Как? и Почему?
I. Вселенная.
От автора (для взрослых)
Маленький человек, придя в этот огромный мир, первым делом пытается понять, куда же он попал. Как устроено то, что окружает его и по каким законам живёт. Едва ребёнок овладевает речью, одними из первых вопросов, которые он обычно задаёт окружающим, являются "Как?" и "Почему?"
По мере того, как ребёнок взрослеет, расширяется диапазон его интересов, и вместе с этим вырастает количество задаваемых им вопросов. Нам, взрослым, следует с огромной осторожностью относиться к подобной попытке детей познать мир. Порой достаточно всего лишь один раз в ответ на его очередное "Почему?" произнести что-нибудь вроде: "не мешай, разве ты не видишь, что я занят", чтобы навсегда отбить интерес ребёнка к познанию окружающего мира. Не многим лучшего результата можно добиться тем, что, будучи поставленными в тупик очередным "детским" вопросом, мы досадливо отмахнемся от ребёнка, как от назойливой мухи и ответим: "не знаю". Не уверен, пропадет ли от этого интерес ребёнка к этому предмету, но уж Ваш авторитет пострадает, несомненно.
Нравится нам это или нет, но задавать вопросы наши маленькие "Почемучки" способны такие и таким образом, что порой даже достаточно образованный человек хватается за голову и, в попытке найти ответ на "детский" вопрос, обращается к "взрослому" справочнику. Обычно это приводит к достаточно глупой ситуации, когда на вопрос типа: "Почему деревья качаются - потому, что дует ветер или ветер дует потому, что качаются деревья", Вы попытаетесь рассказать (если конечно Вы в совершенстве владеете подобной информацией) о перепадах давления, движении воздушных масс, циклонах и антициклонах. В лучшем случае, прослушав Ваш "научный доклад" не более 30 секунд, трех-пятилетний сын (дочка, внук...) поймет, что Вы просто наслаждаетесь своей ученостью, и вовсе не стремитесь пообщаться с ним. Со временем у такого ребенка может выработаться привычка задавать вопрос и не дожидаться на него ответа. Сомневаюсь, что этим Вы поможете ему в разгадке тайн окружающего мира. Если Вы всё же придерживаетесь какого-нибудь новомодного метода воспитания, основанного на том, что с детьми надо разговаривать только "по-взрослому", и зачитывая научный трактат на очередное детское "почему" взбираетесь на кафедру и придаёте своему голосу тон нравоучений, то скорее всего эта книга не принесёт в Ваши отношения с ребёнком ничего нового, а тот "детский лепет" который изложен на её страницах, возможно лишь вызовет у Вас раздражение.
Что ж, каждому дано право воспитывать своих наследников по своему усмотрению. Кто-то не желает тратить своё драгоценное время на всякие там "детские глупости", ну а кто-то наоборот (возможно лишая маленького человечка радостей детства) с первых дней жизни формирует из него как минимум гения, пытаясь превзойти Природу. Не берусь судить ни первых, ни вторых. Каждому своё...
Для всех остальных, кто хочет видеть своего ребенка гармонично развитым, не теряющим живого интереса ко всему происходящему вокруг даже в зрелом возрасте, для тех, кто желает помочь ему разобраться в этом сложном, противоречивом мире, в который он попал, а так же для тех, кто не хочет "бледно" выглядеть в глазах маленького "Почемучки", и возможно даже несколько расширить свой кругозор, стоит обратиться к серии книг "Как?" и "Почему?".
Я надеюсь, что на страницах этой и других книг серии, Вы найдете ответы на многие, уже возникшие к этому времени, детские вопросы. Кроме того, "выкроив" из своего "взрослого" дня немного времени для того, чтобы прочитать ребенку несколько страниц одной из книг серии, Вы, возможно, раздвинете горизонт его интересов в какой-то области, на которую он ещё не обращал внимания. Если Ваша "почемучка" достаточно взрослая для того, чтобы читать самостоятельно, Вам остаётся лишь положить эту книгу на видное место, и мне кажется природная любознательность сама заставит ребёнка раскрыть её. Кто знает, возможно в будущем именно знакомство с этими книгами поможет Вашему ребенку при выборе специальности, и в поисках своего предназначения в жизни.
