ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Человек покидает Землю
1. Животные в космосе
В 1783 году оторвался от поверхности Земли и взмыл вверх огромный шар, наполненный горячим воздухом. В его корзине находились первые "воздухоплаватели" нашей планеты. Люди, построившие этот аппарат способный летать не решились отправиться в первый полет, это за них сделали животные - петух, утка и баран.
Прошло почти два века и полеты по воздуху стали привычным делом. Человек поставил перед собой новую задачу - исследование космического пространства. И поэтому когда на Земле наступила новая космическая эра по традиции проложить человеку дорогу в неизведанные дали околоземного космического пространства призваны были животные. Именно на них была возложена честь открыть человеку дорогу в космос, помочь решить множество медико-биологических проблем связанных с этим. Предстояло изучить влияние на живой организм неблагоприятных факторов связанных с космическими полетами. Человек даже не догадывался, как перенесет его организм вначале перегрузки возникающие во время старта космического корабля, а затем невесомость появляющуюся после выхода на орбиту. Не знал он и того, как повлияют на его здоровье повышенные шумы и вибрация. А ведь предстояло еще обеспечить космонавтам нормальные условия для жизнедеятельности в полете. Разработать специальное питание, механизмы и устройства, позволяющие отдыхать и работать находясь в космическом пространстве. Кроме этого необходимо еще было выработать критерии отбора людей для космических полетов, разработать комплекс тренировок, обеспечить надежный медицинский контроль за состоянием их здоровья.
Начиная с 50-х годов нашего столетия в разных странах мира были произведены десятки запусков геофизических ракет с животными на борту. В Советском Союзе это были кролики, крысы, мыши и собаки. Американцы список животных-первопроходцев дополнили обезьянами шимпанзе. Во Франции - кошками. Естественно не о каких космических полетах речи еще не шло. Маломощные геофизические ракеты, применяющиеся для изучения верхних слоев атмосферы Земли, не могли обеспечить выхода в открытый космос. Поднимаясь на сотню километров, ракета возвращалась на Землю. До первых полетов в космос еще оставалось шесть лет.
Вслед за советским "Спутником 1" открывшим 4 октября 1957 года космическую эру на планете Земля, 3 ноября этого же года в космическое пространство был отправлен "Спутник 2". Этот космический аппарат был значительно большего размера, чем его предшественник, его вес составлял 508 кг. Но самое главное отличие двух этих стартов заключалось не в этом. Примечательным было то, что на этот раз на борту спутника находился экипаж. Успешный старт его предшественника говорил о том, что надежность создаваемых космических аппаратов позволяет отправить в полет человека, но вот сможет ли его организм перенести такой полет, ученые еще не были уверены. И не стали рисковать понапрасну. Экипаж "Спутника 2" состоял из собаки Лайка.
К сожалению, об этом первом "космонавте" нашей планеты вспоминается крайне редко. Оно и понятно, ведь закончился этот полет трагически. Сигналы "Спутника 2" регулярно выдавали информацию, что с его пассажиром все в порядке. Был ли это сбой в аппаратуре или ее несовершенство, сейчас сказать трудно. Так или иначе, запас воздуха на спутнике закончился и собака погибла. Лайка стала первой жертвой космических программ человечества.
Об этом неприятном инциденте постарались побыстрее забыть, но зато о другом, более успешном полете космонавтов-животных через несколько лет писали газеты всего мира.
Белка и Стрелка
В августе 1960 года весь мир облетела сенсационное известие. В Советском Союзе был осуществлен запуск космического корабля с животными на борту. Космическими пассажирами на этот раз стали две собаки Белка и Стрелка. Более того, они не только посетили космическое пространство, но и благополучно вернулись на Землю. Их полет показал ученым всего мира, что живое существо без особых последствий для организма может летать в космос и благополучно возвращаться назад.
Собаки Белка и Стрелка стали не только первыми животными, побывавшими в космосе и вернувшимися на Землю, можно сказать, что они были и первыми космонавтами в том смысле этого слова, который в него вкладывался в те годы. Перед своим историческим полетом собаки прошли специальные продолжительные тренировки. В первую очередь их приучили жить в небольшом контейнере, прообразе современной пилотской кабины. Белка и Стрелка носили на своем теле специально изготовленную для них фиксирующую одежду. Она была изготовлена так, что кроме специальных датчиков медицинского контроля содержала еще индивидуальный туалет. Кроме специальных подготовок, собак также приучили питаться по сигналу смесями, специально приготовленными для этого полета.
Усилия тренеров не были напрасными. Их подопечные благополучно перенесли суточный полет в космическом пространстве. После 18 витков вокруг Земли, корабль был переведен на траекторию позволяющую осуществить спуск на поверхность планеты. Когда спускаемый аппарат достиг высоты 7-8 километров пассажиры были удачно катапультированы и опустились на Землю при помощи парашютов. Обе собаки чувствовали себя прекрасно. После своего полета они еще долго продолжали трудиться во благо развития космической медицины.
