3. Первое путешествие Нуки
   
   "Почему только утром", - хотел спросить Нуки, но постеснялся. Книга говорила с ним таким убедительным тоном, что ему не оставалось ничего другого, как беспрекословно подчиняться ей.
   Нуки забрался в постель в надежде побыстрей уснуть. Ты ведь знаешь, что когда спишь, то кажется, время идёт очень быстро. Порой, кажется, что только закрыл-открыл глаза, и уже наступило утро. Но в этот вечер Нуки не удалось сразу же уснуть. Едва он закрыл глаза мысли вихрем налетели на него. И это не удивительно, ведь не каждый же день удаётся встретить говорящую книгу, которая к тому же обещает устроить для тебя такие грандиозные приключения.
   Для Нуки наступила бесконечно долгая ночь, которая, казалось, никогда не закончится. Ворочаясь с бока на бок он ждал рассвета. Это было ещё труднее чем дождаться утра в Рождественскую ночь. Ведь после неё на утро ты находишь самые обыкновенные подарки, а на это утро Нуки ожидало сказочное путешествие.
   Лишь под самое утро сон одолел его. Ещё не разу в жизни Нуки не снились такие увлекательные и красочные сны. Несмотря на то, что добрая половина ночи прошла для него без сна, он проснулся бодрым и с хорошим настроением.
   Нуки пришлось использовать все свои душевные силы, чтобы сразу же не взяться за книгу. Он понимал, что лишь после того, как папа уйдёт на работу, а мама займётся своими обычными делами по хозяйству, он сможет отправиться в путешествие.
   Нуки так истомился ожиданием, что когда мама пригласила всю семью к завтраку он примчался в столовую быстрее отца. За столом Нуки ел с такой скоростью, что родители едва замечали мелькающую в его руке ложку. Его поведение не осталось незамеченным. Мама вопросительно посмотрела на отца, но тот в ответ лишь пожал плечами.
   - Спешишь на прогулку со своими друзьями? - практически в один голос спросили родители.
   - Нет. Просто Том дал почитать интересную книгу.
   
   **Нуки не пришлось обманывать родителей. Ведь действительно книга ему досталась от Тома. Единственное в чём он слукавил это в том, что Том не просто дал ему книгу, а продал её.**
   
   Слова Нуки вызвали у отца смех.
   - Представляю себе, что за книгу мог дать тебе Том. Наверное, целиком про кровавые бандитские разборки?
   - На этот раз ты ошибаешься папа. Такие книги самые любимые у Тома, поэтому он никому их не даёт. А на этот раз ему досталась самая обыкновенная книжка, вот он теперь и даёт её всем почитать.
   Поблагодарив маму за завтрак, и попрощавшись с отцом Нуки помчался к себе. Едва вскочив в комнату, он тут же бросился к книжной полке. Книга стояла на том месте где он её вчера оставил. Нуки протянул к ней руку, но она остановилась на половине пути.
   "А вдруг мне всё это только приснилось. Ну, конечно же! Как я мог поверить в то, что какая то книга разговаривает". - Нуки стало стыдно за самого себя. Он считал себя достаточно взрослым, чтобы не верить в сказки, а тут вдруг поверил в такую небылицу. Скорее всего, это был просто сон.
   Из размышлений Нуки вывел голос, внезапно раздавшийся в его ушах. "Ну что, ты долго собираешься так стоять. Мне казалось мы сегодня отправляемся в твоё первое путешествие". Это был голос книги к которой он так и не протянул руку. Едва Нуки коснулся переплёта, книга засияла всеми цветами радуги.
   - Доброе утро, Нуки! Надеюсь, ты хорошо отдохнул, потому, что сегодня сил тебе понадобится много.
   - Доброе утро! - произнёс в ответ Нуки и опустил голову. Ему было неловко за то, что он сомневался в могуществе "КНИГИ ЖИЗНИ". Но с другой стороны, как такое возможно, тоже не укладывалось в его голове. "Скоро во всём ты убедишься сам, - прозвучал в его голове голос книги. - Для этого тебе надо лишь погладить мои страницы".
   Нуки осторожно раскрыл книгу. Первая страница уже была ему знакома, - здесь они познакомились. Нуки открыл следующую и погладил её название пальцами. Буквы засветились приятным зеленоватым цветом и книга заговорила.
   - Сегодня ты отправляешься в своё первое путешествие. Я расскажу тебе о планете на которой ты живёшь. Возможно, тебе что-то покажется непонятным, тогда ты сможешь спросить меня об этом. Итак, в путь! Приложи ладонь к чёрному квадрату нарисованному на этой странице.
   Нуки поступил так как просила его книга. Едва его рука легла на страницу он почувствовал, как мир вокруг него начал изменяться. Комната начала терять свои очертания. Постепенно из неё начали исчезать предметы. Стол, книжный шкаф, кровать и другие предметы, понемногу, словно растворяясь в воздухе, исчезли. Вскоре Нуки уже находился среди совершенно пустой комнаты. Затем он увидел как стены тоже начали растворяться. Он уже был готов задать вопрос книге, но не успел - всё вокруг него погрузилось в темноту. Это произошло так внезапно, как будто кто-то выключил свет. Как не пытался Нуки пошире раскрыть глаза, он так ничего и не увидел. Тогда он попытался прислушаться, но вокруг не доносилось ни одного звука. Нуки почувствовал, как страх медленно обнимает его за плечи.
   - Я ничего не вижу и не слышу. - Закричал он, цепенея от ужаса.
   - Не беспокойся, Нуки. Я рядом с тобой, - раздался голос книги. - Извини я не хотела напугать тебя. Переход в сказочный мир всегда происходит в полной тишине и темноте. Через несколько мгновений ты вновь обретёшь зрение и слух.
   И действительно не прошло и секунды, как свет залил всё пространство вокруг Нуки. Свет был настолько ярким, что ему даже пришлось зажмуриться.
   - Не жмурься и открывай глаза, - раздался голос книги.
   Нуки последовал ее просьбе и осторожно раздвинул веки. То что он увидел так испугало его и заставило вновь зажмуриться.
   - Нуки, открой глаза, - голос книги стал более требовательным.
   Мальчик покачал головой и пробурчал себе под нос:
   - То что я увидел не может быть на самом деле. Только что мы были в моей комнате, а где находимся сейчас мне совершенно не понятно. Я никогда ещё не был в этом месте и оно мне совершенно незнакомо.
   - В том, что тебе это место не знакомо нет ничего удивительного. Ты тут не разу ещё не был, да и не мог бы быть. Мы находимся в Индии, да ещё к тому же не в современной а очень древней.
   