Думаю никто не станет спорить с тем, что все дети любят сказки. Неоспорим и тот факт, что любят они получать исчерпывающие ответы на свои вопросы. Было бы логичным объединить их увлечения и ответить на интересующий вопрос рассказом, напоминающим сказку. Впервые попытка осуществить это была предпринята в книгах этой серии, и мне кажется она удалась. Для того, чтобы случайно не перейти на тон мудрого (и, как правило, нудного) наставника, рассказывающего о тайнах Вселенной, устройстве нашего мира, этапах развития человеческого общества и успехах технического прогресса, повествование вместо меня будет вести смешной, любознательный человечек - Нуки. Надеюсь, это у него получится лучше и доступней для понимания детей.
Нуки, как и наши маленькие "Почемучки", везде "сует свой нос", порой даже туда, куда, по нашему (взрослому) мнению, и не следует. Он постоянно задаёт свои "Как?" и "Почему?", и получив на них ответ, делится на страницах книги своими рассказами. Вам остается лишь прочитать их своим детям.
Отдельно стоящие предложения, выделенные курсивом, относятся к попыткам автора по-своему объяснить то или иное событие. Обычно это одно-два предложения, и предназначены они лишь для стимулирования Вашей мозговой деятельности. Встретив их в тексте Вы можете поступить тремя способами:
1. Если решите, что они не к чему - пропустите их.
2. Если посчитаете, что они достаточно полно характеризуют ту или иную ситуацию, либо поступок - прочитайте их.
3. Если у Вас создастся мнение, что данный вопрос заслуживает внимания, но изложен очень кратко - постарайтесь развить его в беседе с ребенком.
От автора (для маленьких "Почемучек")
Эта книга задумана для того, что бы помочь тебе разобраться в окружающем мире. В этом тебе поможет твой новый друг - Нуки. Надеюсь, ты с ним подружишься, ведь он будет постоянно сопровождать тебя в путешествии по страницам этой книги.
---------
рис. примерно такой: Озорной мальчишка лет пяти-семи. В шортиках на бретельках, с торчащими во все стороны, из-под панамы, волосами. "Этот и дальнейшие рисунки желательно должны быть выполнены с долей юмора и ориентированны на восприятие ребёнком".
---------
Познакомься, это и есть Нуки. Его приключения начались с того, что...
Впрочем, начнём историю о том, как Нуки познавал окружающий мир с самого начала. Я не уверен, что на самом деле всё происходило именно так как описано в этой книге. Возможно, я что-то выдумал сам, но ведь для этого и существуют сказки.
И так в путь!
1. Познакомимся с Нуки
Ты, конечно же, знаешь, что планета, на которой мы живем, называется Земля. Известно тебе и то, что она имеет форму шара. Большая часть её поверхности (71%) залито водой. Это моря и океаны. Среди них разбросаны участки суши, на которых живут люди. Эти участки называют материками. Я не буду сейчас останавливаться на том, как они появились, какие носят названия, и какие люди на них проживают - об этом будет рассказано позже. Поэтому пока что тебе придётся поверить мне на слово. Все материки занимают большие площади и находятся друг около друга, как соседи. Лишь один материк - самый маленький по размеру, удалён от них на большое расстояние. Он называется Австралией.
Именно в Австралии и началась эта история. Почему именно там? Потому, что это очень интересная и в то же время самая загадочная страна. Она сама похожа на сказку и значит, сказки должны рождаться именно там. Чем же так загадочна эта Австралия, спросишь ты? А взять, например, хотя бы тот факт, что люди в Австралии ходят вниз головой. Не веришь?
Ты можешь сам в этом убедиться, посмотрев на карту.
-------
рис. примерно такой: Карта Восточного полушария с подписанными материками и наиболее крупными островами.
--------
Видишь, мы живём сверху Земли, а те, кто живёт в Австралии - внизу. Чтобы тебе было более понятно, проведём маленький эксперимент. Для этого понадобится обыкновенный мячик и кусочек пластилина. Из пластилина вылепи фигурки двух человечков: одним будешь ты, а другим житель Австралии. Теперь возьмём мячик. Он такой же круглый, как и наша планета Земля, и поэтому с ним будет интересней проводить опыты, чем с плоской картой.
Прикрепи того человечка, который играет тебя сверху мячика, а "австралийца" внизу. Нижнюю фигурку прикрепляй более тщательно, а то она упадёт на пол.
Мы с тобой сделали маленькую модель нашей Земли и даже поселили на ней двух жителей. Теперь внимательно рассмотри на то, что у тебя получилось.