Следует отметить, что перед историческим полетом первого космонавта планеты - Юрия Гагарина было осуществлено еще два удачных запуска собак в космос, но об этом почему-то очень редко вспоминают.
2. Первый космонавт нашей планеты
Людям, делающим первые шаги в неизвестность во все времена требовались мужество и отвага. Они были необходимы первооткрывателям земных территорий Колумбу и Магеллану.
Потребовались эти качества и будущем космонавтам - "колумбам и магелланам Вселенной". Ученые, наблюдавшие за поведением животных побывавших в космическом полете пришли к выводу, что по условиям труда к будущей профессии космонавта больше всего подходили летчики-испытатели и летчики военной авиации. Именно из них в СССР и США были сформированы первые отряды космонавтов. И хотя сейчас требования к людям, летающим в космос снизились настолько, что в полеты отправляются инженеры, ученые, журналисты, на начальном этапе отбор в отряд космонавтов был очень жестким. Цифры тех лет говорят сами за себя. В первый отряд космонавтов Советского Союза в 1959 году из трех тысяч молодых и здоровых кандидатов было отобрано всего 20 человек. Все они прошли полный курс обучения и тренировок, и каждый из них был готов совершить первый в истории человечества полет в космическое пространство.
"Ни что не дается даром, - вспоминал годы, проведенные в отряде космонавтов первый человек, покоривший космос Юрий Гагарин. - Ни одна победа над природой не была бескровной..." Во время одной из тренировок в сурдокамере погиб во время пожара самый молодой космонавт в отряде - Валентин Бондаренко. Не обошлось без горьких утрат и в американском отряде астронавтов.
Жертвы первых космонавтов не были напрасны, день, к которому они готовились, наступил. 12 апреля 1961 года всю планету потрясла неожиданная весть: "Человек в космосе! Русский, советский!". В этот день ТАСС распространил сообщение, которое опубликовали все ведущие газеты мира.
"12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту.
Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич.
Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли..."
Первый космонавт планеты Земля, Юрий Гагарин родился в 1934 году в городе Гжатске, который располагался недалеко от Москвы. В пятнадцать лет Гагарин поступил в ремесленное училище города Люберцы, после окончания которого продолжил свое обучение в саратовском индустриальном техникуме. Свое свободное время будущий космонавт проводил в аэроклубе, учился летать на самолетах, прыгал с парашютом. Увлечение небом привело Гагарина в Военное авиационное училище. Юношеское увлечение переросло в серьезную профессию.
После окончания училища Гагарин проходил службу в военной авиации. Летал на новейших сверхзвуковых самолетах, охранял северную границу СССР. В 1960 году Гагарина зачислили в отряд космонавтов. Упорная, самоотверженная работа Гагарина в тренажерных залах и учебных кабинетах Центра подготовки космонавтов, привела к тому, что выбор наиболее достойного кандидата на первый космический полет пал именно на него.
12 апреля 1961 года взревели двигатели космического корабля "Восток 1". Плавно оторвавшись от Земли, он отправился в глубины космического пространства. Весь мир облетело слово, сказанное в этот момент Юрием Гагариным - "Поехали!"
Космический корабль вышел на орбиту Земли и с огромной скоростью начал ее облет, на время превратившись в искусственный спутник. Кругосветное путешествие, на которое мореплаватель Фернан Магеллан (1480-1521) в XVI веке потратил несколько лет, первый космонавт Юрий Гагарин, в XX веке проделал за 108 минут. При этом минимальное удаление его корабля от поверхности Земли равнялось 175 километрам, а максимальное - 302 километрам. Вес "космического фрегата" бороздившего просторы Вселенной составлял 4725 килограммов.
За все время исторического полета связь с космонавтом не прекращалась ни на мгновение. Контрольные приборы показывали, что системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля, функционируют нормально.
В 9 часов 52 минуты по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, находясь над Южной Америкой, передал: "Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо".
Через 23 минуты Гагарин вновь вышел на связь. В этот момент корабль "Восток 1" уже пролетал над Африкой. Сообщение с борта корабля было таким же лаконичным, как и предыдущее: "Полет протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо".
В 10 часов 25 минут, после облета земного шара в соответствии с заданной программой, была включена тормозная двигательная установка, и космический корабль-спутник с пилотом-космонавтом майором Гагариным начал снижаться с орбиты для приземления в заданном районе Советского Союза.
В 10 часов 55 минут по московскому времени советский космический корабль "Восток 1" совершил благополучную посадку в окрестностях деревни Смеловки Терновского района Саратовской области. Летчик-космонавт майор Гагарин прямо на месте посадки сообщил: "Прошу доложить партии и правительству, что приземление прошло нормально, чувствую себя хорошо, травм и ушибов не имею".
После полета Юрий Гагарин оказался в центре мирового внимания. Он посетил многие страны мира и везде люди были покорены его обаятельной улыбкой и умом. Проложив дорогу в космос, Гагарин вернулся в авиацию, но уже не в качестве простого пилота, а летчиком-испытателем.
