ГЛАВА ВОСЬМАЯ
   Обгоняя ветер
   
   Случилось так, что создатели первых автомобилей словно бы забыли о сопротивлении воздуха. Сделали быстроходную самодвижущуюся повозку, а форму ей придали высокую, угловатую, ступенчатую и совсем не пригодную для движения в воздушной среде. Первыми спохватились в начале XX века конструкторы специальных автомобилей предназначенных для установки рекордов скорости. Они стали делать машины низкими и узкими, вроде лодок. Это помогло. Потом, используя формы рыб и птиц, стали сглаживать, скруглять поверхности кузова, заострили радиаторы, удлинили "хвосты" и брызговики-крылья, убрали выступающие фонари, закрыли спицы колес накладными гладкими дисками. Но обычные автомобили продолжали сохранять свою каретную форму, пока не приблизились к рубежу стокилометровой скорости. А на этой скорости необтекаемый автомобиль тратит на сопротивление воздуха до трех четвертей мощности двигателя! И соответственно три четверти расходуемого топлива.
   
   --------------
   /а821/
   "Invicta Type S" образца 1925 года. В 1931 году такой автомобиль выиграл "Monte Carlo Rally", а в 1932 году занял там же второе место, несмотря на жалобы гонщиков на недостаточную устойчивость автомобиля на дороге и сложность управления.
   ------------
   ----------
   В начале 20-х годов оценили значение обтекаемости автомобиля немецкие авиаконструкторы Пауль Ярай и Эдмунд Румплер. Они провели ряд опытов с моделями автомобилей в аэродинамических трубах и доказали: чем больший путь должны совершить потревоженные движением автомобиля частицы воздуха, тем больше трение между ними, тем большая мощность расходуется на это трение. Если движение частиц плавное, то трение сравнительно невелико. Когда же частицы наталкиваются на неровности, проваливаются в углубления, то происходит завихрение воздушного потока. Трение частиц возрастает.
   -------
   
   Идеально-обтекаемая форма (в виде сигары), которую уже применяли к самолетам, дирижаблям, торпедам, гоночным машинам, для обычного автомобиля оказалась неподходящей - она создавала неудобства для водителя и пассажиров и тем самым лишало его главной роли - средства передвижения.
   После длительных экспериментов родилась оптимальная форма автомобиля. Естественно у каждой автомобильной фирмы она была своей. Так появился новый класс скоростных, комфортабельных машин, получивших название - спортивные. Это, пожалуй, самая многочисленная разновидность автомобиля, ведь каждая фирма за время своего существования выпустила хотя бы несколько спортивных моделей. Об этих автомобилях, их конструкторах, гонщиках и рекордах можно было бы написать ни одну книгу, но, увы, нам придется познакомиться со всем этим многообразием в пределах только одной главы. Поэтому остановимся лишь на самых выдающихся из них.
   
   1. Мощности "Мерседес".
   
   Пока в первые годы XX века английская фирма "Роллс-Ройс" и французская "Delaunay-Belleville" совершенствовали утонченность форм и изящество своих автомобилей, в Германии фирма "Даймлер" продолжал упрочнять свои позиции среди производителей спортивных автомобилей. Подтверждением этого стал автомобиль "Мерседес", выпущенный фирмой в 1901 году.
   
   -------
   В конце XIX века инженеры Карл Бенц и Готтлиб Даймлер создают компанию "Даймлер-Бенц", выпускающую автомобили. В 1900 году одна из удачных моделей фирмы была названа "Мерседес", в честь дочери одного из совладельцев компании - банкира Эмиля Еллинека. С этого года все автомобили этой фирмы стали выпускаться под именем "Мерседес", сама же компания стала называться "Мерседес-Бенц".
   ---------
   
   На его фоне другие марки автомобилей выпускаемых в Германии стали казаться старомодными. Но фирма "Даймлер" не собиралась останавливаться на достигнутом, продолжая наращивать успех, заложенный великолепной моделью "Мерседеса", на котором был установлен двигатель мощностью 60 л.с.
   Когда в результате пожара на заводе сгорел супермощный гоночный автомобиль (90 л.с.), заявленный для участия в гонках "Gordon Bennett Trophy" 1903 года, вместо него на старт вышла машина мощностью 60 л.с., которой и достался главный приз. Устойчивая работа на скоростях более 130 км/час в режиме гоночного автомобиля (предельно облегченного) или 105 км/час в обычном режиме сделала "60"-й бесспорным лидером среди спортивных автомобилей своего времени.
   
   -----------------
   /а800/
   "Мерседес 60". 1903 г.
   -------------
   -----------
   "Мерседес 60" не только участвовал в пробегах автомобильных спортивных клубов, но и выступал как автомобиль туристического класса. Отсюда неказистые задние колеса и отсутствие брызговиков. По мнению людей, управлявших этим "Мерседесом", даже в настоящее время он кажется на удивление послушным, чувствительным к любым командам водителя, отличается мягким переключением передач и почти бесшумным двигателем.
   ---------
   
   После первой победы "Мерседес" еще в течении нескольких лет прочно удерживал лидирующее положение среди гоночных машин (в частности, в 1908 году одержал победу во Франции в гонках "French Grand Prix" на специально сконструированном гоночном автомобиле с двигателем мощностью 135 л.с.).
   Двадцатые годы внесли свою коррективу в конструкцию спортивных автомобилей - новые правила по ограничению мощности привели к тому, что век таких монстров подходил к концу. Однако "Мерседес" и в этой ситуации не собирался сдаваться.
   Если появление на автомобильном поприще итальянских спортивных машин привнесло приятный аромат новизны и изысканности, то Германия предъявляла свои автомобильные претензии более демонстративным способом - выставляя напоказ грубую силу автомобилей "Мерседес".
   
   ----------
   РИС. Один из первых спортивных автомобилей модели "Мерседес-Бенц". 1911 год. СТР. 76.
   ----------
   --------
   Специалисты пришли к мнению, что в 20-30-х годах нашего века "правила игры" в автомобильном спорте определяли машины, оснащенные моторами с турбонагнетателями. Впервые такой агрегат появился в 1908 году в США и был изготовлен фирмой "Чадвик". В Европе же подобное чудо увидело свет в 1923 году и было установлено на гоночном автомобиле марки "ФИАТ", который, к сожалению, недолго продержался на спортивных треках.
   ----------
   
   В 1921 году "Мерседес" выступил новатором в производстве автомобилей с силовыми агрегатами оснащенными турбонагнетателями. Технологии, разработанные в середине второго десятилетия в процессе конструирования авиамоторов, обескураживали конкурентов "Мерседеса" и приводили их в полнейшее недоумение, когда во время гонки у автомобиля с трехлучевой звездой на капоте "открывалось второе дыхание". Машины уверенно проходили всю трассу и становились победителями не одного Гран-при.
   
   ---------
   /а801/
   Спортивный "Мерседес" образца 1921 года.
   ---------
   ----------
   Сам по себе процесс наращивания мощности моторов начался с двух моделей, представленных на Берлинском мотор-шоу в 1921 году. Рабочий объем моторов этих машин составлял 1,5 и 2,6 л, а мощность - 25 и 40 л.с. При использовании турбонагнетателя и у одного, и у второго количество лошадиных сил увеличивалось, соответственно, на 15 и 25. Эти два мотора положили начало эпопее "Мерседеса" в качестве победителя автомобильных гонок.
   ---------
   
   Позже, охладев к участию в гонках на европейском континенте, "Мерседес" начал готовиться к штурму США в "Индианаполисе-500". Конечной целью этого предприятия было достижение нескольких побед и значительное улучшение и популяризация торговой марки, что в конечном итоге должно было сказаться на результатах продаж автомобилей на американском рынке. Однако "нашествие" на США окончилось полным поражением - из трех машин участвовавших в состязаниях, одна была разбита вдребезги, а вторая и третья заняли 8-е и 11-е места.
   Тем временем в Штудтгарте произошло очень важное событие - новым сотрудником "Даймлера-Бенца" стал Фердинанд Порше, который уже не успел повлиять на судьбу "Мерседесов" в США, но, тем не менее, сыграл огромную роль в будущем автомобильной марки.
   Первоначально перед Фердинандом Порше была поставлена задача улучшить конструкцию машины, принимавшей участие в "Индианаполисе-500". Результатом выполненного задания стали победы в двух гонках, в одной из которых машиной управлял 33-летний Альфред Нойбауэр, позже сыгравший одну из ведущих ролей в спортивной истории "Мерседеса".
   