Видишь, как интересно получается: у человечка находящегося там, где мы живем, как и положено голова вверху, а ноги внизу. У человечка живущего в Австралии наоборот голова внизу, а ноги вверху.
А ты еще спрашивал, что загадочного в этой стране? Как видишь в Австралии низ перепутан с верхом. Из этого сразу же вытекает множество непонятностей и вопросов.
Представляешь, люди в Австралии всю жизнь ходят вниз головой?! Интересно, а ты бы так смог?
Теперь проведем другой опыт. Допустим, ты подбросил камень вверх. Как бы высоко он не взлетел, через некоторое время он обязательно упадёт вниз, на поверхность земли (прямо сейчас повторять этот опыт не стоит, а то подброшенный тобой камень может упасть кому-нибудь на голову). В таком случае если для тех, кто живёт в Австралии, верх находится внизу значит, камень брошенный вверх ударит по ногам, а брошенный вниз улетит в небо и никогда уже не вернётся. Разве это не так?
И ещё одна загадка. Ты тщательно прикрепил человечка-австралийца к мячу, поэтому он держится. Но ведь те, кто живет в Австралии не приклеивают свои ноги к поверхности земли. Почему в таком случае они не улетают в открытый космос?
Ты уже наверно понял, что всё это, конечно же, шутка! О том, как на самом деле австралийцы ухитряются жить "вниз головой" ты сможешь узнать, совершив вместе с Нуки увлекательное путешествие. А теперь настало время познакомиться тебе со своим попутчиком.
С виду это самый обыкновенный шестилетний мальчишка, которого можно встретить в любом дворе. Он, как и любой его сверстник, любил погонять мяч, покататься на роликах и даже немного побезобразничать. Единственное, что его отличало от окружающих детей, то, что он был очень любопытен.
Прочитав эти строки, ты можешь возразить, что тоже очень любопытен. Всё правильно! Все дети любопытны по своей натуре, но не все любой ценой стремятся найти ответ на заинтересовавший их вопрос.
Иногда бывают такие ситуации, когда, задав вопрос взрослому человеку, в ответ ты можешь услышать что-то в роде: "Не мешай!" или "Ты всегда не вовремя лезешь со своими глупостями!" или ещё что-нибудь похуже. В такой ситуации ты поступаешь обычно так: обидевшись и ворча что-нибудь себе под нос, ты уходишь. Через некоторое время уже что-то другое захватило твоё внимание.
А что же с твоим старым вопросом? Он так и остался без ответа!
Нуки в такой ситуации поступал иначе. Выслушав в ответ на свой вопрос ворчание взрослого о том, что он занят, Нуки согласно кивал головой и, не вступая в спор уходил. На взрослых обижаться не стоит, многие из них уже забыли, что когда-то и сами были маленькими. Выждав некоторое время, Нуки вновь задавал тот же самый вопрос. Так могло повторяться и два, и три или даже пять раз.
В конце концов, как бы не был занят взрослый, он уступал. Столкнувшись с такой настойчивостью ему ничего не оставалось сделать, как отложив в сторону все свои дела, отвечать Нуки на его вопрос.
Вместе с большой любознательностью в Нуки уживались такие качества, как огромная настойчивость в достижении своей цели, хорошая память и смекалка. Это позволяло ему докопаться до самой сути проблемы, найти ответ на интересующий его вопрос, и даже разобраться в том, что может понять далеко не каждый взрослый.
Семья, в которой родился и жил Нуки, была самой обыкновенной австралийской семьей. Он жил с мамой и папой в небольшом, но очень уютном домике. Папа каждый день ходил на работу, мама хлопотала по хозяйству, а Нуки, хотя ещё и считался маленьким, помогал ей в этом. В свободное время он проводил со своими сверстниками из соседних домов. Они катались на велосипедах, строили крепости, гоняли мяч.
Выходные дни, когда папе не надо было идти на работу, они проводили всей семьёй вместе. Обычно придумывал, чем их семья займется в эти дни - папа. Чаще всего он отвозил маму и Нуки в центр города, и там они целый день гуляли по улицам, посещали парки, музеи, кинотеатры и лакомились мороженным. Но иногда папе надоедала суета городских улиц, и тогда они отправлялись на природу. Расположившись на травке где-нибудь в живописном месте по соседству с рекой, они устраивали пикник. Свежий воздух, тёплое солнце, прохладная вода и множество вкуснятостей которые приготовила мама, весёлые, дружные родители, вот что нужно было Нуки для полного счастья.