В 1968 году во время тренировочного полета на реактивном самолете первый космонавт нашей планеты - Юрий Алексеевич Гагарин трагически погиб.
Космические корабли серии "Восток"
Одним из первых проектов разработанных в СССР по изучению космического пространства стала программа "Восток". В целях реализации этой программы была разработана целая серия одноместных космических кораблей для полетов по околоземной орбите. Корабли этой серии также получили название "Восток" к которому в зависимости от последовательности запусков присваивался порядковый номер.
В качестве ракеты-носителя для запуска космических кораблей этой программы была выбрана самая надежная и долговечная ракета того времени, разработанная при участии С. П. Королева (1906-1966) - "Р 7". В 1957 году ракета этого типа удачно вывела на орбиту Земли первый искусственный спутник. На базе "Р 7" специально для этой программы была создана ракета-носитель, которая стала носить название "Восток".
В ходе выполнения программы планировалось провести ряд экспериментов, изучить возможность космического полета человека, провести научные и медико-биологические исследования. Поэтому космические корабли серии "Восток", как и американские корабли проекта "Меркурий", не могли выполнять орбитальные маневры. Все на что они были способны, это выйти на орбиту Земли и провести некоторое время, удерживаясь на ней. Главный двигатель "Востока" использовался только в конце миссии, для возвращения на Землю и торможения. Тем не менее, когда Королев получил заказ на разработку пилотируемого аппарата "Союз", основой для него послужил опыт, полученный в результате полетов космических кораблей серии "Восток".
Космический корабль "Восток" состоял из двух частей - спускаемого аппарата (капсулы), сферической формы, рассчитанной на одного космонавта и приборного отсека, в котором располагалась тормозная двигательная установка. Его максимальная масса была равна почти пяти тоннам. Располагался космический корабль в последней ступени ракеты-носителя.
После того, как космонавт выполнит свою задачу вступал в действие заключительный этап полета - возвращение его на Землю. Для этого, перед тем как войти в атмосферу планеты космический корабль "Восток" разворачивался и начинал работать двигатель замедляющий скорость движения корабля. Затем приборный отсек отсоединяется от капсулы с космонавтом и обе части входили в атмосферу Земли. От трения с ее плотными слоями возникала такая высокая температура, что приборный отсек с расположенным в нем тормозным двигателем, словно метеор, сгорал не долетая до поверхности планеты. Капсула с космонавтом беспрепятственно продолжала свой путь к Земле, поскольку ее поверхность надежно защищена от воздействия высокой температуры специальной жаростойкой оболочкой. На высоте около 7 километров космонавт покидал капсулу и затем они опускались на парашютах отдельно друг от друга.
С 1961 по 1963 совершили полеты 6 кораблей "Восток" с 6 космонавтами на борту. 12 апреля 1961 года на космическом корабле "Восток 1" осуществил полет первый космонавт планеты Земля - Юрий Гагарин. Космонавтом Советского Союза номер 2 стал Герман Титов. Его космический корабль "Восток 2" был запущен с космодрома Байконур спустя 4 месяца, 6 августа 1961 года.
Космонавт поставил первый мировой рекорд по длительности пребывания в космосе, проведя на орбите целые сутки. За это время его корабль совершил 17 витков вокруг Земли, пролетев 703 тысячи километров.
Из-за космической болезни, похожей на "морскую", Титов во время полета смог лишь сфотографировать поверхность Земли. До этого полета даже ученые не предполагали о наличии такой болезни.
7 августа 1961 года, в 7 часов 18 минут по московскому времени Герман Титов совершил мягкую посадку рядом с деревней Красный Кут, Саратовской области.
Следующих два корабля серии "Восток" находились на орбите Земли одновременно. На подготовку этого полета ученым и инженерам СССР понадобился целый год. "Восток 3" с Андрияном Николаевым на борту стартовал с космодрома Байконур 11 августа 1962 года.
На следующий день в космос был запущен корабль "Восток 4" с космонавтом Павлом Поповичем. Корабли находились вместе в космическом пространстве около трех суток. За это время им удалось сблизиться на расстояние 6 километров. Однако, в связи с тем, что корабли серии "Восток" не были приспособлены для маневров в космическом пространстве их стыковка была невозможна.
Во время полета космонавты передавали телевизионные сигналы на Землю, которые впоследствии транслировались по телевидению. Благодаря этим съемкам люди получили возможность впервые наблюдать за состоянием невесомости.
Николаев провел в космосе 3 суток и 22 часа. За это время он 64 раза облетел вокруг Земли, преодолев при этом расстояние в 2 640 тысяч километров.
Космический корабль "Восток 4" с космонавтом Поповичем на борту вернулся на Землю одновременно с "Востоком 3". Он провел на орбите более двух суток, сделав при этом 48 витков вокруг Земли и пролетев 1 998 тысяч километров.