   **Индия - такая небольшая страна расположенная.... Немного про Индию!!!!!!!!!**
   
   Едва слова книги достигли ушей Нуки они разбудили его любопытство, а оно в свою очередь заставило открыть глаза. Оказалось, что он стоял на поляне расположенной среди зарослей деревьев какой-то причудливой формы. Ветки некоторых из растений были покрыты множеством небольших цветов. Тёплое солнце ласково согревало мальчика. Гомон и крики тысяч обезьян и птиц неслись с верхних веток деревьев. Нуки как заколдованный, широко раскрыв глаза смотрел вокруг.
   - Твоё первое путешествие начнётся именно с Древней Индии. Тут возникло одно из первых представлений древнего человека о форме нашей планеты. И хотя оно сильно отличается от современного, мне кажется, тебе будет интересно послушать его. - Проговорила книга.
   - О, конечно же! Но разве человек хоть на минуту сомневался что Земля по форме напоминает огромный шар?
   - Сейчас ты всё узнаешь сам. - Ответила книга, и Нуки показалось, что она произнесла это как-то загадочно. - Скоро через эту поляну пройдёт караван погонщиков слонов. Ты назовешься специалистом, которого интересуют вопросы о строении Земли. Они отвезут тебя к своему учителю, чтобы ты смог с ним обменяться мнениями о нашей планете.
   
   **Учителем называют такого человека, который хорошо разбирается в каком-нибудь деле и показывает другим своё мастерство. Таким образом, он учит их тоже хорошо разбираться в каком-нибудь деле.**
   
   - Но ведь это будет ложью. Я всего лишь маленький мальчик, и совершенно ничего не знаю о строении Земли.
   - Ты зря пугаешься. Ведь ты сам только что говорил о том, что без сомнения Земля имеет шарообразную форму. Ты расскажешь об этом местному учителю, а он в ответ расскажет, как Земля представляется ему.
   Нуки ещё не успел возразить, как раздался треск ломающихся веток и на поляну вышел огромный слон. На спине животного сидел очень странно одетый мужчина, его голова была обмотана куском материи.
   