Но, к сожалению, такие дни выпадали редко. Это и понятно, ведь нельзя же всю жизнь отдыхать. Но в то же время нельзя и всю жизнь работать. Поэтому папа Нуки, как впрочем, и другие отцы, пять дней в неделю ходил на работу, а потом два дня отдыхал.
Однажды неподалеку от дома, в котором жила семья Нуки развернулось большое строительство. Вначале рабочие сносили старые, ветхие дома, брошенные своими владельцами, и на их месте возводили современные, красивые домики. Любимым занятием местной детворы было смотреть как на месте старого дома, словно по взмаху волшебной палочки вырастал новый. Не менее интересным был и сам момент сноса старого дома.
Как, ты не когда не видел, как ломают старые дома? О-о-о! Это очень увлекательное зрелище. Не удивительно, что все дети, живущие по соседству с Нуки, старались не пропустить этого события. Я попробую тебе про него рассказать. Хотя, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Вначале рабочие выносили из дома вещи оставленные там прежними владельцами. Им они уже больше не были нужны, но могли пригодиться кому-нибудь другому. Поэтому все старые вещи аккуратно складывали около дома, и каждый проходящий мимо мог взять себе из них то, что ему понравилось. После этого приезжал кран, к стреле которого на тросе был привязан большой шар. Все его называли забавным словом "груша". Естественно эта "груша" совсем не была похожа на ту, которая растет на дереве. Строительная "груша" была очень большой и тяжелой и делали ее из чистого металла.
После того как все вещи были вынесены из дома строители приступали к его разборке. Кран раскачивал "грушу" в разные стороны и затем с силой ударял по стене дома. Раздавался страшный грохот, и на стене появлялись трещины. Начинался настоящий поединок. "Груша" пыталась сокрушить дом, а тот в свою очередь пытался устоять под её ударами. Это продолжалось довольно долго. Но, в конце концов, дом сдавался. Стены его рушились, а крыша проваливалась вовнутрь с громким треском.
Детвора из соседних дворов, едва прослышав о сносе какого-нибудь дома, сразу же собирались возле него. Они занимали места за ограждением, которое устанавливали строители, и словно в театре, наблюдали за событиями, происходящими на сцене. Самым интересным моментом для них было, когда после очередного удара "груши" дом разваливался и превращался в руины. После этого, по их мнению, уже не на что было смотреть, и детвора, делясь на ходу впечатлениями, расходились по своим дворам.
Нуки тоже любил наблюдать за тем, как разрушают старые дома. Но его, в отличие от других мальчишек, мало интересовало то, как это делают. Он видел как дом превращается в развалины уже десятки раз, и это успело наскучить ему. Больше всего Нуки нравилось смотреть, как строители выносили на улицу оставленные бывшими хозяевами старые вещи. Чего здесь только не было начиная от ветхой мебели и кончая какими-то старинными, и порой очень странными предметами, название и назначение которых оставалось тайной для Нуки. В таком случае он относил непонятный предмет домой и часами сидел над ним, разбирая и собирая по несколько раз пока не определял его назначение. Но чаще всего предмет так и оставался для него загадкой. В таком случае Нуки шёл к отцу и задавал ему свои "почему".
Первое время папа Нуки ворчал по поводу каждой очередной рухляди, которую сын принес домой.
- Пойми, Нуки, хороший и полезный предмет никто не выкинет, и значит, ты притащил в дом очередную никому ненужную вещь.
Но видя какими глазами смотрит на него сын, смягчался.
- Ну ладно давай его сюда. Так это у нас... Ну, конечно же, сюда засыпают зерна, а за эту ручку крутят. Похоже, на этот раз ты принёс ручную кофемолку. Ещё твоя бабушка пользовалась такой. Так что этой вещицы лет сто, - отец вертел ручку и удивлённо пожимал плечами. - Кстати она вполне исправна. Вот только тут немного подточить, почистить и всё. Не поймешь некоторых людей, как можно было выкинуть такую полезную вещь. Ведь никогда вкус смолотого вручную кофе не сравнится с тем, который даёт электрокофемолка.
Обычно после этого отец чистил, подтачивал, подкрашивал и, в конце концов, оставлял предмет дома. Так происходило и на следующий раз и потом ещё раз и ещё. В результате дом в которой Нуки жил с родителями вскоре превратился в настоящий музей старинных вещей.