   --------
   /а802/
   Автомобиль "Мерседес" 30-х годов.
   ---------
   
   В 1934 году начался выпуск новых гоночных автомобилей "W25", которые изготовлялись по последним технологиям и вошли в историю как "Серебряная стрела". Двигатель такого автомобиля имел 8 цилиндров, а мощность его составляла 354 л.с. Такая машина могла развить скорость до 290 км/ч. Именно этот автомобиль обеспечил немецкой фирме первые позиции в мировом автоспорте.
   В 1935 году увидели свет три новые модели "Мерседес-Бенц 130", "150" и "17ОН". Оснащены они были 4-цилиндровыми двигателями, мощностью 55 л.с., причем располагались эти двигатели сзади. Максимальная скорость, которую могли развить эти машины, была 140 км/ч. В 1938 году эти машины были сняты с производства.
   В 1937 году появилась новая модификация "W25" - "W125", а в 1939-м - новый автомобиль "W154", по своим характеристикам схожий с "W125". Именно эта машина участвовала во всех основных гонках 1939 года и была на них победителем. В этом же 1939 году были введены новые правила на ограничение рабочих объемов турбодвигателей, и конструктора "Мерседес", чтобы успеть в срок к новым гонкам, спешно разработали и внедрили в производство новый автомобиль "W165". Так же, как и все предыдущие модели, он был оснащен 8-цилиндровым двигателем мощностью 254 л.с. и развивал скорость до 245 км/час. Этот автомобиль потом трижды побеждал на автогонках в Триполи.
   
   ----------
   Вторая мировая война надолго прервала деятельность "Мерседес" по производству гоночных авто, и возобновлена она была лишь в начале 50-х годов. В 1954 году увидела свет первая послевоенная легковая модель "Мерседес-Бенц 300SL" - "Крылатый Мерседес". Такое прозвище он получил не только за ярко выраженную индивидуальность, стремительный облик и крыловидные двери, но и за спортивные победы.
   ----------
   
   В Европе даже такие гиганты, как "Мерседес", вошли в 50-е годы, испытывая острую нужду в восстановлении своего довоенного имиджа. На то время тон в основном задавали английские "Ягуары". В Штудтгарте раньше других решили вступить в борьбу за рынки, представив покупателю новые автомобили семейства "300". Одному из его представителей, купе "300SL", известному как "крыло чайки", суждено было стать по-настоящему бессмертным.
   
   --------
   /а803/
   "Мерседес 300SL". 1954 г.
   --------
   
   Особое крепление дверей в модели "300SL" - на петлях по центру крыши, воспринимавшееся многими как дизайнерский каприз, на самом деле было функционально оправданной необходимостью. Весьма удачное решение привело к известному теперь дизайну под названием "крыло чайки". И действительно, автомобиль с распахнутыми дверцами напоминал взмахнувшую крыльями птицу, за что и получил прозвище "Галлвинг", что означает "крыло чайки". Индекс "300SL" напоминал, что на автомобиле установлен 3-литровый двигатель, и подчеркивал его сверхмалый вес (от немецкого "Super Leicht"). Способность развить скорость 210 км/ч выделяла "Мерседес" в ряду наиболее мощных гоночных машин того времени.
   
   --------
   В 1955 году на рынок поступила очень похожая на "300SL", но более дешевая и массовая 4-цилиндровая модель "190SL" мощностью 105 л.с. и максимальной скоростью 170 км/ч. Внешне модель хоть и имела сходство с "300SL", но уже не обладала теми достоинствами. К тому же шасси были позаимствованы от модели "Мерседес-Бенц 180" 1953 года. Но купить "натуральный" "SL" могли не все, а иметь что-то похожее - многие.
   -------
   
   За все время своего выпуска модель "300SL" претерпела массу изменений. Один из самых серьезных и забавных недостатков был устранен с началом серийного выпуска - рычаг коробки передач в положении включенной первой передачи упирался в руль. Второй недостаток - это проникновение в салон. Спору нет, вздымающиеся дверцы были очень эффектны. Однако плохая их герметизация и просачивание воды, а также высоко поднятый порог кузова, который при посадке и высадке доставлял определенные неудобства пассажирам и водителю. Все эти факторы повлияли на дальнейшую судьбу машины.
   В 1956 году выпуск "300SL" с 2-местными кузовами купе пришлось прекратить. Однако машина не умерла, а возродилась уже в следующем году с тем же индексом "300", но была он уже на 5 см длиннее и на 10 кг тяжелее "предшественника".
   
   ----------
   /а804/
   Одна из модификаций "300" модели.
   ----------
   ----------
   На протяжении девяти лет выпуска (1954-63 гг.) модель "300SL" получила более десяти модификаций. Но самым престижным остается "Мерседес-Бенц 300SL Галлвинг" самого первого выпуска. Для настоящих коллекционеров это одно из наиболее желанных и ценных приобретений.
   ---------
   
   В 1976 году конструкторами фирмы была разработана совершенно новая экспериментальная спортивная машина, имевшая две модификации двигателей: роторный и дизельный (дизельный впоследствии был использован на легковых автомобилях). В 1978 году эта машина, а называлась она "Мерседес-Бенц-К111", получила совершенно новый, улучшенный по аэродинамическим показаниям кузов из стеклопластика. В задней части корпуса машины был установлен пятицилиндровый двигатель мощностью 230 л.с. При общей массе 1245 кг автомобиль мог развить скорость в 325 км/ч. Во время специальных заездов на этой машине было установлено 14 новых мировых рекордов.
   
   ---------------
   РИС. Интерьер салона современного "Мерседеса". СТР. 78.
   -------------
   
   Что такое автомобильный спорт сегодня для водителей-профессионалов и фирм? Для водителей это, прежде всего способ достижения новых побед и совершенствования своего мастерства. А для фирм-производителей - еще один способ выгодно преподнести и еще раз прорекламировать свою продукцию. Как показывает статистика, после победы той или иной марки на каких-либо престижных автогонках резко возрастает спрос на продукцию фирмы-победительницы, а в настоящее время почти все хорошо известные автокомпании выпускают спортивные варианты своей продукции.
   
   ---------------
   РИС. И в наше время "Мерседес" является одной из самых популярных и престижных марок автомобиля. СТР. 78.
   ------------
   
   2. Порше это не только "Фольксваген".
   
   ----------
   Дизайнерское бюро "Dr. Ing. H. c. F. Porsche GmbH" было организовано Фердинандом Порше-старшим в 1931 году. В 1936 году был разработан гоночный автомобиль "Порше Type 22" для "Auto-Union-GP". В том же году были проведены пробные испытания самого популярного автомобиля "Фольксваген" - "Порше Type 60".
   ---------
   ------------
   /а806/
   Символика фирмы "Порше".
   ------------
   --------
   Предполагалось, что общий объем производства "356-й" модели не превысит 500 штук. Однако до 1965 года, когда производство "Порше 356" было прекращено, выпустили 78 000 машин. Еще большей "долгожительницей" стала модель "Порше 911", которая производится вот уже более 35 лет.
   ----------
   
   В послевоенной Германии первенство среди производителей спортивных автомобилей на первое место начал выходить новичок "Порше". Запустив в 1948 году в производство свою первую модель "356", компания представила на суд общественности небольшое по размеру, обтекаемой формы купе с форсированным двигателем "Фольксваген", которая с первых же дней снискала себе известность на скоростных трассах. Это была первая модель, которая продавалась непосредственно под именем "Порше".
   В 1951 году умер Фердинанд Порше-старший, и управление компанией полностью перешло к его сыну - Фердинанду Порше-младшему.
   
   -----------------
   /а807/
   "Porsche 356А" с кузовом-"купе". 1955 г.
   -------------
   ------------
   Фердинанда Порше-младшего всю жизнь называли уменьшительным именем - Ферри, хотя он, подобно отцу, Фердинанду Порше-старшему (1875-1950 ) был доктором инженерии "гонорис кауза" (то есть получившим ученое звание "по причине заслуг"). Порше-младший родился в сентябре 1909 г. и свою карьеру конструктора начал в 1930 г. в фирме отца. Уже в 16-летнем возрасте Ферри получил удостоверение на право вождения автомобиля и с 1932 г. стал начальником отдела испытаний. Порше-старший в это время работал над опытными образцами "жука" - самого первого "Фольксвагена".
   ------------
   
   В 1955 году на основе модели "356" появился модернизированный автомобиль "Порше 356А" с кузовом-"купе". От более ранней модификации "356" 1948 года его отличало цельное лобовое стекло. А применяемый на этой машине двигатель с четырьмя цилиндрами и подшипниками скольжения или роликовыми подшипниками (в гоночной модификации) коленчатого вала, кроме этого устанавливался еще на моделях "356 -1300" и "356-1600".
   Модель "Порше 356" выпускалась вплоть до 1965 года, и наиболее популярной ее модификацией была "Каррера", оснащенная двигателем "550", с системой смазки типа "сухой картер", двумя свечами на цилиндр, и довольно сложным механизмом - коленчатый вал на роликовых подшипниках и два распределительных вала на каждый цилиндр, приводимые в движение сложной системой конических шестерен.
   