   "*
   рис. примерно такой: слон выходит из кустов. На спине сидит мужчина. Одет в набедренную повязку из ткани, на голове тюрбан.
   "*
   
   Только сейчас Нуки заметил, что он и сам одет таким же образом. Вокруг его бёдер была обмотана цветастая ткань, а на голове, как и у погонщика слона, была одета такая же смешная шапка. Светлая кожа Нуки потемнела и стала красивого светло-коричневого цвета. Он ещё не успел по настоящему удивиться этому перевоплощению, как у него в ушах зазвучал знакомый голос: "Это всё сделано специально для того, чтобы ты был похож на местных жителей. Если бы ты предстал перед ними в своих любимых джинсах и майке, то, скорее всего тебя бы приняли за призрака и просто убежали от тебя".
   Пока Нуки рассматривал себя и незнакомца, тот остановил слона. Погонщик заговорил с Нуки и хотя из его рта вылетали какие-то гортанные выкрики, мальчик, к своему большому удивлению, понял их смысл.
   - Приветствую тебя незнакомец. Куда ты держишь путь и как он далёк?
   В ответ на приветствие погонщика изо рта Нуки вырвались какие-то звуки. Смысл их был примерно таким:
   - Я тоже приветствую тебя. Меня зовут Нуки. Я иду в ближайшее селение, чтобы узнать, что думает ваш народ о строении нашей планеты.
   Погонщик пожал плечами.
   - Я про это ничего не знаю. Но в нашем селении живёт мудрый старец, - он знает всё. Старец учит людей и думаю, он расскажет о том что тебя интересует. Я лишь могу отвезти тебя к нему.
   Выслушав ответ Нуки, полный благодарных слов, погонщик дал команду. Хобот животного нежно обнял мальчика за талию и не успел он даже испугаться как уже сидел на спине у слона рядом с погонщиком.
   - Держись крепче, - раздалось над ухом у Нуки и он со всех сил обнял покрытую шершавой кожей шею животного.
   Почти час ушло у них на то, чтобы продираясь сквозь заросли добраться до селения. Оно представляло собой десяток хижин изготовленных из бамбуковых стволов покрытых тростником и листьями, расположенных вокруг большой поляны.
   Посреди поляны, на возвышении сидел седовласый старец и что-то рассказывал окружающим его людям. "Это и есть учитель", - подумал Нуки, и сердце мальчика учащённо забилось в предчувствии того, что в его путешествии наступает тот момент, когда ему удастся получить первые знания.
   Погонщик слез со слона и почтительно склонив голову начал ждать когда старец заговорит с ним. Когда учитель закончил излагать свою мысль он обратил взгляд на мужчину и сопровождающего его мальчика.
   - Ты что-то хотел спросить у меня, Стинх? - важно спросил старик у погонщика.
   Тот в ответ оживлённо закивал головой и виновато произнёс:
   - О да, великий учитель! Мне очень неловко отрывать тебя от дел, но мальчик, которого я встретил в лесу интересуется, известно ли нам как выглядит окружающий нас мир. Не мог ли ты, о мудрейший из мудрых, рассказать ему об этом?
   Старик некоторое время гладил свою бородку, словно раздумывая, а стоит ли тратить время на такой пустяк, но затем кивнул головой.
   - Хорошо! Я расскажу про это, слушай внимательно, мальчик. Не вызывает сомнения тот факт, что всё пространство вокруг нас заполнено водой. У этой воды нет ни начала, ни конца. Это огромное море у которого нет и не может быть берегов. По морю плывёт огромная черепаха, на спине у которой стоят большие и сильные слоны. Наша планета представляет собой плоский и круглый предмет, который покоится на спинах у слонов. Доказать это очень просто: только огромная черепаха способна плыть по бесконечному морю, и только сильные слоны могут удержать большую и тяжёлую планету. Всё это выглядит примерно так. Тебе понятно?
   Старик принялся рисовать на песке картинку.
   
   ** рис. примерно такой: океан - черепаха - слоны - плоская Земля, покрытая реками, равнинами и горами. **
   
   Всё это старец произнес так убедительно, что Нуки в начале даже не нашелся, что ему ответить. Но пока учитель занимался своим рисунком мальчик смог собраться с мыслями.
   - Я не согласен с тобой, уважаемый. Наша планета не может быть плоской. В таком случае были бы невозможны кругосветные путешествия, когда человек выходил из одной точки и через некоторое время возвращался туда же, - Нуки взял в руки один из предметов лежащих у ног старца и высоко поднял его над головой. - Вот на что похожа наша планета. Она имеет форму шара.
   
