того чтобы у покупателя не возникло ощущение, что он приобретает автомобиль военного назначения их назвали просто - "CJ" (аббревиатура от "Civilian Jeep" - гражданский джип). Правда, внешне вся "гражданственность" новой машины заключалась в наличии откидываемого заднего борта, дворников и крышки бензобака на заднем крыле. Эти прототипы послужили базой для создания серийной модели, которая поступила в продажу уже в августе 1945 года.
   
   ---------
   /а915/
   Первый послевоенный джип-микроавтобус "Виллис". 1946 г.
   -------
   -----------
   Свое знаменитое название джип получил благодаря любви американских военных к сокращениям, согласно произношению официальной аббревиатуры "GP" (General Purpose - "общего назначения, многоцелевой"). В марте 1941 года на одной из презентаций автомобиля, одна из журналисток, на свой вопрос: "Как же все-таки его называть?" - получила ответ, - "Называйте его джип!" И вскоре название, получившееся из произношения технического сокращения, стало известно всему миру. Мало того, со временем оно превратилось в имя нарицательное, стало новым названием для внедорожного автомобиля.
   --------
   
   В 1946 году "Виллис" стал первым в автоиндустрии, кто предложил покупателю микроавтобус для гражданского использования. Машина имела привод на задние колеса и могла вмещать в себя до семи человек. Скоростные показатели, правда, были не велики - 100 км/ч, но самое главное в автомобиле было то, что он полностью сохранил свои способности двигаться по бездорожью.
   В 1953 году фирма получила новое название - "Виллис Моторс". К счастью, отделение "Джип" осталось в составе новой компании. К "Виллису" отошло лишь производство легковых автомобилей. Осенью 1962 года появился полностью новый "Джип-Вэгонир" (название "Джип" компания "Виллис" зарегистрировала в качестве торговой марки еще в 1950 году) в корне отличавшийся от производившихся ранее. Модель относилась к серии "J" и была оснащена как полным, так и частичным приводом.
   
   -------
   /а916/
   "Джип-Вэгонир".
   -------
   
   2-х или 4-х дверный "Вэгонир" с 2,79-метровой колесной базой был первым грузо-пассажирским автомобилем с автоматической коробкой передач, дизайн и комфорт легковой машины в котором дополняли внедорожные характеристики. Сочетание полного привода с "автоматом" было использовано в автомобилестроении впервые. В дополнение к этому двигатель "Вэгонира" - "Торнадо" - представлял собой единственный в Америке силовой агрегат с верхним распредвалом.
   
   ----------
   В марте 1963 года "Виллис Моторс" была переименована в "Кайзер Джип Корпорейшн". Перемены, к счастью, не замедлили темпов расширения модельного ряда.
   5 февраля 1970 года произошла очередная смена собственника - "Америкэн Моторс Корпорейшн" (АМС) приобрела "Кайзер Джип Корпорейшн" за 70 миллионов долларов. Для "Джипа-Вэгонира" АМС предложила самый большой в истории полноприводных универсалов двигатель - V6 с одним распредвалом.
   -------
   
   В декабре 1965 года дилеры "Джипа" выставили у себя в салонах автомобиль, который на протяжении 11 месяцев притягивал внимание покупателей - "Супер-Вэгонир". Он представлял из себя новый, уникальный подход к машинам, созданным для покупателя, который по-настоящему понимает преимущества полного привода. Будучи элегантным внешне, автомобиль предлагал традиционные для "J"-семейства характеристики повышенной проходимости.
   В 1973 году "Вэгонир" претерпел некоторые технические доработки. Его новая трансмиссия "Квадро Трак" была первой полностью автоматической системой для полноприводной машины.
   В следующем году состоялось рождение нового имени - "Чероки". В начале новичок присоединился к "J"-серии в качестве 2-дверной модели. К 1977 году компания подготовила и 4-дверную версию. И хотя "Джип-Чероки" при рождении внешне походил на более роскошный "Вэгонир", в дальнейшем именно он оказался самым популярным автомобилем в истории "Джип Моторс".
   