   -------------
   /а808/
   "Порше 356А" с кузовом кабриолет. 1956 года.
   ------------
   -----
   Во время Второй мировой войны Порше-старший со своим конструкторским бюро принимал активное участие и в выпуске "оружия смерти". Совместно с конструкторами Андерсом (фирма "Хенкель"), Гроте, Гареком и другими не менее талантливыми людьми в производство пошли танки "Тигр" и "Пантера" (1942 г.), самоходное орудие "Фердинанд" (1943 г.). В 1944 году появились более тяжелые модели: "Королевский Тигр" и "Ягдтигр". Правда, была еще одна экспериментальная машина - 170-тонный танк "Маус" ("мышонок"). Но ни ей, ни вышеперечисленным моделям не суждено было стать главным в жизни Порше, каким стало конструирование автомобилей.
   ----------
   
   1963 год в Германии был ознаменован появлением очередного автомобиля "Порше" - непритязательного миниатюрного купе с новым двигателем-"шестеркой", снабженным горизонтальными цилиндрами и воздушным охлаждением, одним кулачковым валом на каждый ряд цилиндров, достигающим мощности 130 л.с. Мотор располагался в стиле "Бентли" - позади, вне колесной базы. Позднее вместо простой конструкции подвески задних колес выполненной по схеме "качающиеся оси" и используемой в модели "356", была применена более сложная система. Запущенная в производство в 1964 году, модель получила маркировку "911". Новый "Порше", безусловно, был перспективной моделью, но вряд ли кто-то мог предугадать бешеную популярность, которой пользовалась "911" и ее последующие модификации.
   Конкуренция между моделью "911" и производными от нее моделями была жесточайшей, и столь же впечатляющей была история развития автомобиля "Порше". Как считают специалисты, "Порше 911", благодаря своей оригинальной форме с небольшими бамперами открыла рецепт вечной молодости. Автомобиль был оснащен достаточно сильным мотором объемом 2 литра, развивающим мощность 140 л.с. и был снабжен двухпедальной трансмиссией "Sportomatic".
   
   --------
   /а809/
   Одна из модификаций "Порше 911". 1966 г.
   ---------
   --------
   Впервые новый автомобиль был показан публике на Франкфуртском автосалоне в 1963 году. Конструкцией и внешностью он походил на предшественника, но вот под капотом произошли некоторые изменения. Вместо 2-цилиндрового двигателя был использован 6-цилиндровый с воздушным охлаждением. Сначала автомобиль носил обозначение "901". Но, когда год спустя, на Парижском автосалоне 1964 года, на него стали принимать заказы, фирма "Пежо" уведомила руководство "Порше" о том, что сочетание трех цифр с нулем посередине в качестве индекса модели уже давно принадлежит именно "Пежо". Пришлось ноль изменить на единицу. Итак, в конце 1964 года "Порше-911" со своим 140-сильным "движком" отправился в долгое путешествие по страницам автомобильной истории.
   ----------
   
   Изначально умеренно скоростная туристическая машина, неустойчивая в управлении, модель "911" в 1966 году получила 160-сильный двигатель и вместе с ним новое имя - "Порше 911S". С 1970 года этот мотор рабочим объемом 2341 см3 достигал уже 190 л.с. и имел резко увеличенный крутящий момент, да и шасси было отработано более тщательно, хотя опытные автомобилисты ощущали некоторую медлительность. Водитель, особенно на мокром покрытии, многим рисковал и должен был быть предельно внимательным и аккуратным - появлялась непредсказуемая маневренность и чрезмерная поворачиваемость "Порше", правда, теперь наступавшая на гораздо более высоких скоростях, чем прежде. Конструкторы компании не оставляли своих изысканий в области улучшения управляемости автомобиля и все последующее десятилетие.
   К середине семидесятых годов "Порше" вновь обращается к спортивным автомобилям - появляются такие модели, как "Порше 911 Турбо", еще раз подтвердивший технологическую мощь фирмы успехами на гонках. На смену "Каррера" с 2,7-литровым двигателем и ее преемницы "Каррера RS 3.0" с трехлитровым мотором пришла модель "Турбо", узнаваемая по столообразному заднему спойлеру и хищным колесным аркам. Ее двигатель рабочим объемом 2994 см3, оснащенный турбонаддувом, развивал мощность до 260 л.с. К 1977 году рабочий объем возрос до 3299 см3, а мощность - до 300 л.с. Весь облик автомобиля начал поражать своей мощью.
   
   ------------
   /а810/
   "Порше 911 Турбо". 1974 г.
   -----------
   ---------
   Популярность "Порше" во многом была обусловлена успешными выступлениями машин в автомобильных гонках. В 50-е годы эта марка стала синонимом успеха в соревнованиях. Автомобили "Порше" 15 раз выигрывал 24-часовую гонку "Le Mans" и 14 раз удостаивался титула "World Endurance Champion" в гонках спортивных автомобилей.
   "Порше 911" четыре раза выигрывал знаменитое ралли "Monte Carlo", а в 1984 г. экспериментальный автомобиль "4WD 911 Каррера" стал первым спортивным автомобилем, победившим в гонке "Paris-Dakar".
   ---------
   
   "Турбо" не стремился во всем походить на гоночный автомобиль, тем не менее, обладая воистину ракетоподобной мощью, с высоким уровнем управляемости, этот суперавтомобиль был необыкновенно послушен и, по мнению знатоков-автомобилистов, по-настоящему практичен. За 11 лет своего существования "Порше 911" прошел долгий путь в своем развитии.
   В конце 70-х годов "Порше" предложил вниманию пораженных знатоков автомобилестроения приземистую модель "928", с V-образным восьмицилиндровым двигателем переднего расположения. Она стала великолепным образцом машин класса "гран туризмо", на целое поколение опередивший модель "911" с двигателем, расположенным сзади. "Порше 928" 1977 года стал событием в мире автомобилестроения: обстоятельный, тщательно отработанный автомобиль, с кузовом типа купе, комфортабельный, незаменимый для дальних поездок и при этом с прекрасными характеристиками управляемости и устойчивости - что всегда было отличительной особенностью машин "Порше".
   
   ----------
   /а811/
   Автомобиль "Порше 928". 1977 г.
   ------------
   --------
   Пожалуй именно Фердинанд Порше-младший был последним из немногих людей, создавших автомобильную компанию, видевших ее расцвет и владевших ею до конца своей жизни. Ведь многие конкуренты - "Феррари", "Астон-Мартин", "Лотус", "Ягуар", "Ламборгини" - попали под контроль промышленных или финансовых гигантов. Это грозило бы и "Порше", если бы не нынешний шеф концерна "Фольксваген" Фердинанд Пех (племянник Порше-младшего), который, в свою очередь, делал все возможное для самостоятельности и независимости своего партнера.
   ---------
   
   Не смотря на положительные отзывы критиков модель "Порше 928" постигла неудача. Она не претендовал на роль спортивного автомобиля - ее V-образный восьмицилиндровый двигатель из легкого сплава развивал лишь 240 л.с., уступая по этому показателю мотору "911 Каррера". Автомобиль не отличался и особой изысканностью, как его конкуренты в категории "гран туризмо", в результате чего спрос на машину резко упал.
   Тем временем модель "911" продолжала уверенно лидировать и на спортивных трассах и на рынке. К началу восьмидесятых за ней прочно закрепилась репутация "разумного суперавтомобиля", главным образом благодаря успеху "911 Турбо".
   Рост популярности этой марки был подтвержден в 1983 году появлением нового 3,2-литрового двигателя и спустя два года по индивидуальному заказу на модель "Турбо" начали устанавливать супермощный мотор, развивающий 330 л.с. Модификация "959", берущая свое начало у модели "911", также закрепила престиж "Порше": она была запущена в производство весной 1987 года, причем было сделано всего 200 машин на заказ.
   ---------
   Постепенно модель "928" набирала мощность и стала приближаться к классу спортивных машин, однако поклонники "Порше" по-прежнему предпочитали модель "911". Это был поистине трагический момент, ведь "Порше 928" со временем стал величайшим гоночным автомобилем в мире, но был слишком неординарен и противоречив, чтобы иметь коммерческий успех на рынке.
   --------
   ----------
   /а812/
   Универсальная "Порше 959", способная быть дорожным автомобилем, успешно участвовать в ралли и даже в гонках.
   ---------
   
   "Порше 959" создавался как усовершенствованный "911" и был призван продемонстрировать богатый инженерный потенциал фирмы: планировалась многоцелевая супермашина, нацеленная на гонки, ралли и скоростную езду по шоссе. Основная техническая база заимствована у спортивно-гоночной модели "956" - "959-я" получила от нее пружинно-рессорную подвеску задних колес и большую часть деталей двигателя, горизонтального шестицилиндрового, рабочим объемом 2850 см3, с двумя распределительными валами в каждой головке, четырьмя клапанами на каждый цилиндр и водяным охлаждением. Два турбонагнетателя с промежуточным охлаждением обслуживала тщательно выполненная система управления фирмы "Bosch". И как итог - 450 л.с., передаваемых на все четыре колеса через шестиступенчатую коробку передач. Трансмиссия включала также коробку и четыре программы по выбору передаточных чисел, позволявших держать под электронным контролем углы подъема и спуска. Усовершенствованный привод тормозов дополнила электронная антиблокировочная система (АБС).
   Развивающий и без труда удерживающий скорость 306 км/час, "Порше 959" был полной противоположностью "Феррари F40": бесшумная плавная езда, ощущение полной безопасности - и при этом прекрасные динамические показатели, ничуть не уступающие шумному и капризному конкуренту из Италии.
   "Порше 959" логически завершил развитие модели "911", продемонстрировавшей бесконечный потенциал совершенствования. Однако история этой модели на этом не закончилась - она была дописана в 1989 году, когда появился новый "911".
   1990 год модель "911" встретила в новом обличье и с новой начинкой: с пружинной подвеской передних колес, усилителем руля, двигателем объемом 3,6 литра, с двумя свечами зажигания на каждый цилиндр. Была также разработана полноприводная модификация с возможностью установки коробки-автомата "Тинтроник".
   