   **Нуки имел в виду не воздушный шар который тебе надувает папа, когда вы идёте на праздник. Такие шары могут быть различной формы, и круглые, и похожие на грушу, и даже вытянутые, как сосиски. Нас же интересуют только те которые имеют правильную круглую форму. Но среди надувных шаров редко можно встретить такие, поэтому лучше посмотреть на мяч. Именно такую форму имеет наша планета.**
   
   Его слова вызвали тихий ропот среди учеников старца. Им было непонятно, как этот юный чужестранец осмелился усомниться в справедливости слов их учителя, и пытается изменить их веру в основу всех основ - форму Земли.
   Нуки, воодушевлённый тем, что ему удалось поразить взрослых людей своими знаниями продолжал говорить.
   - Вот смотрите, человек вышел вот от сюда, - Нуки ткнул пальцем в шар, а затем, проведя им вокруг его поверхности вернул палец в то место откуда начиналось движение, - и через некоторое время вернулся туда же. Это самое лучшее доказательство того, что Земля круглая.
   
   -
   рис. примерно такой: глобус по которому идёт человечек. Его следы опоясывают глобус.
   -
   
   Шум на поляне значительно усилился. Ропот перерос в крики и стоны. Многие из присутствующих на поляне оцепенели от ужаса, другие впали в панику. Ведь то что говорил этот мальчик могло сломать все их представления о окружающим мире и тогда многие законы природы вновь бы стали необъяснимыми. Люди в отчаянии тянули руки к учителю, как бы прося у него защиты и помощи.
   - Ты ещё очень молод и поэтому для тебя допустимы такие бездоказательные заявления. Я ничего не слышал о путешествиях которые ты назвал кругосветными. Но даже если такие путешествия возможны, то они лишь подтверждают правильность моих знаний.
   Учитель взял в руку вырезанный из неизвестного материала диск.
   
   **Диск - это такая плоская и круглая фигура. По форме он напоминает обыкновенную неглубокую тарелку**
   
   - Если человек выйдет отсюда и пройдёт вот так, то как раз попадёт в то же место из которого вышел.
   Старец провёл пальцем по краю диска. Люди вокруг облегчённо вздохнули, а учитель с гордым видом посмотрел на Нуки.
   
   -
   рис. примерно такой: диск раскрашенный под глобус. По краю идёт человечек. Следы его шагов замыкаются по окружности.
   -
   
   Нуки от удивления не нашёл, что ответить. Казалось, такой неоспоримый факт, что Земля круглая не требовал доказательства, а тут он натолкнулся на такое непонимание. Нуки начал лихорадочно подыскивать ещё какие-нибудь примеры, а учитель тем временем продолжал поучать мальчика.
   - Ты видел реки текущие по поверхности нашей планеты?
   Нуки механически кивнул головой недоумевая куда клонит седовласый учитель.
   - И ты, наверное, видел большие воды называемые морями? - допытывался старец, и его улыбка становилась всё хитрее.
   Нуки ничего не оставалось, как вновь согласиться с ним.
   Учитель сделал знак рукой. По его команде был принесён кувшин воды.
   - Как по твоему все эти воды держатся на поверхности Земли, если она кругла как этот предмет?
   Старец взял из рук Нуки шар и полил на него из кувшина. Вода ручейком стекла по поверхности шара и ни одной капли не задержалось на ней.
   - Вот видишь? Ты оказался не прав! - выждав пока затихнут ликования его учеников, старик продолжил. - А теперь возьмём предмет который по настоящему похож на нашу планету.
   Учитель положил на землю диск и полил на него из кувшина. Часть воды стекло, но в некоторых местах на поверхности диска образовались лужи.
   - Вот видишь? - вновь спросил старец, ткнув в одну из них пальцем. - Это и есть наши реки и моря.
   Нуки лишь приоткрыв рот и широко раскрыв глаза смотрел на диск и на лужи воды оставшиеся на его поверхности. "Земля имеет форму шара", - это он знал твёрдо. Но по всем доказательствам которые привёл древний учитель выходило, что она действительно плоская. Не успел Нуки придумать что-нибудь такое, чтобы смогло разубедить старца, как тот привёл следующий пример своей правоты.
   Учитель поднял с земли кусочек глины и слепил из неё фигурки двух человечков. Одну из них отдал Нуки.
   - Это мы с тобой. Сначала покажи мне как живёшь ты на своём шаре, а затем я покажу тебе как на самом деле живут люди.
   Как ни пытался Нуки поставить своего человечка на шар это ему не удавалось. Фигурка всё время соскальзывала и падала на землю. Это происходило даже на самом верху шара. Нечего было даже пытаться поставить глиняного человечка на том месте, где на глобусе располагалась Австралия.
   Зато старец, под восторженные крики своих учеников, спокойно поставил свою фигурку на диск. Она надёжно стояла на нём не пытаясь куда-либо свалиться.
   - Надеюсь теперь ты понимаешь, как заблуждался относительно формы нашей планеты? - спросил старец и с гордым взглядом обвел присутствующих.
   Нуки ничего не оставалось, как понуро кивнуть головой. Как только окружающие перенесли своё внимание на самодовольно ухмыляющегося старца, он незаметно покинул поляну.
   От обиды Нуки хотелось разрыдаться, но лишь то, что книга постоянно следит за ним остановило его. Едва он подумал о том, что хорошо бы вернуться домой, как всё вокруг вновь потемнело. Через некоторое время темнота начала рассеиваться и Нуки оказался в своей комнате. Рука его так и продолжала лежать на странице, но квадрат под ней уже не светился такими яркими красками. Через некоторое время он стал вновь черным. Первое путешествие закончилось.
   