Еще через год в космос отправились очередные два корабля серии "Восток". 14 июня 1963 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль "Восток 5", с космонавтом Валерием Быковским на борту. Через двое суток к нему присоединился "Восток 6". На борту этого космического корабля находилась советская женщина - Валентина Терешкова. Она стала первой женщиной-космонавтом Земли.
По разработанной ранее программе, груповой полет кораблей "Восток 6" и "Восток 5" длился почти трое суток. После этого космонавты удачно совершили мягкую посадку на поверхность Земли. Корабль Валерия Быковского находился в космосе чуть меньше пяти суток и совершил 81 оборот вокруг Земли. Это был новый рекорд по длительности нахождения на орбите. Валентина Терешкова за время нахождения на орбите 48 раз облетела нашу планету.
Следующий запуск женщины в космос произошел в Советском Союзе лишь через 20 лет. В 1982 году второй женщиной-космонавтом стала Светлана Савицкая.
"Восток 6" стал последним космическим кораблем серии. В продолжение космической программы Советского Союза была разработана новая серия, получившая название "Восход".
3. Каждый полет в космос был по-своему первым.
После исторического полета Юрия Гагарина прошло всего четыре недели, и Америка тоже сделала свой шаг в космическое пространство.
5 мая 1961 года капитан III ранга Военно-морского флота США Алан Шепард стал вторым человеком, побывавшем в космосе. Это был старт третьего космического корабля разработанного для выполнения первой американской программы "Меркурий".
Капсула "Свобода 7" с Шепардом на борту поднялась на высоту 187 километров, вышла в космическое пространство, после чего приводнилась в воды Атлантического океана. Главная научная цель этого полета состояла в том, чтобы оценить работоспособность человека в космическом полете. Астронавт успешно справился с этой миссией произведя ряд фотосъемок Земли из космоса.
Не смотря на то, что капсула "Свобода 7" не выходила на околоземную орбиту, а лишь совершила суборбитальный "прыжок", считается, что Алан Шепард стал первым астронавтом Америки и вторым на планете. Весь полет по времени занял 15 минут, 5 из которых астронавт находился в состоянии невесомости.
Программа "Меркурий"
Первая космическая программа, разработанная в Америке получила название "Меркурий". Датой ее рождения считается 1958 год. При разработке "Меркурия" перед американскими учеными стояли следующие задачи: вывод пилотируемого космического корабля на орбиту Земли, исследование поведения человека во время космического полета и отработка систем безопасного возвращения астронавта с орбиты.
Начиная с 1959 года, в рамках программы "Меркурий", было осуществлено 16 стартов космических кораблей. Из них 6 проходили с астронавтами на борту.
Первые американские космические корабли программы "Меркурий" представляли из себя одноместную конусообразную капсулу с цилиндрическим основанием высотой 2 метра и диаметром 1,9 метра. Сверху к капсуле крепилось 6 метровое устройство аварийного спасения, предназначенное для переноса капсулы с астронавтом на безопасное расстояние в случае аварии на корабле во время старта. От воздействия повышенных температур возникающих при входе в атмосферу Земли дно капсулы защищалось специальным теплозащитным щитом. После выполнения задачи корабль "Меркурий" опускался в океан. Удар о поверхность воды смягчался с помощью воздушной подушки, которая надувалась в нижней части корабля.
Для вывода кораблей в космическое пространство в программе "Меркурий" применялись два типа ракеты-носителя. Для первых, суборбитальных полетов использовали ракету класса "Редстоун", а для орбитальных - "Атлас". Перед тем, как в космическое пространство отправился первый астронавт, были проведены ряд беспилотных стартов, в ходе которых проверялось взаимодействие различных узлов ракеты-носителя и капсулы.
9 сентября 1959 года был осуществлен запуск первого космического корабля программы "Меркурий". Через два года, 31 января 1961 года в космос отправился первый пассажир - шимпанзе Хэм. Еще через полгода, 5 мая 1961 года космическое пространство посетил первый астронавт Америки - Алан Шепард.
20 февраля 1962 года был запущен космический корабль "Меркурий 6". На этот раз его вывод на околоземную орбиту осуществляла ракета-носитель "Атлас". Астронавт Джон Гленн стал первым американцем побывавшем на орбите нашей планеты. В ходе полета, который длился 4 часа 55 минут астронавт три раза облетел вокруг Земли. При этом Гленн 4 часа 48 минут испытывал на себе действие состояния невесомости. Не смотря на воздействие космической болезни ему удалось сделать фотографии восхода Солнца и изображений Земли.
После первого орбитального полета Гленна состоялось еще три старта космических кораблей по программе "Меркурий". 24 мая 1962 года орбитальный полет совершил астронавт Скотт Карпентер. Через пять месяцев, 3 октября 1962 года, еще один астронавт - Уолтер Ширра, посетил космическое пространство.