   -----------
   /а813/
   Обновленный "Порше 911". 1990 г.
   -----------
   ---------
   Покидая ХХ век "Порше" находится в числе преуспевающих компаний. Налажено производство модели "Бокстер" на заводе "Валмет" в Швеции. Через год после появления "Бокстера" был представлен обновленный вариант. Старая модель "911" пока еще существует, ее продолжают выпускать в исполнениях "Тарга", "Каррера 4" и "4S".
   ---------
   
   Выводя в свет свое новое творение, фирма утверждала, что автомобиль обновлен на 85%, сохранив прежние формы, правда несколько сглаженные. Новая модель была оснащена 3,6-литровым двигателем, имеющим по две свечи на цилиндр, с улучшенной подвеской колес, усилителем руля и тормозами с АБС.
   В противовес грандиозному успеху "911", автомобиль категории "гран туризмо" - "Порше 928" - в восьмидесятые годы потерпел коммерческий крах, не оправдав возложенных на него фирмой надежд. Пытаясь спасти вложенные в модель затраты, ее переконструировали в "Порше 944", безусловно оставившую свой след в развитии спортивных купе, с хорошими динамическими характеристиками и прекрасной управляемостью.
   Конструкторы приспособили к вновь созданному "Порше" 2,5-литровый четырехцилиндровый двигатель, заменив им двигатель модели "Фольксваген/Ауди", поставили более солидный кузов, за основу для которого была взята модель "924 Каррера".
   1985 год начался для "Порше" с новой модели - "Порше 944 Турбо", а закончился оригинальным "Порше 924", снабженным несколько видоизмененным вариантом двигателя модели "944". Автомобили "Порше" продолжали пользоваться устойчивым спросом и поэтому процесс их совершенствования успешно продолжался: в 1986 году серия пополнилась 16-клапанным двигателем "944". В 1988 году общественности был представлен "Порше 944 S2" с трехлитровым 16-клапанным мотором мощностью 211 л.с.
   
   -----------
   /а814/
   Модель "944 Turbo". 1986 г.
   -----------
   
   Очередным подарком конструкторов "Порше" стал дебют в 1993 году на Франкфуртском автосалоне нового поколения модели "911". Новый "Порше" отличался от своего предшественника лишь более мощным (285 л.с.) мотором, некоторым дополнением в салоне и плавностью линий, подчеркивающих те или иные особенности кузова. Спустя два года появился "Порше" с 408-сильным турбодвигателем. Его главные отличия заключались в огромном заднем спойлере и полном приводе на все колеса.
   
   -------
   В 1995 году завершили свой путь так и не оправдавшие надежд модели "928" и "968". После прекращения их производства все силы фирмы были брошены на развитие модели-долгожительницы "911".
   --------
   
   В 1995 году модельный ряд "Порше" увеличился очередным кабриолетом на базе новой "Каррера" и необычным на первый взгляд "Порше-911 Тарга" со стеклянной крышей, убирающейся с помощью электропривода под заднее стекло.
   
   ---------
   /а805/
   Фердинанд Порше-младший. Человек, давший миру "Порше 356" и "Порше 911".
   ----------
   
   Дабы закрепить свое послекризисное положение на рынке спортивных автомобилей и в классе "недорогих" машин, "Порше" в 1996 году представляет совершенно новый тип автомобиля - модель "Бокстер".
   
   --------
   Искусственное название "Бокстер", которое образовано от слов "боксер" (тип двигателя) и "родстер" (тип кузова), как нельзя лучше подходит этому компактному двухместному автомобилю с совершенно новым 6-цилиндровым двигателем, установленным перед задней осью, с жидкостным (а не воздушным, как у "911-й") охлаждением и мощностью в 204 л.с. Модель имеет мягкий (автоматически складывающийся) верх. По желанию можно получить вариант и с жестким верхом. Наконец-то появился "дешевый" конкурент великой "911".
   ------
   
   15 июля 1996 года стало знаменательным днем в истории фирмы: был произведен миллионный "Порше". Им стал "911 Каррера" в полицейском исполнении. Шеф фирмы Фердинанд Порше-младший презентовал юбилейную машину дорожной полиции земли Баден-Вюртемберг. Поистине драгоценный подарок. Что касается самого Фердинанда Порше, то в 1995 году он был награжден одной из высших наград страны - Большим серебряным знаком почета со звездой за заслуги перед Австрийской Республикой.
   
   3. Спортивные модели от "БМВ".
   
   -------
   /а815/
   Символика фирмы "БМВ".
   ---------
   --------
   В 1913 году на северной окраине Мюнхена Карл Рапп и Густав Отто, сын изобретателя двигателя внутреннего сгорания Николауса Августа Отто, создают две маленькие авиамоторные фирмы. Начавшаяся Первая мировая война сразу принесла многочисленные заказы на двигатели для самолетов. Рапп и Отто решают объединиться в один авиамоторный завод. Так в Мюнхене возникает завод авиационных двигателей, который в июле 1917 года регистрируется под именем "Bayerische Motoren Werke" ( "Баварские моторные заводы") - "BMW" (БМВ). Эту дату и принято считать годом основания БМВ, а Карла Раппа и Густава Отто ее создателями.
   --------
   
   В 1936 году, накануне Второй мировой войны лучшей спортивной конструкцией по праву была названа неординарная "БМВ 328", которая в Англии продавалась как "Frazer Nash BMW". Победитель великого множества соревнований - кольцевых гонок, ралли, состязаний в поднятии на холм, - эта машина, с полуобтекаемым кузовом, тщательно отработанным шасси, независимой подвеской передних колес, гидравлическим приводом тормозов и шестицилиндровым верхнеклапанным двигателем рабочим объемом два литра, была адресована знатокам спортивного автомобиля и оставила далеко позади все серийные спортивные машины, не давая опомниться другим автомобильным фирмам и компаниям.
   
   -------------
   /а816/
   Автомобиль "БМВ 328" являлся примером удачного сочетания первоклассного двигателя и утонченного дизайна.
   --------
   
   Начавшаяся война приводит к приостановке выпуска автомобилей. Приоритет вновь отдается авиадвигателям. В 1944 году БМВ первой в мире начинает выпуск реактивного двигателя "БМВ 109-003". Проводятся также испытания ракетных двигателей. Конец Второй мировой войны стал катастрофой для концерна. Четыре завода, оказавшиеся в Восточной зоне оккупации, разрушены и демонтированы. Головной завод в Мюнхене демонтирован англичанами. В связи с производством во время войны авиадвигателей и ракет победители издают приказ о запрете производства на три года.
   Возвращение на рынок спортивных автомобилей было тяжелым и длительным. Лишь в конце 50-х годов БМВ начал постепенно приходить в себя, осваивая легкие спортивные седаны, первым из которых стала модель "1500" 1961 года. Это было началом подъема на вершину автомобилестроения. Потом были привлекательная двухдверная модель серии "1600" и могучая "2002". В результате постоянных поисков на свет появился новый шестицилиндровый "БМВ".
   
   ----------
   /а986/
   Одна из самых популярных послевоенных "BMW", элегантная шестицилиндровая модель "CS"-"купе" с кузовом работы "Karmann". 1958 г.
   ---------
   --------
   В 1933 году начат выпуск модели "303" - первого автомобиля БМВ с 6-цилиндровым двигателем. В 1936 году на БМВ выпускается знаменитая "328" - один из наиболее успешных спортивных автомобилей. С ее появлением окончательно сформировалась идеология БМВ, по сей день определяющая концепцию новых моделей: "Автомобиль - для водителя". Основной же конкурент, "Мерседес-Бенц", следует принципу: "Автомобиль - для пассажиров". С тех пор каждая фирма идет своим путем, доказывая, что именно ее выбор правилен.
   ---------
   
   Изысканное купе "Karmann", разработанное на основе седана "2000", скрывало 170-сильный шестицилиндровый двигатель с верхним расположением кулачкового вала. В результате получился тщательно выполненный автомобиль, где утонченный дизайн вполне соответствовал его техническим характеристикам. Эта машина прочно закрепила за БМВ место участника европейских гонок автомобилей туристского класса и в итоге привела к созданию непобедимой модели семидесятых -легкой "БМВ CSL".
   