   4. Нуки вновь отправляется в путь
   
   Книга не обманула Нуки. За время его длительного путешествия в Древнюю Индию в его мире не прошло и секунды. Его отсутствия никто не заметил. Нуки осторожно поставил книгу на полку и вышел из комнаты.
   Мама как обычно суетилась на кухне. Видя что сын едва войдя в комнату сразу же вышел оттуда с грустным видом она спросила:
   - Нуки, ты же собирался почитать?
   - Что-то не хочется, мама. Пойду лучше на улицу к друзьям, подышу свежим воздухом. Надеюсь, ты не против?
   - Да, пожалуй, сходи. А то у тебя такой вид, что я начинаю бояться, уж не заболел ли ты.
   Нуки проскользнул в дверь и вышел на залитый солнцем двор. К друзьям идти расхотелось. Нуки хотел побыть в одиночестве и ещё раз пережить в воспоминаниях своё путешествие.
   "Как получилось, что древние люди не понимают элементарных вещей? И почему я не смог как следует это им объяснить?" - задавал он себе вопросы, но ответов пока не находил. Так он пробродил по двору до тех пор пока мама не позвала его обедать. "Пойду и посоветуюсь с книгой," - решил Нуки.
   Но сразу после обеда это сделать ему не удалось. Почти до самого вечера Нуки помогал маме по хозяйству и даже сходил в магазин. Когда же он, наконец, освободился, желание поговорить с книгой почти пропало. Несколько раз Нуки делал такие попытки, но каждый раз останавливался боясь не услышать ответов на свои вопросы. После ужина он почувствовал себя таким уставшим, что не задумываясь отправился спать.
   Утро следующего дня прошло по обычному распорядку. Когда отец ушел на работу, а мама занялась своими делами, Нуки отправился в свою комнату. Книга уже ждала его и так была обрадована его приходу, что казалось сама спорхнула с книжной полки.
   - Рада тебя видеть, Нуки. - сказала она. - Как я вижу наше вчерашнее путешествие родило в твоей голове столько вопросов на которые ты не получил ответа, что я даже испугалась как бы у тебя не пропал ко мне интерес.
   - Я бы не был Нуки если бы так произошло. Мне надо обязательно докопаться до самой сути. Я хочу знать, что же было дальше. Когда люди поняли, что Земля это огромный шар? Я готов отправиться в следующее путешествие.
   - Очень рада, что ты не испугался трудностей, - бодрым голосом ответила книга, - значит, я не ошиблась в своём выборе. А теперь в путь!
   Вновь темнота окутала Нуки, а когда появился свет он увидел, что находится не в том месте где оказался вчера.
   - На этот раз мы посетили с тобой Грецию. Хотя наше первое путешествие было лишь вчера, на Земле за это время прошло очень много лет. Древнюю Грецию я выбрала не случайно. Здесь в старые времена очень сильно были развиты наука и культура. Древние греки серьезно интересовались тем, что окружает их в этой жизни. В отличие от других древних народов, они уже не случайно, а специально наблюдали, изучали и записывали свои наблюдения.
   
   ** Вкратце про Грецию. Аналогично Индии **
   
   Только сейчас Нуки заметил, что он стоит на небольшом холме, вокруг которого на многие мили простирались виноградники и посадки оливковых деревьев. У подножья холма располагался какой-то город. Сверху Нуки были видны его дома, улицы и даже жители прохаживающиеся по ним. Но с ещё большим любопытством мальчик рассматривал одетые на него одежды. Ноги Нуки украшали деревянные, но удивительно лёгкие сандалии. Тело мальчика было обёрнуто в большой кусок белой материи напоминающей простынь. Кожаный ремень перехватывал простынь на талии. Цвет его кожи так и остался светло-коричневым, а вот волосы сделались короткими и кучерявыми.
   