2. Нуки и "КНИГА ЖИЗНИ"
Однажды Нуки, как всегда пошёл с ребятами смотреть на то, как будут сносить очередной дом. Строители уже успели окружить дом ограждением и принялись выносить вещи. Начинали они с мебели. Обычно выезжая, жильцы оставляли всю старую мебель, чтобы в новом доме жить с новой. Тут можно было встретить кровати, шкафы, столы со стульями и другие предметы. Но это всё мало интересовало Нуки. За мебелью обычно следовали предметы, которым стоило уделить больше внимания.
Нуки напряжённо следил за каждым движением строителей, готовый в любую секунду сорваться с места, чтобы раньше других выхватить понравившуюся ему вещь. Впрочем, даже более старшие дети редко оспаривали у Нуки право за обладание каким-нибудь предметом. А если такой спор все же возникал, он покупал себе такое право. Порой у Нуки на это уходили все карманные деньги.
На этот раз вещей достойных внимания оказалось мало, и их сразу же расхватали те, кто сидел поближе. У Нуки были с собой кое какие деньги, но пока ему ещё не понравился ни один предмет, за который их можно было бы отдать. У него было странное предчувствие, что они ему сегодня ещё очень пригодятся.
Тем временем один из строителей вынес несколько стопок перевязанных лентой книг и журналов, и осторожно положив их на землю развёл руками.
- Это всё, больше в доме ничего не осталось. Так что ребята попрошу вас отойти подальше - сейчас начнёт работать "груша".
После этих слов детям, на лицах которых явно читалось сильное разочарование, начали возвращаться за ограждение. На этот раз первая часть события, которого они так ждали оказалось совсем не интересной. Среди старых вещей не оказалось ни одной интересной. Но, с другой стороны впереди их ожидала ещё вторая часть. Как только кран начнёт ломать дом можно будет наораться и насвистеться вволю.
Нуки не спешил уходить. Связки книг и журналов, сиротливо лежащие в стороне притягивали его взгляд. Среди оставленных книг особенно выделялась одна. Она была толще всех остальных и имела гораздо большие размеры. Потёртый переплёт говорил о том, что её читали уже не один десяток лет.
Стараясь не привлекать ни чьего внимания Нуки потихоньку направился в сторону книг. Разочарованные дети не обращали на него ни малейшего внимания. Нуки оставалось сделать ещё несколько шагов и книги достанутся ему. Сердце мальчика учащённо билось в груди. Оставался всего лишь один шаг...
Но в это мгновение на стопку книг легла огромная ладонь.
- Ты, что это, хотел забрать МОИ книги? Я первым их заметил и они мне очень понравились.
Нуки поднял глаза. Ну, конечно же! Перед ним стоял ухмыляющийся Том. Нуки давно уже заметил, что Том пользуясь тем, что он старше и сильнее остальных ребят, лишь заметив чей-нибудь интерес к предмету, сразу же присваивал его, а затем отдавал только за деньги. Но так как других чудаков, готовых отдать свои карманные деньги за какую-нибудь рухлядь не было, Том старался не выпускать из внимания Нуки, осторожно преследуя его, словно охотник крадущийся за добычей. Вот и на этот раз, лишь завидя что Нуки не пошел со всеми ребятами, а направился в сторону сложенных вещей, Том безошибочно определил, что его заинтересовали книги и поспешил присвоить их.
- Но ты не расстраивайся, - продолжал Том, и предчувствие того, что ему сейчас достанутся деньги Нуки, сделало его улыбку ещё шире, - возможно кое-что из книг мне не понравится и тогда я пожалуй, отдам их тебе... Ну, скажем по пять долларов за штуку. А впрочем, за тридцать можешь забирать всё.
**Ты, наверное, уже знаешь, что такое деньги. В каждой стране они называются по разному. Доллар - это тоже денежная единица. Это название используется во многих странах мира и поэтому, чтобы не было путаницы их и называют вместе с названием страны. Для Америки это американский доллар, для Канады - канадский, а для Австралии - австралийский доллар.**
Том находился в хорошем настроении, и поэтому делал очень "щедрое" предложение. На него стоило согласиться, пока Том не передумал, но у Нуки таких денег не было. В лучшем случае у него в кармане находилось чуть больше семи долларов.