   -------
   Последнее тридцатилетие стало для БМВ тридцатилетием побед. Открываются новые заводы, выпускается первая в мире серийная турбомодель "2002-турбо", создается антиблокировочная тормозная система, которой сейчас все ведущие автопроизводители оснащают свои автомобили. Разрабатывается первое электронное управление двигателем. В1983 году Нельсон Пике на автомобиле "Brabham БМВ" становится чемпионом мира в гонках Формула-1. В Мюнхене строится здание штаб-квартиры концерна, а в Ашхайме открывается первый контрольно-испытательный полигон. Для проектирования новых моделей построен Научно-исследовательский центр. В 1970-е годы появляются первые автомобили знаменитых серий БМВ - модели 3-й серии, 5-й серии, 6-й серии, 7-й серии.
   -------
   
   В конце 70-х годов снова пришло время мощных машин. Даже отличающийся консерватизмом БМВ ощутил потребность в создании немецкого суперавтомобиля: им стал "М1" с центральным расположением двигателя, создаваемый как модель для гонок, способная соперничать с "Порше" в "Group 5". К сожалению, заключив договор на производство автомобиля с "Lamborghini", "БМВ" здорово просчитался: итальянская фирма переживала тогда не лучшие времена и была объявлена несостоятельным должником, и проект практически был заморожен. Естественно, планам БМВ выступить в "Group 5" не суждено было осуществиться, и фирма организует свой собственный чемпионат "М1", длившийся всего два сезона. Ради этого было выпущено 399 экземпляров машины, на которых состязались 50 гонщиков.
   
   -----------
   /а817/
   Автомобиль "БМВ - М1". 1981 г.
   ---------
   
   Модель "М1", продержавшаяся на конвейере с 1978 по 1981 год, была оснащена классическим двигателем "БМВ" - "шестеркой" продольного расположения, с четырьмя клапанами на цилиндр, головкой из легкого сплава и двумя распределительными валами. Рабочий объем двигателя составлял 3423 см3, мощность: 280 л.с. - для шоссейных машин, 470 л.с. - для гоночных и почти 850 л.с. - для двигателя с турбонаддувом "Group 5". Мотор был установлен на трубчатой раме, где также монтировался кузов из стеклопластика, так любимого его создателем Джуджаро.
   В итоге получилось двухдверное купе с довольно послушным двигателем, великолепным мягким проходом на поворотах и приличной скоростью - 250 км/час, что вполне отвечало требованиям гоночного автомобиля. Однако модель "М1" не стала для БМВ пробивной, поэтому век ее оказался недолог.
   Смелые инженерные решения стали коньком восьмидесятых годов. В этой связи надо упомянуть о новой разработке БМВ - модели "Z1" 1989-1991 годов, которая стала живой рекламой мозгового центра БМВ - подразделения "Техника", не признающего никаких конструкторских ограничений.
   
   ----------
   /а818/
   Спортивный автомобиль "БМВ Z1". 1989 г.
   -----------
   --------
   Неплохим шагом для фирмы стала покупка в 1994 году за 2,3 млрд. немецких марок промышленной группы "Ровер Групп", а вместе с ней и крупнейшего в Великобритании комплекса по выпуску автомобилей марок "Ровер", "Лэнд Ровер" и "MG". С покупкой этой фирмы список автомобилей БМВ пополнился недостающими автомобилями сверхмалого класса и внедорожниками. В 1998 году приобретена еще одна британская компания - "Роллс-Ройс".
   ---------
   
   Конструкторы-дизайнеры при создании этой модели использовали самые неординарные инженерные решения - кузов "БМВ Z1", собранный вокруг стального оцинкованного каркаса, оборудован полом из композитных пластических материалов и панелями из термопластика, которые снимаются и устанавливаются за полчаса. Кроме этого в машине установлены раздвижные двери, убирающиеся в глубокие проемы одним нажатием кнопки, что моментально преображает автомобиль в открытый кабриолет. Упругие, компактные боковины способствуют улучшению динамических характеристик "Z1", обеспечиваемых также рядом других приспособлений, таких как вогнутый складной верх, играющий роль спойлера, и крыловидное устройство, направляющее поток воздуха под машину, тем самым снижая шум.
   
   -----------
   /а819/
   На смену купе "БМВ 600" пришла модель "850i", оснащенная двенадцатицилиндровым V-образным двигателем. Эта модель, с ее пятилитровым двигателем мощностью 300 л.с., развивает скорость 257 км/час и является скорее машиной туристического класса, чем спортивным автомобилем.
   -----------
   
   В настоящее время БМВ, начавшаяся с маленького авиамоторного завода, производит свою продукцию на пяти заводах в Германии и двадцати двух дочерних предприятиях, разбросанных по всему миру. Это одна из немногих автомобильных фирм, не использующая на заводах роботов. Вся сборка на конвейере идет только вручную. На выходе - только компьютерная диагностика основных параметров автомобиля.
   В течение последних 30 лет ХХ века только концернам БМВ и "Тойота" удается работать с ежегодно увеличивающейся прибылью. Империя БМВ, три раза за свою историю оказывавшаяся на грани краха, каждый раз поднималась и достигала успеха. Для всех в мире концерн БМВ - синоним высоких стандартов в области автомобильного комфорта, безопасности, техники и качества.
   
   4. Спортивное лидерство Британии.
   
   По силе эмоционального воздействия на автомобилистов спортивные модели всегда стояли на первом месте, а модель "Бентли" не просто пользовалась бешеной популярностью, но и способствовала тому, что Англия заняла ведущие позиции в мире автомобильного спорта.
   
   Скорости "Бентли".
   
   ------------
   /а820/
   Символика фирмы "Бентли". 1924 г.
   -----------
   ---------
   Уолтер Оуэн Бентли (1888-1971 гг.) был девятым ребенком в благополучной лондонской семье. Денег в доме хватало, но работать юноша начал рано. По собственному почину он пошел на Северобританскую железную дорогу - сначала кочегарил, потом служил помощником машиниста, а после окончания колледжа в Бристоле стал инженером.
   ----------
   
   В 1919 году впервые в истории автомобильных гонок было заявлено, что автомобиль будет выступать под именем хозяина, капитана Уолтера Оуэна Бентли. "Бентли" на котором был установлен четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 3 литра и двенадцатью клапанами, готовили к соревнованиям, в расчете на многодневный марафон, с немалым гоночным потенциалом. В 1922 году машины "Бентли" выиграли командный приз в гонках "Tourist Trophy", а год спустя один представитель этой славной серии финишировал четвертым в "Le Mans 24 Hours". А еще через год, в 1924 году, на этих престижных соревнованиях было завоевано первое место. Далее следовали призовые 1928, 1929 и 1930 годы в тех же состязаниях. Все эти победы поднимали и без того огромный престиж "Бентли".
   
   ---------------
   /а822/
   Автомобиль "Бентли", победитель 1927 года в "Le Mans 24 Hours". В ходе этих гонок одна из таких машин дошла до финиша первой, потерпев аварию, но сохранив работоспособность.
   -------------
   --------
   Кто сказал, что только с появлением Формулы-1 автомобили начали строить "вокруг мотора"? Молодой инженер Бентли поступил именно так. 4-цилиндровый 3,0-литровый верхнеклапанный двигатель мощностью 80 л.с. агрегатировавшийся с 4-ступенчатой коробкой передач стал шедевром, вознесшим новорожденную фирму почти на автоспортивный Олимп. Поэтому эта машина в 1924 и 1927 гг. побеждала в "Le Mans 24 Hours".
   --------
   
   Однако многие покупатели, не обращая внимания на очевидную спортивную славу этих моделей, видели в "Бентли" прежде всего мощную машину для туристических поездок, высказывая пожелание видеть в ней кузов закрытого типа. Фирма пошла навстречу желаниям клиентов: так в 1925 году появился "Бентли" с шестицилиндровым двигателем рабочим объемом 6,5 литров. В 1928 году с конвейера сошел "Speed Six", модель с короткой колесной базой и двигателем рабочим объемом 6,5 литров. Она объединила два начала - спортивные характеристики четырехцилиндрового двигателя и мягкость шестицилиндрового мотора для туристических машин.
   Некоторые поклонники ратовали за "Бентли" с двигателем рабочим объемом 4,5 литра и с нагнетателем, однако эта модель была выпущена маленькой партией против воли самого Бентли и ни разу не побеждала в престижных соревнованиях. Сам же творец отдавал предпочтение модели "Speed Six", которая выиграла "Le Mans 24 Hours", и инстинкт автомобилиста, судя по результатам, его не обманул.
   