   -
   рис. примерно такой: мужчина стоит со свитком в одной руке и пером (или что там у них было для письма) в другой руке. Для одежды и внешности может послужить древний грек, римлянин - какими мы их привыкли видеть.
   -
   
   - Так ты похож на стопроцентного грека. - Сказала книга видя как Нуки пытается привести в порядок свою причёску. - Но не отвлекайся. Сейчас тебе предстоит встретиться с очень знаменитой исторической личностью. Зовут его Пифагор.
   
   ** Пифагор жил в Древней Греции в VI (шестом) веке до нашей эры. Это было очень давно, примерно 2500 лет назад. Пифагор был знаменитым учёным. До наших дней дошли многие его работы в области математики и философии. Когда ты пойдёшь в школу и познакомишься с такой наукой как геометрия, то будешь приятно удивлён тем, что целый огромный закон описывающий правила построения треугольников носит имя Пифагора. **
   
   - Пифагор живёт в этом городе который расположен перед тобой. Ему уже известно не только то, что Земля имеет форму шара, но и то, что все планеты окружающие её тоже шарообразны. Попроси его, чтобы он рассказал тебе как Древние греки пришли к такому открытию.
   Хотя Нуки ещё не встретился с Пифагором, но по рассказам книги уже начал уважать его. И действительно, человек который сделал такое открытие не имея никаких специальных приборов, а лишь любознательность и наблюдательность, заслуживает уважения.
   - Но захочет ли такой мудрый человек разговаривать со мной?
   - А ты поступи хитрее. Пифагор, как любой учёный своего времени обычно прогуливается за городом в окружении своих учеников. В дороге он объясняет им различные процессы происходящие в мире и отвечает на вопросы. Постарайся притвориться одним из его учеников. Когда великий Пифагор сделает паузу в своём рассказе, попроси слово и расскажи то, что ты узнал о Земле во время своего путешествия по Древней Индии.
   Нуки больше не желая терять ни минуты бросился к городу. От быстрой ходьбы песок забивался к нему в сандалии, ветер развивал одежды, но эти неудобства уже не могли остановить Нуки. Он спешил на встречу с величайшим ученым Древней Греции.
   Весь взъерошенный и в сбившимся одеянии Нуки ворвался в город. Стражник у ворот, вооружённый мечём и щитом, остановил его.
   - Куда ты так мчишься мальчик, словно тебя преследует множество разбойников?
   - Я спешу на встречу с Великим Пифагором. Не подскажешь ли ты мне, о храбрый воин, где я могу его увидеть.
   Стражника тронула вежливая речь Нуки и в ответ он поинтересовался, не желает ли мальчик, чтобы его проводили к учёному. В ответ Нуки произнес речь наполненную благодарностью и воспевающую храбрость воинов Древней Греции и заботу жителей о чужестранцах. Ему не приходилось даже подбирать слова, они сами складывались во фразы и слетали с языка.
   Когда Нуки закончил говорить, стражник слегка поклонился ему и поманил мальчика за собой. Они шли по шумной улице заполненной торговцами, снующими взад-вперёд покупателями и просто праздношатающимися греками. Вскоре улица закончилась и стражник свернул в тихий переулок. Пройдя ещё немного, стражник подвёл Нуки к воротам большого забора опоясывающего красивый дом.
   - Пифагор живёт здесь. Постучись. Если учённый не занят, тебя пропустят к нему.
   Нуки поблагодарил любезного воина и ударил кулаком в массивные ворота. Ему казалось, что он вложил в удар всю силу, но створки даже не шелохнулись. Мальчик постарался постучать посильней. Через несколько минут, когда Нуки уже отбил себе кулаки и истратил почти все силы, ворота вдруг распахнулись. Бородатый охранник большого роста с любопытством посмотрел на стоящего перед ним мальчика.
   - А я думаю, кто это скребётся в дверь так долго. Теперь понятно - это всего маленький мальчик который не знает, что для того чтобы постучаться служит специальный молоточек.
   Охранник показал Нуки на молоток висевший на верёвке. Его удар гулом разнёсся по всему саду.
   - Вот видишь, так тебя сразу услышат.
   Нуки низко опустив голову и растерянно рассматривал свои сандалии. Он боялся, что этот, грозного вида охранник, не впустит его к учёному. Используя весь запас вежливых слов существующий в древнегреческом языке Нуки обратился к сторожу.
   - Прошу прощения, о великий воин! Я действительно не знал об этом. Мой путь лежит из далёкой страны и хотел бы встретиться с Пифагором. Если Великий учитель не очень занят, может он согласится поговорить со мной?
   Подкупленный добрыми словами охранник пропустил мальчика в сад окружавший дом. Как и предполагала книга Пифагор в окружении своих учеников прогуливался по саду. Нуки присоединился к ним и постарался как можно ближе пробраться к учёному. Через некоторое время это ему удалось и он прислушался к тому, что рассказывал Пифагор своим ученикам.
   - Сегодня я вам расскажу о том как на Земле появилась наука математика. История зарождения таких наук как геометрия и арифметика, а именно из них состоит математика, теряются во тьме веков. К тому времени, когда люди научились писать, они имели уже некоторый запас геометрических знаний. Так, например, такой древний народ, как египтяне уже много лет назад умели определять площади различных фигур. Знали они так же и о том как рассчитываются объёмы фигур и многое другое. Когда я читал записи сделанные в Вавилоне того же периода, то с удивлением для себя отметил, что проживающие там люди частично решили задачу построения треугольников, которая теперь называется моим именем.