Последним по программе "Меркурий" в космос отправился Гордон Купер. На подготовку этого полета у специалистов НАСА ушло семь месяцев. 15 мая 1963 года космический корабль "Меркурий 9" был выведен на орбиту ракетой-носителем "Атлас". Астронавт находился в космическом пространстве 1 сутки 10 часов и совершил за это время 22,5 оборотов вокруг Земли. Еще ни кому из американских астронавтов не удавалось так долго пробыть в космосе. Таким образом, Гордон Купер поставил рекорд длительности полета, став первым американцем который провел на орбите более суток.
4. Программа "Восход"
После успешного выполнения программы "Восток" ученые перешли к следующей космической программе Советского Союза. Она получила название "Восход". Космические корабли этой серии значительно отличались от своих предшественников - "Востоков". Это были многоместные корабли, предназначенные для полетов по околоземной орбите.
Перед программой "Восход" ставилась задача отработки взаимодействия членов экипажа в полете, изучалась возможность работы человека в открытом космосе. Кроме этого было запланировано проведение ряда научных, медико-биологических исследований и технических экспериментов.
Для успешной реализации этих задач на основе "Востока" был разработан совершенно новый космический корабль состоящий из спускаемого аппарата с системой мягкой посадки, тормозной двигательной установки и приборного отсека. Для того чтобы разместить троих космонавтов в кабине "Восхода", пришлось отказаться от применения катапультного кресла, при помощи которого космонавты "Востока" покидали корабль во время посадки. Вместо его в кабине разместили три специальные кушетки. Отныне космонавтам предстояло приземляться в капсуле, а не на парашютах отдельно друг от друга.
Для выхода космонавта в открытый космос предусматривалась возможность установки на корабле герметического тамбура.
Естественно, усовершенствование корабля, переделка из одноместного в многоместный и установка специального оборудования не могло не сказаться на его массе. В итоге она стала равняться 5 тоннам 680 килограммам. Для вывода на орбиту значительно потяжелевшего космического корабля "Восход" понадобилась новая, более мощная ракета-носитель. По традиции она получила то же имя, что и разрабатываемая программа.
Продолжительность действия программы "Восход" оказалось на удивление короткой. В середине 60-х годов было запущено всего два корабля этой серии. Не смотря на это, программа оказалась весьма результативной. Оба полета космических кораблей "Восход" стали рекордными.
12 октября 1964 года люди застыли у приемников слушая утреннее заявление ТАСС:
"Говорит радио Москвы. Сегодня в 10 часов 30 минут по Московскому времени в Советском Союзе состоялся запуск космического корабля "Восход" с тремя космонавтами на борту..."
Экипаж космического корабля "Восход 1" состоял из трех человек: бортинженера, ученого-физика и пилота. Это стало первым рекордом, установленным кораблями серии "Восход". Во время орбитального полета длившегося ровно одни сутки космонавты Владимир Комаров, Константин Феоктистов и Борис Егоров 16 раз облетели вокруг Земли, преодолев при этом 670 тысяч километров. Исходя из требования конструктивных особенности построения кабины корабля "Восход" весь полет космонавтов проходил без защитных скафандров. Это стало еще одним своеобразным космическим рекордом.
Человек выходит в открытый космос.
18 марта 1965 года с космодрома Байконур был запущен второй космический корабль серии "Восход". На этот раз его экипаж не содержал космонавтов-ученых и состоял из двух пилотов. Командиром корабля "Восход 2" был Павел Беляев, вторым пилотом летел - Алексей Леонов.
Космический корабль провел на орбите 1 сутки и 2 часа. За это время он 18 раз облетел вокруг Земли. В ходе этого полета советские космонавты поставили еще один космический рекорд.
Когда корабль "Восход 2" вышел на орбиту, космонавты Леонов и Беляев установили снаружи капсулы специальный тамбур цилиндрической формы. После этого он был тщательно загерметизирован и наполнен атмосферой корабля для того, чтобы космонавт смог проникнуть вовнутрь. Второй пилот корабля, Алексей Леонов, скафандр которого имел запас кислорода вошел в тамбур и присоединился к кораблю страховочным тросом. Затем он тщательно загерметизировал люк космического корабля. Таким образом, он оказался в герметичном тамбуре наглухо закрытым с двух сторон дверями. Лишь один шаг отделял его от выхода в открытый космос. И он сделал его.
Леонов разгерметизировал тамбур и открыл внешний люк. Через несколько мгновений космонавт вышел в открытый космос и отлетел от корабля. Лишь тонкий шнур страховочного пояса удерживал его в этом безграничном и загадочном мире, в котором отсутствуют даже такие понятия, как "верх" и "низ".
Миссия, возложенная на корабль "Восход 2" и его экипаж была выполнена. Алексей Леонов стал первым человеком на Земле побывавшем в открытом космосе. Новый мировой космический рекорд был поставлен.
Десять минут продолжался первый в истории человечества полет человека в космическом пространстве вне корабля. При возвращении в тамбур Леонову пришлось проявить мужество и мастерство для преодоления внезапно возникшей нештатной ситуации. Его скафандр, разбухший в результате разницы давления снаружи и внутри, превратился в настоящее препятствие для возвращению космонавта в космический корабль.