   -------------
   /а823/
   "Бентли Speed Six", занявший в "Le Mans 24 Hours" 1930 года второе место.
   ------------
   --------
   Бентли был в своих инженерных пристрастиях довольно консервативен - в частности, он на дух не переносил нагнетатели, называя их установку "искусственным кормлением". Но один из основных гонщиков команды, Тим Биркин, не просто не разделял неприязни шефа, он буквально помешался на наддуве и уговорил установить на своем автомобиле компрессор. В результате в 1930 году появилась партия из пятидесяти так называемых "Blower Бентли" с установленным перед радиатором объемным компрессором "Roots".
   Дополненный таким образом 4,5-литровый мотор развивал 182 л.с. против 100-130 л.с. в базовом варианте, и автомобиль разгонялся до 201 км/ч. Показатель хороший, чего не скажешь о надежности нагнетателя. Но главная беда была с управляемостью - на "Турист-Трофи" в Ольстере Биркин даже не финишировал.
   ------------
   
   Самым серьезным открытием "Бентли" стал массивный автомобиль 1930 года с двигателем рабочим объемом 8 литров. Знатоки называли его символом, вершиной британского автомобилестроения и его программным автомобилем. После некоторой доработки он мог бы оказаться моделью-победителем, в споре с моделью "Роллс-Ройс Фантом II". Эта машина успешно сочетала в себе требования к практичному автомобилю в городских условиях и была ярко выраженным фаэтоном: открытый 4-7-местный кузов со складным верхом, без стекол, с 4 дверями и 4 окнами. К сожалению, экономическая депрессия 1931 года привела к тому, что "Бентли" пошел с молотка и был куплен компанией "Роллс-Ройс".
   
   ---------------
   /а824/
   Модель "Бентли" в разрезе. Двигатель объемом 4,5 литра и мощностью 182 л.с.
   -------------
   
   Общепризнанным спортивным лидером Британии в 30-х годах по праву считался "Бентли", теперь, по желанию своего владельца "Роллс-Ройса", именуемый "Silent Sport car" (бесшумный спортивный автомобиль). Этот "Бентли", с двигателем от "Роллс-Ройс 20/25" рабочим объемом 3,5 литра, а впоследствии 4,5 литра, обладал хорошей приемистостью и надежным шасси, унаследованным от малого "Роллс-Ройса", в отличие от своих предшественников отличался мягким ходом, хорошей скоростью и великолепными формами, придающими модели изящество и привлекательность.
   Опираясь на популярность "Бентли", в 1946 году "Роллс-Ройсом" была запущена в производство модель "Mk VI", которая подготовила почву для производства широко разрекламированного автомобиля "Континенталь", и "Бентли R-type", появившийся в 1952 году и выпускавшийся вплоть до 1955 года. Она отличалась от своей предшественницы более вместительным багажником и двигателем рабочим объемом 4,5 литра.
   
   -------------
   /а825/
   "Бентли" 1939 года, с двигателем рабочим объемом 4,5 литра. Этот автомобиль уже являлся собственностью компании "Роллс-Ройс".
   ------------
   
   В семидесятые наступление турбонаддува неуклонно росло. Это привело к тому, что в гонку включился даже консервативный "Роллс-Ройс. Его "Бентли Mulsanne Turbo" стал, по мнению знатоков, одним из лучших седанов в мире, даже по сравнению с "Мерседес-Бенц 600SEL".
   Отчаянная попытка возродить к жизни дух "Бентли" в модели "Бентли Mulsanne Turbo" оказалась удачной - модификации "Роллс-Ройс" с эмблемой "Бентли" хорошо раскупались.
   
   Автомобильное семейство "Lagonda" - "Астон-Мартин"
   
   В 1925 году другая английская фирма - "Lagonda" заявила о себе моделью с двигателем рабочим объемом 2 литра. А с 1927 года фирма стала выпускать спортивную разновидность этой модели.
   
   --------
   В тридцатые годы основная конкуренция среди автомобилестроителей Англии развернулась между лучшими двенадцатицилиндровыми моделями: "Роллс-Ройс Фантом III" и "Lagonda 12", заявленной в 1935 году.
   --------
   
   Уже в 1934 году фирма запустила в производство перспективную модель с двигателем рабочим объемом 4,5 литра, занявшую в том же году четвертое место в гонках "Tourist Trophy", что дало толчок к созданию короткобазной модели "Lagonda M45R Rapide", также оправдавшей надежды производителей - в 1935 году она выиграла гонки "Le Mans 24 Hours".
   Расцвет "Lagonda", в 30-е годы значительно продвинувшейся вперед в своем имидже, начался после того, как в 1935 году должность главного инженера компании занял В. Бентли. Модель "Lagonda 12", сошедшая с конвейера в 1937 году была ориентирована на то, чтобы упрочить положение фирмы. Ее конструктор В. Бентли поставил перед собой задачу - добиться максимальной приемистости двигателя на высшей передаче. Задача была выполнена, однако даже приемистый быстроходный двигатель объемом 4,5 литра не принес ожидаемого результата - модель не смогла конкурировать со своими главными соперниками.
   
   ---------
   Производители "БМВ" сделали попытку отказаться от привычного нам устройства стеклоочищения, получившего неофициальное название "дворники". В новым марках автомобилей выпускаемых этой фирмой планируется устанавливать специальные водо-грязеотталкивающие ветровые стекла, обрабатываемые защитным составом, не имеющим цвета и запаха. При достижении автомобилем скорости в 60 километров в час воздушный поток начинает полностью удалять с поверхности стекла разбрызгиваемую воду, а вместе с ней пыль и грязь. Одной обработки ветрового стекла защитным составом хватает в среднем на 25 тысяч километров.
   --------
   
   В 1947 году две английские фирмы - "Астон-Мартин" и "Lagonda" объединились, и выпущенная ими базовая модель "DB2" 1949 года представляла собой комбинацию шасси "Астон-Мартин" и двигателя "Lagonda".
   
   -------------
   /а826/
   Автомобиль - полет дизайнерской фантазии В. Бентли, самая удивительная модель "Lagonda" - "Rapide", с подчеркнутым хвостом, выступающими крыльями кузова и выхлопными трубами. Модель была снабжена двигателем рабочим объемом 4,5 литра.
   --------------
   
   Характерным для этой модели было: тщательно продуманная рама, неразрезанный ведущий задний мост, подвешенный на пружинах, шестицилиндровый двигатель рабочим объемом 2580 см3, достигающий в форсированном варианте мощности 125 л.с. и радующий глаз кузов типа "фастбэк".
   Пятидесятые годы для "Астон-Мартин" стали временем постоянного совершенствования, результатом которого в 1958 году стала новая модель "DB4", выделяющаяся своими прекрасными мягкими линиями итальянской дизайнерской фирмы "Touring". Ее кузов был сконструирован по сверхлегкой технологии "суперлеггера" - алюминиевые наружные панели прикреплялись к легкому трубчатому каркасу, который, в свою очередь, приваривался к раме. Ни у кого не возникало сомнений в том, что это самый удачный автомобиль категории "гран туризмо" среди британских машин.
   
   -------------
   /а827/
   "Астон-Мартин DB4" с кузовом "купе".
   ------------
   ---------
   "Астон-Мартин DB4" обладала магической привлекательностью и не имела аналогов: этакий "английский бульдог" среди мелких шавок. В семидесятые годы было выпущено несколько модификаций этой модели: звероподобный "Vantage" с 370-сильным мотором 1977 года и "Volante" с откидным верхом - годом позже.
   ---------
   
   В конце 70-х годов "Астон-Мартин" сделал ставку на V-образный восьмицилиндровый двигатель собственной конструкции, с двумя распределительными валами в каждой головке цилиндров. Он использовал потенциал, заложенный в его знаменитой "шестерке", снабженной спаренными кулачками, целиком изготовленной из алюминиевого сплава и оснащенной головкой с двумя распределительными валами. Новый 5,3-литровый двигатель имел четыре кулачка и развивал мощность примерно 338 л.с. А внушительная четырехместная модель "DBS" была сконструирована, целиком ориентируясь на двигатель, и развиваемая ею скорость - 257 км/час - поставила машину в один ряд с суперавтомобилями.
   Заявленная в 1976 году, она была запущена в производство лишь в 1978 году, напичканная множеством цифровых приборов и сенсорным переключением передач.
   
   -----------
   /а828/
   Самая известная модификация "DB4" - "Астон-Мартин DB6", узнаваемый по квадратной форме задней части кузова со спойлером.
   ---------
   ---------
   В 1965 году свет увидел последний "Астон" из серии "шестидесятников" - 325-сильный "DB6". Автомобиль представлял собой последнюю модификацию "DB4" с мощным форсированным двигателем, позволявшим разгоняться до 240 км/ч. Внешне он походил на всех своих двухместных предшественников, но вмещал уже четырех человек. На базе "шестерки" в 1966 году впервые были построены несколько образцов с трехдверным кузовом универсал, получившие название "Мгновенье охоты" и предназначавшиеся, естественно, для охоты. Для этого автомобиль был экипирован как нельзя лучше, даже багажное отделение было оборудовано для перевозки гончих собак.
   ---------
   
   Но главный сюрприз среди суперавтомобилей восьмидесятых преподнес "Астон-Мартин". Немногие автомобили могли похвалиться столь пристальным вниманием, с каким общественность ожидала новый "Астон-Мартин", выпущенный наконец в 1988 году под именем "Virage".
   