   Пифагор скромно опустил глаза, так как последние его слова потонули в звуках аплодисментов. Так ученики пытались выразить свое восхищение уму и скромности Великого учителя. Когда овации начали стихать Пифагор продолжил свой рассказ дальше.
   - И всё же, несмотря на то, что у этих людей было накоплено достаточно знаний, такая наука как математика ещё не появилась. Это произошло из-за того, что в странах о которых я рассказывал научные знания напоминали сборник мало связанных между собой полезных рецептов. В записях тех лет их даже излагали так, словно это были какие-нибудь советы по кулинарии или домоводству.
   Греческая наука возникла гораздо позже чем у народов Египта или Вавилона. Но именно в Греции произошло коренное преобразование способа изучения этих предметов. Мы начали относиться к ним как к науке.
   Учитель с любовью посмотрел на внимательно слушающих его учеников. Десятки глаз были устремлены на него, десятки ушей ловили каждое его слово. Он не увидел ни одного пустого взгляда, безразличного выражения лица. Было видно, что Пифагор доволен своими учениками, и гордился ими. Ведь именно им придётся продолжать начатое им дело - развивать науку о математике. А для этого он должен дать им как можно больше знаний.
   - У кого возникли какие-нибудь вопросы? Я с радостью готов рассказать вам всё, что знаю об окружающем нас мире.
   Слова Пифагора словно подталкивали Нуки: "Ну, давай, задавай свой вопрос. Чего же ты ждёшь?" Как только прозвучала эта фраза, Нуки опережая других учеников проговорил.
   - Учитель, я приехал из далека. Зовут меня Нуки. Мой вопрос ни совсем касается науки математики, но мне очень надо получить на него ответ. Можно я задам его вам?
   - Говори, Нуки приехавший издалека.
   - Совсем недавно я посетил страну, которая носит название Индия. В этой стране люди считают, что наша Земля имеет плоскую форму. Мало того, по их мнению, она лежит на спинах слонов которые в свою очередь стоят на спине огромной черепахи. Черепаха плывёт по огромному морю которое не имеет ни начала ни конца.
   Пифагор весело засмеялся и захлопал в ладоши. Через некоторое время к нему присоединились его ученики. Лишь одному Нуки было не до смеха, хотя теория высказанная древними индийцами была настолько нелепа, что от смеха нельзя было удержаться.
   - Прости мальчик, - сказал Пифагор, когда смех немного стих, - мы смеялись не над тобой, и даже не над твоим рассказом. Смех наш выл вызван невежеством этих людей, которые тебе всё это рассказали. Их представления о нашей планете больше похожи на сказку, а не на научный подход к проблеме.
   Учитель вновь обвёл взглядом ряды своих учеников. У него появилась возможность проверить, как они ответят на рассказ Нуки.
   - Кто из вас сможет доказать не научность этой теории, и в то же время найти в ней рациональное зерно?
   Множество рук взлетело вверх. Учитель удовлетворённо кивнул головой.
   - Начинайте высказываться по очереди. Начнём с тебя, - Пифагор указал пальцем на юношу стоящего около Нуки.
   - Люди живущие в Индии не совсем правильно представляют себе строение мира. Отсутствие информации они пытаются заменить символами которые окружают их в повседневной жизни. Так появляются в этом рассказе слоны и черепаха. Однако эти люди забывают, что животные, как и им самим, требуется пища и отдых. Чем должна питаться гигантская черепаха и огромные слоны в рассказе не объясняется. Так же в нем не говорится о том, что должно произойти с нашей планетой если вдруг эти животные уснут?
   Ученик закончил свою речь и посмотрел на учителя. Лицо Пифагора сияло от счастья - ответ ученика понравился ему.
   - Кто-нибудь хочет дополнить этот прекрасный ответ? - спросил учитель.
   На этот раз только одна рука поднялась вверх.
   - Говори! - подбодрил Пифагор храброго ученика.
   - Люди, о которых нам рассказал этот мальчик допускают типичную ошибку утверждая, что Земля плоская. Если прочитать записи наших предков, то в них можно тоже натолкнуться на подобное заблуждение. Это происходит оттого, что людям трудно представляются огромные размеры нашей планеты. Они берут маленький мячик и обращают внимание на его кривизну, затем смотрят в даль и не видят этой кривизны, а лишь только ровную поверхность. Значит, говорят они, наша планета не может быть круглой - она плоская.
   Однако если принять во внимание огромные размеры Земли, то сразу же станет ясно, что её поверхность будет настолько плавно закругляться, что это будет незаметным. В то же время, если мы отправимся в дальнее путешествие по суши или морю, то сразу же получим множество доказательств шарообразности Земли. Так двигаясь на юг в ночное время мы заметим, как звёзды находящиеся прямо перед нами поднимаются всё выше и выше над нашими головами. Так же мы сможем наблюдать, как на их прежнем месте появляются новые звёздочки, ранее не видные нам. За нашей спиной будет происходить всё наоборот. Звёзды будут опускаться к горизонту, а затем и совсем исчезать.
   Ученик раскраснелся от волнения и старался не смотреть в глаза своим товарищам, что бы не сбиться с мысли.
   - Если мы в хорошую, солнечную погоду будем наблюдать за отправившимся в плавание кораблем, то получим ещё одно подтверждение того, что Земля круглая. Корабль будет исчезать за горизонтом постепенно. Вначале скроется корпус корабля, и только потом, плавно исчезнет весь корабль.
   