   ----------
   /а917/
   Первый вариант "Джипа-Чероки". 1974 г.
   ----------
   ----------
   На Парижском автосалоне 1979 года "Чероки" блеснул совершенно новыми качествами - мощный, мускулистый силуэт, передние квадратные фары и новая решетка радиатора. При помощи двигателя мощностью 162 л.с. он был уже способен разогнаться до 160 км/ч.
   --------
   
   К 1980 году гамма полноприводных моделей компании "Джип" была самой представительной в мире. В это же время появились первые подобия нынешних наследников "Чероки". Но разразившийся экономический кризис отрицательно сказался на успехах фирмы. Выпуск больших пикапов "Гладиатор" ("Чероки" с кузовом) и универсалов "Вэгонир" резко упал.
   В 1984 году компания выпустила на рынок модернизированные варианты 2/4-дверного "Чероки". На этих автомобилях начали устанавливать карбюраторный бензиновый двигатель мощностью 105 л.с. и турбодизель "Пежо" на 85 л.с.
   
   --------
   /а918/
   Модернизированный "Джип-Чероки". 1984 г.
   --------
   
   С 1987 года на все крупные джипы стали устанавливать новые 173-сильные 4-литровые двигатели. Внешне машины не изменились, разве что на кузове появились некоторые декоративные элементы "под дерево".
   
   ---------
   5 августа 1987 года "Американ Моторс Корпорейшн", стойко выдерживавшая на протяжении десятилетий удары судьбы, сдалась. Все имущество было распродано. "Джип" приобрела могучая корпорация "Крайслер", которую в свое время поднял с колен энергичный и талантливый Ли Якокка. Производственная гамма "Джипа" не поменялась, а наоборот, пополнилась новыми версиями уже существующих моделей. Так семейка "Чероки" расширилась на две модификации: "Спорт" и "Пионир", не считая существующую "Чиф".
   ---------
   
   22 марта 1990 года был выпущен миллионный внедорожник серии "XJ" - ярко-красный "Чероки Лимитед". Собрали его на заводе в Толедо. За семь лет производства "Чероки" не только стал воплощением образцового внедорожного автомобиля, но и самой популярной моделью корпорации "Крайслер" в Европе. В ознаменование 50-летия компании "Джип" его хозяин выпустил новую версию "Чероки" с 4-х литровым двигателем "Power Tech Six" мощностью 190 л.с.
   В 1991 году мощность двигателей устанавливаемых на серийные автомобили увеличилась: 2,5-литрового - на 25 л.с. (130 л.с.), 4,0-литрового - на 12 л.с. (185 л.с.), а турбодизель достиг 80 л.с.
   После того, как "Джип" отметил свое пятидесятилетие, он решил избавиться от некоторых старых моделей. Одной из них стал "Гранд Вэгонир", выпуск которого начался еще в 1967 году. Вместо него была выпущена новая модель получившая кодовое название "ZJ". Этот автомобиль был построен на восьмой по счету оригинальной платформе "Джипа" и стал вторым автомобилем, созданным по принципу "Platform Team Approach" - коллективный подход к созданию базы. Настоящим именем "ZJ" стало "Гранд Чероки", а покупателями автомобиля должны были стать люди, мнения которых о высоком уровне безопасности, комфорта и престижности сводились к респектабельным транспортным средствам, импортируемым из-за рубежа. Иначе говоря, "Джип" решил привнести в строгий и, в общем-то, простой мир внедорожников нотку роскоши, чтобы привлечь к своей продукции не только фермеров "дикого Запада", но и обеспеченных людей.
   
   ------------
   /а919/
   Модернизированный "Джип-Чероки". 1993 г.
   ---------
   -------
   Первым американским автомобилем с правым расположением руля, экспортированным в Японию, был именно "Чероки" образца 1993 года.
   ---------
   -------
   Перед разработкой нового автомобиля получившего впоследствии название "Гранд Чероки", конструкторы поставили перед собой пять задач: 1. Сделать самый качественный "Джип" за всю историю компании. 2. Создать новую внешность, соблюдая при этом преемственность и принадлежность к семейству "Джипов". 3. Улучшить комфортабельность при езде, сохраняя при этом отличные внедорожные характеристики. 4. Обеспечить все характеристики безопасности и удобства, которые привыкли видеть в своих автомобилях богатые покупатели. 5. Создание нового идеала также означало сохранение традиций "эксклюзивности" "Джипа".
   --------
   
   В то время как внедорожники конкурентов использовали платформы от автомобилей предыдущих поколений, "Гранд Чероки" был построен "с чистого листа бумаги". Кроме совершенно новой внешности, хорошей комфортабельности и безопасности, на нем впервые серийно стали устанавливать воздушную подушку безопасности и новую раздаточную коробку "QuadraTec" для постоянного привода. Для быстрейшего достижения намеченных планов "Крайслер" вложил 1 миллион долларов в оборудование и строительство завода "Джефферсон Норс Ассембли Плант" в центре Детройта. Высокотехнологический завод, который должен был заниматься сборкой "новичка", соорудили рядом со старым заводом "Крайслер".
   