   -----------
   /а829/
   Семейство "Lagonda" - "Астон-Мартин": на переднем плане - вытянутая "DBS" (таких машин в 1974-1976 годах было выпущено всего семь), сзади - запущенный в производство в 1978 году и буквально напичканный электроникой автомобиль, с характерными ребристыми боками.
   ---------
   -------
   С приходом 80-х годов затруднительное финансовое положение "Астона-Мартина" опять дало о себе знать. В течение семи лет фирму несколько раз перекупали английские и американские промышленные и финансовые группы, но и это не привело к существенным изменениям в делах. Однако "дух" компании оказался куда более сильным, нежели "тело".
   ---------
   
   Он был встречен всеобщим нетерпением и настороженностью. Дух "Астон", вдохновивший фирму на создание выдающихся моделей прошлых лет, таких как "DB4", незримо присутствовал и в этой суперсовременной машине, дизайн которой был разработан модным английским дуэтом - Кен Гринли и Джон Хефферман, а начинка, по своей сути, представляла усовершенствованную древность, но с великолепным новым шасси и 32-клапанной модификацией V-образной "восьмерки" из легкого сплава ручной сборки.
   "Virage" предложил автомобилистам более высокие динамические показатели, изысканность и чувство уверенности, которых не было у его прародителей. Подобная машина заслуживает более бережного отношения в условиях неустойчивой экономики, и могущественный "Форд" (с 1987 года являющийся держателем контрольного пакета акций "Астон") в силах поддержать перспективную модель, особенно с появлением более мощных ее модификаций.
   За всю почти 80-летнюю историю фирма выпустила всего 12 тысяч машин. Причем около 9 тысяч из них до сих пор живы.
   
   ---------
   /а830/
   "Virage" - первая с 1967 года новая модель "Астон-Мартин". Алюминиевый кузов скрывает задний мост типа "Де Дион", но значительно облегченный, тщательно переработанный восьмицилиндровый V-образный двигатель с 32 клапанами, развивающий мощность 330 л.с.
   -----------
   
   Животная мощь "Ягуара".
   
   ------------
   
   /а831/
   Легендарный "XK 120", самый знаменитый из семейства "Ягуаров", активно выступавший в ралли: в 1952 году такая машина впервые выиграла "Золотой кубок", который вручается за троекратное завершение "Alpine events" без штрафных очков.
   --------
   --------
   У спортивного "Ягуара" впечатляющая реакция и выдающаяся стартовая скорость. Серия "SS100", выпускавшаяся в 1936-40 годах. Сделано было всего 198 автомобилей. Это была машина с мотором мощностью 104 л.с. и объемом цилиндров 2664 см3. Она была способна развить скорость до 151 км/ч. А стартовала с места и разгонялась до 90 км/ч за 12,9 секунды.
   ---------
   
   В первые послевоенные годы среди английских фирм, занимающихся производством спортивных машин, бесспорное лидерство принадлежало "Ягуару". В 1948 году эта компания запустила в производство первый массовый автомобиль с двигателем, у которого в головке цилиндров размещались два распределительных вала, а клапаны были установлены V-образно. Речь идет о модели "XK120", отличающейся неординарной конструкцией шестицилиндрового мотора рабочим объемом 3442 см3, развивавшего мощность 162 л.с.
   Несомненный успех специальных моделей "Ягуар C type" и "Ягуар D type", на которых пять раз были одержаны победы в "Le Mans 24 Hours", позволил фирме из Ковентри удовлетворить свои спортивные амбиции. Причем двигатель получился весьма универсальный: с ним даже на роскошном пятиместном "Ягуар Mk VII" можно было развить скорость до 160 км/ч. Великолепные технические характеристики и, как следствие, популярность модели, подкрепленная запуском в 1954 году компактной модификации "Ягуар XK140", сделали фирму самым крупным в мире производителем спортивных машин.
   
   ---------------
   
   /а832/
   "XK140", преемница модели "XK 120", узнаваемая по рисунку ребер на облицовке радиатора и массивным бамперам. Позади нее -следующая модель, "Ягуар XK150", выпускавшаяся с 1957 по 1961 год.
   -----------
   -------
   Основатель фирмы Уильям Лайонс, удостоенный в 1956 г. рыцарского звания и ставший сэром Уильямом, был не только выдающимся инженером и весьма предприимчивым бизнесменом. Он также был тонким психологом - точно знал, чего ждут клиенты, и старался в максимальной степени удовлетворить их запросы.
   Начав в 1922 г. в своем родном Блэкпуле с производства колясок для мотоциклов, названных за изящные очертания Swallow (ласточка), Лайонс вскоре занялся более прибыльным делом - изготовлением автомобильных кузовов, а затем и сборкой автомобилей. Продукция молодой фирмы сразу привлекла к себе внимание: она не только соблазнительно выглядела, но была и необычно дешева - Лайонс и его партнер Уолмсли обладали изумительным талантом снижать себестоимость производства.
   ---------
   
   Успех "Ягуара" был запрограммирован еще до начала шестидесятых годов появлением на свет модели "Е type". А ее дебют в 1961 году произвел эффект разорвавшейся бомбы: плавные изогнутые линии, подобные модели "D type", победительницы "Le Mans 24 Hours", подчеркивали грацию и силу и не скрывали новаторских инженерных решений: независимую подвеску задних колес, дисковые тормоза на все колеса, причем задние были вынесены к главной передаче, и безупречный двигатель "XK" с двумя распределительными валами в головке цилиндров.
   
   ---------
   
   /а833/
   "Ягуар" модели "Е type", представленный в 1961 году, выпускался и с открытым кузовом, и с кузовом "купе". На снимке "Ягуар" соседствует с "Шевроле Корветт" (на заднем плане).
   -----------
   ---------
   Спортивная карьера "E type" началась с нескольких облегченных прототипов. Настоящие же "E type" участвовали во второстепенных гонках с 1961 г. В 1962 г. они заняли 4-е и 5-е места в "Le Mans 24 Hours". Небольшая группа облегченных спортивных модификаций с алюминиевым блоком, системой впрыска топлива, модифицированной подвеской и пятиступенчатой коробкой "ZF" на некоторых экземплярах была подготовлена в 1963 г. Однако в максимальной скорости они уступали модели "D type" десятилетней давности и в международных соревнованиях лавров себе не снискали.
   ---------
   
   К удачным инженерным находкам можно отнести и передовой по конструкции несущий кузов с передним подрамником для крепления передней подвески и двигателя. Эта британская модель была способна конкурировать с роскошными машинами континентальной Европы, а по некоторым показателям даже превосходила их. И хотя этот пробный экземпляр, развивавший скорость 241 км/час, еще не стал серийной продукцией, он уже был известен далеко за пределами своей родины.
   
   ---------
   
   /а834/
   Классический "Ягуар Е type" с двигателем объемом 3,8 литров.
   -------
   ------
   Для участия в "Le Mans 24 Hourse" 1963 года была создана специальная облегченная модель"Е type", Машина получилась почти на 227 кг легче, чем серийная "Е type", благодаря алюминиевому несущему кузову и алюминиевому же блоку двигателя.
   -------
   
   Модель "Е type" добилась мирового признания и стала самым ходовым автомобилем на международном автомобильном рынке, привлекая к себе внимание еще и более умеренной, чем у других фирм, ценой, а ее тип кузова стал весьма популярным: это был как раз тот случай, когда внешность соответствовала внутреннему содержанию.
   В 1971 году "Ягуар" первым вышел на рынок с двенадцатицилиндровой машиной массового производства. Первоначально такой двигатель устанавливался на модель "Е type", к тому времени достаточно устаревшую, что означало возврат к типу прогулочной машины с мягкой подвеской, так как новый 5,3-литровый двенадцатицилиндровый двигатель, мягкий, бесшумный, работал ровно, с ленцой. Не отвечая требованиям спортивного автомобиля, он скорее подходил для моделей "XJ12" и "XJ-S".
   
   ------------
   
   /а835/
   "Jaguar" с суперсовременным V-образным двенадцатицилиндровым двигателем дебютировал моделью серии "Е type" в 1971 году.
   ----------
   ------
   В свое время снятый с производства "E type" планировали заменить спортивным автомобилем - проект назывался "F-type" Но работы над новой моделью были остановлены в 1989 году решением нового владельца - компании "Форд". Будет ли создана когда-нибудь такая модель - покажет ближайшее будущее.
   -------
   
   Несмотря на некоторые погрешности в конструкции выражающиеся в низкой экономичности, "Ягуар" семейства "XJ" занял прочные позиции на автомобильном рынке: тщательно выполненное шасси "XJ6" получило достойный двигатель, и "XJ12 " посрамил даже легендарную "Silver Shadow" "Роллс-Ройса" - настолько высок был его уровень.
   