Через 8 минут Леонову удалось преодолеть это препятствие и он, проникнув в тамбур, закрыл за собой люк. Тамбур был вновь загерметизирован, и космонавт вошел в капсулу. После этого тамбур был отсоединен от корабля и исчез в глубинах космоса.
При возвращении космического корабля на Землю космонавтам пришлось побывать в еще одной нештатной ситуации. После отказа системы ориентации корабля его экипажу пришлось приложить не мало мастерства, чтобы вручную сориентировать корабль и совершить посадку в запасном районе.
Родина по достоинству оценила мужество космонавтов. Командир корабля, Павел Беляев и второй пилот, Алексей Леонов были удостоены звания "Герой Советского Союза".
5. Программа "Джемини"
7 декабря 1961 года НАСА объявило о переходе к разработке второй американской космической программы. В ее основе лежало создание и эксплуатация двухместного космического корабля. 3 января 1962 программа получила официальное название - "Джемини". Управление полетами космических кораблей этой программы передавалось Центру Управления расположенному в Хьюстоне (штат Техас), штаб-квартира проекта располагалась в НАСА.
Программа "Джемини" разрабатывалась как промежуточный шаг между проектом "Меркурий" и программой посещения Луны - "Аполлон", находящейся на начальной стадии разработки. Всего по программе "Джемини" в космическое пространство было запущенно 12 кораблей. Из них два корабля были запущены в качестве испытательных и поэтому были беспилотными.
Основной целью этих полетов было исследование возможностей человека и техники в условиях длительного космического полета. Продолжительность должна была быть достаточной для полета на Луну и возвращения обратно. Для этого необходимо было получить дополнительную информацию относительно влияния невесомости на членов экипажа и разработать систему постоянного медицинского контроля в течение длительных полетов.
Параллельно с этими задачами планировалось осуществить сближение и стыковку с орбитальными космическими аппаратами, выработать опыт маневров в составе состыкованной связки с другим космическим аппаратом. При этом рассматривались вопросы отработки действий экипажа во время выхода в открытый космос, совершенствования методов управляемого спуска в атмосфере и приземления космического корабля в расчетной точке суши.
Практически все задачи, поставленные перед программой "Джемини" были выполнены. Единственное от чего пришлось отказаться - это от приземления на сушу. Возникающие проблемы с обеспечением требуемой высокой точности приземления в расчетной точке американским ученым разрешить не удалось.
Космический корабль "Джемини" был разработан на основе хорошо зарекомендовавшей себя капсулы используемой в программе "Меркурий". Для того, чтобы два астронавта чувствовали себя комфортно ее размеры были увеличены. Длина капсулы достигала 5,8 метров, диаметр - 3 метра. Вес увеличенной капсулы составлял 3 900 килограмм. К оборудованию корабля были добавлены ряд новейших механизмов и приборов позволяющих сделать корабль более маневренным, а управлении простым.
Вывод на орбиту утяжеленного корабля осуществляла модернизированная ракета-носитель "Титан II", более мощная чем "Редстоун" и "Атлас" применявшиеся в проекте "Меркурий". Ракета-носитель была специально разработана для этого проекта, поэтому программу иногда так и называли "Джемини-Титан".
Для отработки систем маневрирования, сближения и стыковки в рамках программы "Джемини" на орбиту планировалось вывести специальный космический аппарат, получивший название "Джемини-Агена". Во время стыковки ему была отведена роль пассивной цели.
Первый старт пилотируемого космического корабля по программе "Джемини" состоялся 23 марта 1965 года. Порядковый номер каждого полета было принято обозначать римской цифрой. Так как до этого состоялось два запуска непилотируемых кораблей, стартовавший корабль получил название "Джемини III".
Экипаж корабля состоял из двух астронавтов. Должность пилота исполнял молодой астронавт Джон Янг. Командование кораблем было возложено на Вирджила Гриссома, носящего титул второго космонавта Америки за суборбитальный полет на корабле "Меркурий 4" в 1961 году.
Американские ученые не ставили больших задач астронавтам в этом полете. Он считался первым испытательным пилотируемым орбитальным полетом корабля "Джемини". Параллельно с этим проводилась проверка систем предполетной подготовки и запуска корабля. Оценивались возможности орбитального маневрирования и управляемого спуска в атмосфере, а также точность приземления.
Кроме этого астронавты провели ряд экспериментов с системой жизнеобеспечения экипажа, биомедицинской аппаратурой и средствами персональной гигиены.
Корабль провел на орбите находящейся на высоте 224 километра над поверхностью Земли 4 часа и 52 минуты. За это время "Джемини III" трижды облетел земной шар.
В основном все задачи, поставленные перед экипажем, были выполнены. Не удалось только обеспечить управляемый спуск. Угол вхождения в атмосферу оказался меньше расчетного. Это привело к тому, что капсула с экипажем приводнилась на расстоянии 110 километров от заданной точки. Астронавтам пришлось целый час ждать прибытия спасательных служб.