   --------
   Как и прогнозировалось, основными покупателями "Гранд Чероки" стали владельцы роскошных импортных автомобилей и обеспеченные женщины. Последнее было особенно важно для корпорации, потому что покупатели слабого пола представляли собой один из наиболее быстро растущих сегментов рынка.
   --------
   
   К 1996 модельному году "Гранд Чероки" был существенно доработан в плане двигателя, шасси, электронных систем и интерьера. Например, в стандартную комплектацию входит центральный замок на инфракрасных лучах, система АБС, подушка безопасности, бортовой компьютер и кондиционер.
   
   --------
   /920/
   "Чероки" конца 90-х годов.
   --------
   
   Годом позже "Чероки" получил новый корпус который стал более округлым. В связи с тем, что модельный ряд "Чероки" был предназначен в основном для Европы, были разработаны его модификации - "Спорт", "Ларедо" и "Кантри". Что касается двигателя, то наряду с хорошо зарекомендовавшими себя бензиновыми моторами джип получил турбонаддувный дизель итальянской фирмы VM ("Велосименти Мекканика") мощностью 115 л.с. Максимальная скорость колебалась в пределах 180 км/ч.
   До 1998 года для рынка США "Чероки" выпускали всего в трех вариантах комплектации: "Ларедо", "TSi" и "Лимитед". В 1998 году ситуация изменилась и "Джип" опять вырвался вперед с новой 5,9-литровой модификацией "Лимитед" мощностью уже в 245 л.с. Внутри все осталось как и прежде - от самого простого салона, с тканевой обивкой сидений, до роскошного кожаного - электрофицированного, оснащенного кондиционером.
   
   ---------
   На автомобильной выставке "Детройт 99" корпорация "Крайслер" представила новое поколение "Гранд Чероки". Внешне машина осталась вполне узнаваемой, разве что характерная для этой модели решетка радиатора стала менее угловатой, а лобовое стекло заметно более пологим. Ощутимым изменениям подверглась механика. На новый джип установили более мощный (235 л.с.) и более экономичный бензиновый мотор V8 и новый турбодизель (140 л.с.).
   --------
   ----------
   РИС. "Форд Маверик". 1996 г. СТР. 216.
   -----------
   
   4. "Джипы" Советского Союза.
   
   -----------
   1941 год - год рождения джипов. Именно в этом году начался выпуск внедорожников "Форд", "Виллис", а так же советских джипов "ГАЗ-64" и "ГАЗ-67".
   -------------
   
   В конце 30-х годов стала очевидна необходимость в легковом армейском автомобиле с приводом на все колеса. Они появились во Франции, Германии, Англии, США и Японии почти одновременно. В СССР в 1938 году были построены первые образцы "ГАЗ-61". На полноприводное шасси устанавливали разные кузова, в частности, комфортабельной "Эмки". Но финская кампания 1939-1940 годов, проходившая в условиях зимнего бездорожья, показала - нужен максимально простой и надежный легковой автомобиль для среднего комсостава, разведки, связи и буксировки легких пушек. В январе 1941 года задание на проектирование короткобазного полноприводного легкого тягача грузоподъемностью 400 кг с открытым четырехместным кузовом одновременно получили ГАЗ и НАТИ.
   Горьковчане постарались максимально унифицировать машину: силовой агрегат применили от серийной "полуторки", знакомой в эксплуатации и ремонте, а от "ГАЗ-61" использовали ведущий мост, кардан и подвеску. Правда, в соответствии с заданием пришлось сузить колею до размеров "бантамовского" автомобиля. Передний мост подвесили на четырех рессорах, что позволило укоротить раму и увеличить (до 75°) угол въезда - важный параметр проходимости. Команда конструкторов под руководством Виталия Грачева приступила к работе 3 февраля 1941 года, и уже через 51 день после начала проектирования состоялся первый выезд автомобиля, получившего индекс "ГАЗ-64".
   