   ----------
   
   /а836/
   "Jaguar XJ12" - один из самых известных в мире седанов.
   ---------
   
   35-летняя годовщина знаменитого автомобиля "E type" была отмечена в 1996 г. представлением модели "XK8" - на Женевском салоне (купе) и месяцем позже в Нью-Йорке (кабриолет). Обе версии немедленно пошли в серию, заменив собой изрядно устаревший "XJS".
   
   Изящество "Лотуса".
   
   --------
   Самая крупная и, пожалуй, самая известная английская фирма "Лотус Карс" получила свою известность не только благодаря своим спортивным и гоночным автомобилям, но и их безукоризненной службе, элегантной внешности, верности традициям и, конечно же, долголетию.
   ----------
   
   В шестидесятые годы английские спортивные машины постоянно совершенствовались, преуспевая на гоночном рынке. Одно из лидирующих мест среди спортивных автомобилей занимали машины выпускаемые фирмой "Лотус".
   
   ----------
   
   /а837/
   "Лотус Elan". Небольшой вес, хорошая устойчивость, мощный двигатель с двумя распределительными валами сделали "Elan" законодателем скоростных стандартов среди спортивных автомобилей шестидесятых годов.
   -----------
   ----------
   Пресса отзывалась о новой модели восторженно: "Если модель "MGЕ" - король, то "Elan" кажется нам принцем", - писал журнал "Motor", с легкой руки которого "Лотус" называли "одним из самых великолепных спортивных автомобилей мира".
   ---------
   
   Первая спортивная модель этой фирмы не завоевала популярность, поэтому следующей моделью, "Лотус Elan" 1962 года, решил "выстрелить" наверняка: оснастив машину простой хребтовой рамой, на которой крепился легкий кузов из стеклопластика. В новой модели фирма отказалась от неуклюжего и дорогостоящего двигателя "Coventry-Climax", установленного на "Elite", сделав ставку на новейший фордовский двигатель "Anglia", снабдив его головкой собственной конструкции, имеющей два распределительных вала. Удельная мощность автомобиля, весящего всего 673 кг, его устойчивость и легкость управления, отсутствие жесткости хода поставило эту машину выше всех известных тогда гигантов.
   
   ---------
   Мечтам о создании суперавтомобиля в семидесятые годы не суждено было сбыться: топливный кризис 1973-1974 годов, ограничения, связанные с защитой окружающей среды расправились с мощными американскими автомобилями, за ними ушли в небытие мелкие специализированные автомобилестроители Европы.
   "Мазерати" и "Астон-Мартин", когда их положение стало безнадежным, поглотили более крупные производители. Золотой век гигантов с семилитровыми моторами отошел на задворки истории: это подтвердил "Форд", выпустив свой новый "Mustang" со скромным четырехцилиндровым двигателем рабочим объемом всего 2,3 литра.
   ---------
   
   В атмосфере разразившегося топливного кризиса "Лотус" становится основоположником новой тенденции в развитии автомобилестроения, запустив в производство в 1974 году эффектную приемистую и экологически безопасную двухлитровую "Elite". Основанная на технических принципах "Elan" - хребтовая рама и кузов из стеклопластика, "Elite" представляла из себя как бы две искусно соединенные части: четырехцилиндровый мотор рабочим объемом 1973 см3 и блок цилиндров из легкого сплава. Опробованное, хотя и неудачно, впервые в спортивном автомобиле "Jensen-Healey" 1972 года, теперь было применено на "Elite".
   
   --------
   Четырехместная модель "Elite" 1974 года, первая машина "Лотус" с двигателем, изготовленным этой фирмой самостоятельно и имеющим некоторые погрешности: он плохо работал с малой нагрузкой.
   -------
   
   Однако качество "Elite" оставляло желать лучшего, да и двигатель был доведен лишь в более позднем 2,2-литровом варианте, однако в этом облегченном "Лотусе" была заложена умная концепция, показавшая, что хорошие технические характеристики не обязательно зависят от количества цилиндров. Следующая модификация с кузовом "фастбэк" - "Eclat" - заложила основу для модели "Excel", до недавнего времени еще сходившую с конвейера.
   
   ------------
   
   /а838/
   "Esprit Turbo". 1984 г.
   -----------
   
   "Elite" не стала для "Лотуса" конечной целью, и в 1975 году он заявил о производстве модели с центральным расположением двигателя "Esprit". Фактически это был тот же двигатель, что у "Elita", но смонтированный продольно на традиционном хребтовом шасси "Лотуса". Клинообразный кузов, изготовленный Джуджаро, преобразил "Esprit" в ностальгическую машину для поклонников "Порше", "Феррари" или "Мазерати". Отделка и детали выдавали в нем новичка, но великолепное шасси намекало на гоночных предков этой модели.
   В 1987 году фирма предложила новый дизайн для модели "Esprit Турбо" с центральным расположением двигателя, получившей статус суперавтомобиля малой формы в 1981 году, после того как была снабжена турбонаддувом. Более спокойный и поэтому более дешевый, по сравнению с итальянскими моделями, "Лотус Esprit", с двигателем рабочим объемом 2,2 литра, оснащенным турбонаддувом, развивал скорость 257 км/час. Нашлись специалисты, несправедливо критиковавшие его за конструкцию шасси, однако мощность автомобиля ни у кого не вызывала сомнений.
   
   ----------
   
   /а839/
   Модификация "Esprit" с турбонаддувом, развивающая мощность 264 л.с. 1987 г.
   ------------
   --------
   Окончательную популярность модель "Esprit" завоевала сперва в 1977 году с выходом на экран очередного популярного приключенческого фильма о Джеймсе Бонде, где агент 007 (Роджер Мур) использовал "Esprit" в качестве автомобиля-амфибии, напичканной современным оружием. Второе пришествие "Лотуса" на экраны в "бондиане" произошло в 1981 году, когда все тот же агент разъезжал уже на более "крутом" из "Esprit" снабженным турбодвигателем.
   ---------
   
   В конце 80-х годов английская фирма "Лотус" вновь вернулся к своей некогда популярной модели "Elan", создав на ее основе долгожданную новинку - престижную и довольно дорогую двухместную машину, идущую вразрез с общепринятым оснащением спортивного автомобиля приводом на передние колеса. Специалисты фирмы применили в "Elan" патентованную систему взаимодействующих рычагов подвески, что значительно улучшило ее управляемость. "Elan", дебютировавший в 1989 году, был легко управляем и совершенно лишен проблем, с которыми сталкивались гонщики на переднеприводных машинах. Оригинальное инженерное решение сделало "Elan" спортивной моделью прогрессивной конструкции, и никому не пришло в голову говорить о нем как о переработанной технологии семидесятых.
   
   ----------
   
   /а840/
   "Лотус Elan" образца 1989 года. Его двигатель - "Isudsu", с рабочим объемом 1588 см3 развивает мощность 130 л.с., а с турбонаддувом - 165 л.с.
   ------------
   
   В 1992 году состоялась презентация самого лучшего на сегодняшний день "Esprit Спорт 300", а точнее - дорожно-спортивной версии гоночной модели "Х180R". Это существенно более легкий автомобиль, без излишеств, с двигателем мощностью 302 л.с. Благодаря колесам с разъемным ободом и огромному заднему закрылку максимальная скорость машины достигала 260 км/ч, а время разгона от 0 до 97 км/ч составляло всего 4,5 секунды. В серию "Спорт 300" поступил уже на следующий год.
   В октябре 1994 года в Бирмингеме был представлен самый последний вариант - "Esprit S4S". Это еще одна комбинация из уже известных составляющих: к модели "S4" приспосабливаются колесные арки и гигантский задний закрылок от модели "Спорт 300". Этому автомобилю было суждено стать последним 2,2-литровым "Турбо" с шикарной отделкой салона, поскольку компания "Лотус Карс" уже заканчивала последние приготовления к выпуску нового двигателя V8.
   Последней модификацией "Esprit" стала модель "V8 GT". Особенности машины не существенны, разве что "GT" получил, наконец, полностью современный интерьер, посвежел как внешне (обновились спойлеры и заднее антикрыло), так и изнутри (компактный турбомотор V8 с 354 л.с. и 5-ступенчатая коробка передач от "Рено"). Ну и, конечно же, скорость. Она теперь равна 282 км/ч. Чуть-чуть не хватило до трехсот.
   
   --------
   За 23 года своего существования "Esprit" не собирается на пенсию. Даже наоборот. И это несмотря на то, что "Лотус Карс", уже давно не принадлежащий самому себе, смог все-таки сохранить свой национальный дух и гордость аристократа.
   --------
   
   5. Спорт по-итальянски.
   Многоликая "Альфа-Ромео".
   Конкуренция со стороны "Лянча".
   Герой спортивных трасс - "Феррари".
   Неповторимый "Мазерати".
   
   6. "Нашествие" с Дальнего Востока.
   
   7. Двухколесные спортсмены.
   
   8. Спортивная жизнь автомобиля.
   
   -----Глава сокращена из-за отсутствия места на сайте-------
   

ПРЕДЫДУЩАЯ НАЗАД СЛЕДУЮЩАЯ
Hosted by uCoz