Следующий запуск космического корабля "Джемини" произошел 3 июня 1965 года. Его экипаж состоял из командира - Джеймса Мак Дивитта и пилота - Эдварда Уайта.
Полет корабля "Джемини IV" продолжался четверо суток, за которые он 62 раза облетел Землю. Во время полета астронавтами была оценена степень влияния длительного космического полета на психофизическое состояние человека. Кроме этого большое внимание уделялось проверке надежности работы систем и узлов космического корабля в 4-х дневном полете.
Главной задачей полета "Джемини IV" являлся испытательный выход астронавта в открытый космос.
3 июня 1965 года пилот корабля Эдвард Уайт совершил первый в истории Америки выход в открытый космос. Астронавт, кроме страховочного пояса был еще связан с капсулой шлангом, по которому подавался воздух для дыхания. Уайт был обеспечен небольшой ручной ракетой работающей на сжатом воздухе. Это позволило астронавту совершать маневры в космосе. В целях проводимого эксперимента Уайт проделал несколько простейших работ в открытом космосе. Общее время, проведенное им вне капсулы, составило 36 мин.
Таким образом, главная цель полета была достигнута. Остальные задачи были выполнены лишь частично. Из-за неосторожного управления содержимым памяти компьютера, осуществляющего контроль за системами космического корабля, в ходе полета возникали неполадки. Кроме этого, из-за перерасхода топлива, запланированное сближение со второй ступенью ракеты-носителя, остававшейся на орбите, было выполнено только частично.
Неделя на орбите.
Старт очередного корабля программы "Джемени V" планировался на 19 августа 1965 года, но из-за неблагоприятных погодных условий и возникших проблем при заправки криогенным топливом он был отложен. Запуск состоялся лишь через два дня, 21 августа 1965 года.
Экипаж космического корабля "Джемини V" состоял из астронавтов Гордона Купера, выполняющего функции командира и пилота Чарлза Конрада. Корабль находился на орбите 7 суток и 22 часа, совершив при этом 120 витков на высоте 350 километров над поверхностью Земли. Этот полет показал, что люди способны выдержать длительное путешествие к Луне и вернуться обратно. Таким образом, астронавты побили рекорд длительности нахождения на орбите поставленный советским космонавтом Валерием Быковским 14 июня 1963 года.
Второстепенными задачами, возложенными на миссию "Джемини V" являлись испытание систем управляемого спуска, топливного электрогенератора и сближения.
Эти задачи экипажем корабля не были выполнены. В ходе полета регулярно возникли проблемы с топливным электрогенератором и основной системой сближения. В этих условиях отработать сближение со второй ступенью ракеты-носителя было невозможно.
Испытания системы управляемого спуска также прошли неудачно из-за неправильных навигационных координат, переданных с Земли в бортовой компьютер. Это стало причиной значительного отклонения от расчетной точки приводнения. Оно составило 170 километров. Из-за этого экипаж оставался на борту после посадки еще полтора часа.
Первая стыковка в космосе.
16 марта 1966 года в США был запущен космический корабль "Дженими VIII". Его экипаж состоял из астронавтов Нила Армстронга (командир) и Дэвида Скотта (пилот). Основной задачей миссии являлось сближение и стыковка с ракетой "Агена" находящейся на орбите около 20 дней. Программой полета также предусматривались выходы астронавтов в открытый космос.
Через 6 часов 34 минуты после старта "Джемини VIII" успешно состыковался в ручном режиме с пассивной целью, ракетой "Агена". Первая стыковка двух кораблей находящихся на орбите была осуществлена.
Однако из-за проблем возникших в работе системы управления космическим кораблем, экипаж был вынужден расстыковаться приблизительно через 30 мин. Связка космических аппаратов начала быстро и неконтролируемо вращаться. Уже теряющий сознание Нил Армстронг используя ручную систему управления расстыковал корабли и восстановил контроль над "Джемини VIII". После такого испытания астронавтам пришлось досрочно покинуть орбиту и произвести посадку в резервном районе Tихого океана. Естественно, выход в открытый космос в таких условиях не состоялся. Впоследствии выяснилось, что отказ системы управления был вызван коротким замыканием в ее цепях.
Весь полет продолжался 10 часов 41 минуту. За это время "Джемини VIII" 7 раз облетел Землю. После аварийной посадки экипаж оставался на борту в течении 3-х часов.
Остальных четыре полета американских астронавтов по программе "Джемини" проходили в следующей последовательности:
"Джемини IX". Старт - 3 июня 1966 года. Экипаж - Томас Стаффорд (командир) и Юджин Герман (пилот).
Основная цель - сближение и стыковка с пассивной целью. Выход в открытый космос.
Продолжительность полета - 3 суток 20 минут.
Основную цель удалось выполнить только частично. Из-за отказа бортовых систем пассивной цели произведено лишь сближение - стыковка не состоялась. Выход в открытый космос произошел. Его продолжительность составила - 2 часа 7 минут.