   -------
   Образцы автомобилей НАТИ и ГАЗа были представлены в Кремле - смотрины как бы давали старт испытаниям. Начавшаяся война внесла свои коррективы и высокая технологичность предприятия заметно подняла шансы ГАЗа, который и победил в соревновании. Уже в августе 1941 года началось производство "ГАЗ-64".
   --------
   
   "Шестьдесят четвертых" за год сделали всего 686 штук, затем машину подвергли серьезной модернизации - она закончилась появлением модели "ГАЗ-67". Было решено вернуться к единой для обеих осей колее ("бантамовская" делала машину неустойчивой). Под сиденьем водителя разместили дополнительный бензобак. Изменилась подвеска, мощнее стал двигатель. 23 сентября 1943 года начался серийный выпуск "ГАЗ-67", который продолжался до осени 1953 года. "Шестьдесят седьмых" сделали 92 843 штуки - это был действительно массовый автомобиль-труженик, закаленный в войне.
   Не смотря на заслуги внедорожников выпускаемых ГАЗом все же самым известным советским "джипом", даже, можно сказать, и не только "джипом", а символом советского автомобилестроения в мире, стала "Нива" "ВАЗ-2121". Это был единственный случай, когда конструкторам удалось быстро спроектировать, а производственникам - поставить на конвейер автомобиль, занявший свою, совершенно новую нишу на рынке, автомобиль, который подтолкнул зарубежные фирмы на создание аналогичных машин, автомобиль, который дал начало отдельной подгруппе вездеходов.
   
   -----------
   РИС. "ВАЗ-2131" "Кедр". 1996 г. СТР. 217.
   ----------
   
   Уже в 1974 году были представлены опытные образцы и началась подготовка производства. Благодаря специально сконструированному кузову удалось получить оптимальные геометрические параметры и высокую жесткость при малой массе ("джипы", созданные с использованием кузовов от обычных легковых автомобилей, имели высокой центр масс, большие базу, передний и задний свесы, требовали установки усилителей кузова, что усложняло и удорожало производство, а также увеличивало массу машины), отсутствие рамы, что упрощало производство, и комфортабельный салон. Одновременно с появлением дизельной версии на европейских рынках стали продаваться и автомобили, прошедшие тюнинговую доработку с учетом местных условий эксплуатации и вкусов покупателей.
   С 1996 года на опытном производстве ВАЗа единичными экземплярами под заказ началось производство длиннобазной "Нивы-2131" "Кедр" в различных вариантах.
   Несмотря на то, что многие фирмы, стартовав одновременно с тольяттинцами, сумели обойти "прародителя", "Ниве" удается держаться на вполне приличном уровне, стабильно сохраняя за собой контингент покупателей со средним достатком и без особых притязаний. И все же, несмотря на все достоинства современных "джипов" и огромную популярность их среди потенциальных покупателей, внедорожники таят в себе определенную опасность: из-за высоко расположенного центра тяжести они переворачиваются вдвое чаще, чем обычные легковые автомобили.
   
   ------------
   РИС. "Нива-пикап". 1980 г. СТР. 218.
   -------------
   
   Именно "Нива" стала первой в группе дешевых и практичных вездеходов, способных обеспечить комфорт и динамику легкового автомобиля в городе и на шоссе, при этом не уступая в проходимости на бездорожье традиционным "джипам". "Нива" получила "жигулевские" двигатель (мощностью 73 л.с.), коробку передач, рулевое управление, тормоза, панель приборов. Автомобиль получился достаточно динамичным (скорость 130 км/час, разгон до 100 км/час за 25 секунд), способным преодолевать препятствия (максимальный подъем - 35 градусов) и экономичным (расход АИ-93 - 12-16 л на 100 км).
   
   ------------
   Безусловно, "Нивы" укомплектованы не так хорошо, как их зарубежные собратья, но это не мешает им пользоваться особой популярностью у соотечественников.
   -------------
   
   Производство "Нивы" началось в 1977 году, а с 1981 года выпускалась и модификация "21211" с двигателем от "ВАЗ-21011" мощностью 63 л.с. С момента своего появления "Нива" пользуется стабильным спросом на мировом рынке, чем объясняется отсутствие в программе ВАЗа ее военной модификации, успешно прошедшей испытания в первой половине восьмидесятых.
   Для более полного удовлетворения требований и запросов зарубежных заказчиков были выбраны три направления модернизации: первое - установка нового двигателя на "Ниву"; второе - широкое распространение различных "страновых" комплектаций, учитывающих специфику различных региональных рынков; третье - поддержка местных представителей ВАЗа в выпуске различных тюнинговых вариантов "Нивы".
   
   ---------
   Чтобы удовлетворить все требования избалованного зарубежного покупателя, "Ниву" пришлось значительно модернизировать.
   -----------
   
   В 1988 году появилась "Нива"-кабриолет созданная благодаря усилиям французской тюнинговой компании "Жан Пок". Новинка понравилась покупателям, и волна доделок и изменений "Нивы" стала разрастаться.
   

ПРЕДЫДУЩАЯ НАЗАД СЛЕДУЮЩАЯ
Hosted by uCoz