- Том, если ты позволишь, я бы хотел взять только вот эту книгу, - Нуки вытянул из кармана пять долларов и указал на ту огромную книгу заинтересовавшую его с первого взгляда.
Том, который надеялся получить с этого чудака целую тридцатку огорчился таким положением дел, и улыбка его стала заметно меньше. Но он решил не сдаваться и выманить у Нуки все его деньги.
- Ну, ты и хитрец! Выбрал самую красивую и самую большую книгу. Я вообще собирался её оставить себе. - Том посмотрел на сжавшегося мальчишку и словно пожалев его сказал, - ладно, так уж и быть пятнадцать долларов и она твоя.
Нуки выгреб из кармана всю мелочь, которая там оставалась, и протянул её Тому.
- У меня только семь долларов и двадцать три цента.
- Ладно, годится и столько. Давай скорей сюда деньги и забирай книгу - я сегодня добрый, но могу и передумать.
Сделка состоялась, и каждый из её участников по-своему был довольным собой. Том был рад тому, что ему опять удалось выманить у этого чудака все его деньги, а Нуки тем, что ему удалось уговорить Тома отдать эту большую книгу за половину назначенной стоимости. В то же время Том боялся того, чтобы Нуки не передумал отдавать столько денег за бесполезную, по его мнению, вещь, а Нуки напротив, опасался того, что Том вскоре потребует доплатить ещё денег за эту чудную книгу. Поэтому, едва совершилась сделка, мальчишки разбежались в разные стороны, с такой скоростью, словно увидели приведение.
Дома каждого из них постигло разочарование. Том обнаружил, что карман, в который он положил деньги оказался дырявым. С семи долларов и тридцати двух центов, полученных от Нуки, и собственных карманных денег в нем не было даже и одного цента. Но ещё сильнее расстроился Нуки. Книга была совсем не такой интересной как показалась вначале. Более того, он даже не знал как её читать.
Едва Нуки прибежал домой он первым делом начал очищать переплёт книги от пыли и паутины которыми он покрылся, вероятно, от длительного лежания на чердаке. Как только сквозь пыль проступило название Нуки расстроился первый раз. Буквы были не такими как он привык их видеть, а с какими то странными завитушками. Но самое главное они совсем не хотели читаться.
Нуки побыстрей раскрыл книгу надеясь, что хотя бы на ее страницах он встретит что-нибудь интересное. Но внутри книга была ещё более непонятной. В ней не было ни картинок, ни рассказов. Страница сверху была украшена каким-то непонятным словом, а остальное место занимал черный квадрат, как будто находящийся на этом месте рисунок был кем-то аккуратно замазан чернилами. И так было на каждой странице. Чувство обиды захлестнула Нуки. За что он отдал все свои карманные деньги? Непонятно.
"Может хоть папа разберётся в этих надписях? - с надеждой подумал Нуки. - Тогда хоть какую-то пользу можно будет извлечь из этой книги."
Отец Нуки долго вертел в руках книгу, раскрывал, перелистывал страницы, и вновь закрывал ее, что-то бормоча себе под нос.
- Это написано на французском языке... Хотя нет! Но и на английский это тоже не похоже. Может это русский или немецкий? - он позвал свою жену, маму Нуки, - Дорогая, ты по моему изучала в школе немецкий язык? Не могла ли ты прочитать эти слова?
Мама Нуки, привыкшая к чудачеству своих мужчин, уже не ворчала как прежде когда они своими глупостями отвлекали её забот по дому.
- Нет, это не немецкий. Я вообще никогда не видела таких букв, - сказала она и снова ушла на кухню.
- Ну, что ж, сынок. Ни чем не могу помочь, - сказал в свою очередь отец, отдавая сыну книгу. - Ни на одном известном нам языке эта книга не читается. Мне очень жаль. Остаётся только отвести её дедушке, он знает много языков, может ему удастся что-нибудь прочитать.
Первым желанием Нуки было запустить этой книгой в мусорный бак, но что-то остановило его, и он взяв книгу под мышку побрёл в свою комнату. Праздник был испорчен окончательно.
Придя к себе, Нуки положил книгу на стол и принялся рассматривать её. Почему он сразу же не выкинул эту книгу? Что остановило его?
Наверное, это были его любознательность и настойчивость. К тому же Нуки чувствовал, как от книги исходит какая-то энергия заставляющая прикоснуться к ней. Нуки не мог так просто сдаться не решив загадки этой книги.