   -
   рис. примерно такой:
   
   
   
   
   
   -
   
   В то же время мне нравится в этой теории то, как она описывает бесконечность нашего мира. "Огромное море без начала и конца". Пусть это звучит не совсем научно, зато так поэтично. В общем, я считаю, что данный рассказ надо рассматривать ни как научную теорию, а как красивую сказку.
   Слова ученика привели в восторг учёного.
   - Я согласен с тобой, - с лёгким поклоном ответил ему Пифагор, - мне кажется, что даже я сам не смог сказать лучше, чем ты. Я думаю, нашему маленькому гостю было всё понятно из нашего объяснения?
   Действительно, Нуки было понятно всё. Но больше всего он был поражён какими простыми доказательствами было опровергнуты взгляды на наш мир жителей Древний Индии. Ответы были настолько очевидны, что Нуки стало неловко за то, что он сам до них не додумался. Чувство стыда за свою глупость заставило его наспех поблагодарить Пифагора и его учеников и скрыться от их глаз.
   Пока Нуки добирался до холма с которого началось его путешествие настроение у него понемногу улучшалось. В конце концов, не самое важное то, что он задал глупый вопрос. Гораздо важнее то, что он получил мудрый ответ. Теперь Нуки уже не только знал о том, что Земля представляет собой большой шар, но если понадобится мог доказать это примерами.
   - А куда мы отправимся на этот раз? - спросил он у книги едва поднявшись на вершину холма.
   - На сегодня ты получил достаточно знаний. - Зазвучали в его голове слова книги. - Тебе понадобится время, чтобы осмыслить то, что ты узнал за эти два дня так как у людей на это ушло целые тысячелетия. Сегодня отдохни, а завтра мы продолжим путешествие.
   - Я совсем не устал, - Нуки хотелось уговорить книгу на ещё одно, хотя бы самое короткое путешествие. Но окружающие его холмы, города, люди стали меркнуть, и через несколько мгновений Древняя Греция превратилась в его комнату.
   Целый день Нуки пытался упросить книгу отправиться снова в путь, но она оставалась глуха к его словам. Как бы ласково он не касался её страниц надписи не светились, словно книга потеряла свою волшебную силу. Лишь вечером книга вновь заговорила.
   - Спокойной ночи, Нуки, - сказала она когда Нуки ставил её на полку среди других книг, - пусть ничего не тревожит твой сон.
   - Спасибо! И тебе тоже спокойной ночи, - ответил Нуки любовно поглаживая её древний переплёт.
   

ПРЕДЫДУЩАЯ НАЗАД СЛЕДУЮЩАЯ
Hosted by uCoz