"В воскресенье мы поедем к моему дедушке, и он обязательно прочтёт тебя!" - думал Нуки поглаживая переплёт книги.
О! Чудо! Это случилось когда его пальцы погладили выступающие буквы названия книги. Они вдруг засветились мягким голубым светом, и Нуки почувствовал лёгкое покалывание в пальцах. С криком он отдёрнул руку. Буквы некоторое время продолжали светиться, но затем их свечение стало понемногу угасать пока не пропало совсем.
Нуки широко раскрыв глаза смотрел на это чудо. Чувство страха уже прошло, и ему на смену пришло любопытство. Оно подталкивало его и заставило вновь положить пальцы на буквы. Они вновь загорелись и становились всё ярче и ярче пока не залили мягким голубым светом всю комнату. На этот раз Нуки почувствовал, как энергия книги проникает в его тело. Она словно текла по его руке, и Нуки почувствовал, что начинает улавливать какой-то смысл, словно в его голове открылась какая-то дверца. Ему казалось, словно кто-то внутри его начал нашептывать какие-то слова.
Да, нет! Это не внутри его. Это книга пыталась что-то сказать ему. Через некоторое время он начал понимать смысл этих слов. Книга здоровалась с ним. "Меня зовут "КНИГА ЖИЗНИ"" - раздалось у него в голове.
- А меня зовут Нуки, - громко, чтобы его было хорошо слышно, сказал он.
- Я знаю это. Я вообще всё про тебя знаю. Только не надо так громко кричать, чтобы я услышала тебе достаточно лишь подумать, - проговорила книга, - а теперь открой первую страницу и я расскажу тебе про себя.
"Книга говорит! Такое возможно только в сказке. Или может быть я сплю?" - Подумал Нуки. Он был так поражён, что без слов подчинился просьбе.
Книга видимо прочитала и эти его мысли.
- Это не сказка, - ответила она, - и ты не спишь. Это происходит на самом деле. Я просто самая обыкновенная волшебная книга. А сейчас приложи свои пальцы к слову на первом листе.
Нуки подчинился. На этот раз буквы засветились мягким бирюзовым цветом и книга начала свой рассказ.
- Я живу на этой планете уже очень много лет. Я старше любого человека живущего на ней. Да, что говорить, я старше даже самой планеты Земля. Поэтому я знаю ВСЁ! Меня так и назвали - "КНИГА ЖИЗНИ".
Во мне накоплена вся история этой планеты, начиная с её рождения и до настоящего времени. И со всеми этими знаниями я могу поделиться с тобой. Более того, ты сможешь сам принять участие во всех событиях произошедших на этой планете в разные годы. Тебе надо лишь захотеть отправиться в путешествие.
- Я очень хочу! - воскликнул Нуки, но сомнения всё равно продолжали его тревожить. Например, что он скажет родителям - они посчитают его заболевшим, если он им расскажет про говорящую книгу. Ну а в путешествия по старым временам не за что не отпустят. По крайней мере, одного. Вот если бы папу и маму можно было взять с собой.
Ответ книги не заставил себя ждать.
- Я не смогу перенести в другое время человека который не верит в мои силы. А взрослые ни за что на свете не поверят в моё существование. Так что тебе придётся отправиться одному. Родители даже не заметят твоего отсутствия. Ведь это только во время путешествия может пройти множество лет, или даже целая жизнь. На самом деле на это уйдёт не больше времени, чем бы тебе понадобилось на то, чтобы, например, мигнуть. Никто из взрослых не заметит твоего отсутствия. Решайся, тебя ожидает множество увлекательных приключений.
Нуки задумался. С одной стороны, конечно же, нельзя ничего делать без разрешения родителей. Тем более отправляться в такое далёкое, и, скорее всего опасное путешествие. Но с другой стороны, книга говорит, что на это совершенно не требуется времени, и он даже не покинет своей комнаты. Значит, он не в чём не обманет своих родителей. Зато сколько он сможет получить взамен. Подумать только он будет свидетелем рождения Земли. Он пройдёт все этапы развития природы и человека. Пожалуй, стоило рискнуть.
- Я согласен! - сказал он.
- Хорошо! Сегодня уже поздно, тебе надо ложиться спать. Завтра утром мы отправимся в путь.
НАЗАД | СЛЕДУЮЩАЯ |