"Джемини X". Старт - 18 июля 1966 года. Экипаж - Джон Янг (командир) и Майкл Коллинз (пилот).
Основная цель - сближение и стыковка с пассивной целью "Агена". Оценка влияния факторов высокоорбитального полета на организм человека.
Продолжительность полета - 2 суток 22 часа 46 минут.
Высота полета - 753,3 километров.
Установлен рекорд высоты полета. Все основные и вспомогательные цели практически выполнены. Некоторые эксперименты не состоялись из-за недостатка топлива.
"Джемини XI". Старт - 12 сентября 1966 года. Экипаж - Чарлз Конрад (командир) и Ричард Гордон (пилот).
Основная цель - сближение и стыковка с пассивной целью "Агена". Исследование воздействия высокоорбитального полета на организм человека. Эксперимент по гибкому соединению космических аппаратов.
Продолжительность полета - 2 суток 23 часа 17 минут.
Высота полета - 1368,9 километров.
Установлен рекорд высоты полета.
Все основные и наиболее важные второстепенные цели были выполнены. Во время выхода в открытый космос астронавт Гордон соединил два космический аппарата гибким тросом длиной 30 метров.
Впервые в США была осуществлена посадка в полностью автоматическом режиме.
"Джемини XII". Старт - 11 ноября 1966 года. Экипаж - Джеймс Ловелл (командир) и Эдвин Олдрин (пилот).
Основная цель - сближение, стыковка и выход в открытый космос. Соединение двух космических аппаратов гибким тросом. Маневрирование в составе связки.
Продолжительность полета - 3 суток 22 часа 34 минуты.
Продолжительность выхода в открытый космос - 5 часов 30 минут.
6. Программа "Союз"
Космический корабль "Союз" первоначально был разработан для пилотируемых полетов и стыковки на околоземной орбите. Проект корабля был готов уже в декабре 1962 года, но первые пилотируемые полеты по программе "Союз" были осуществлены лишь через пять лет. С. Королев, под руководством которого проходила разработка данной программы, прекрасно понимал, что финансирование такого проекта под силу лишь Министерству обороны СССР. По этой причине наряду с кораблем, предназначенным для выполнения чисто научных программ были разработаны еще два проекта: "Союз П" (космический перехватчик) и "Союз Р" (космический корабль разведки). Оба проекта получили одобрение у командования военно-воздушных сил СССР и были выделены средства на их проектирование. К разработке корабля предназначенного для космических исследований конструкторское бюро, руководимое Королевым смогло приступить лишь 3 декабря 1963 года.
В первоначальном варианте корабль "Союз" представлял собой цилиндр длиной 8,5 метров и диаметром 2,7 метра. Его полная масса составляла 6 тонн 500 килограмм. Для вывода на орбиту такого большого, по понятием того времени, космического корабля понадобилась новая, более мощная ракета-носитель. Она, как и корабль получила название "Союз".
Для обеспечения безопасности космонавтов в момент старта на "Союзе", как и на американских кораблях серии "Меркурий" была установлена система аварийного спасения (САС). В случае возникновения аварийной ситуации она должна была отнести капсулу с космонавтами на безопасное расстояние.
Конструктивно "Союз" состоял из трех соединенных между собой модулей: орбитального, спускаемого и приборно-агрегатного.
Орбитальный модуль располагался в передней части корабля. Его длина равнялась 3,5 метра, диаметр - 2,3 метра.
В орбитальном модуле находилось научное оборудование и запасы пищи. Модуль использовался для работы и проведения научных экспериментов во время полета. Здесь же обитатели корабля занимались на спортивных тренажерах и отдыхали.
В верхней части орбитального модуля располагался стыковочный узел, обеспечивающий присоединение к другим космическим кораблям.
Внизу орбитального модуля был расположен круглый люк, ведущий в спускаемый модуль. В нем находился экипаж во время взлета и возвращения на Землю. Конструктивно он был расположен по середине корабля.
Длина модуля составляла 3 метра, диаметр - 2,2 метра. Спускаемый модуль был рассчитан на экипаж, состоящий из трех космонавтов, для размещения которых установлены специальные кресла. Здесь же располагался пульт управления космическим кораблем. Кроме систем управления в модуле размещались системы радиосвязи, парашютные и жизнеобеспечения. На корпусе были установлены двигатели управления спуском и система, обеспечивающая мягкую посадку.
Снаружи поверхность модуля была покрыта специальной оболочкой создающей теплозащитный экран, предохраняющий экипаж от воздействия высоких температур во время прохождения земной атмосферы.
В хвосте "Союза" располагался приборно-агрегатный модуль. В нем была размещена корректирующая тормозная двигательная установка, состоящая из двух двигателей (один основной, второй - резервный) и приборы, обеспечивающие полет по орбите. Снаружи отсека устанавливались панели солнечных батарей, системы терморегулирования и антенны.
Для бесперебойной работы приборов и устройств, установленных на корабле "Союз" требовалось большое количество энергии. Электричество, вырабатываемое солнечными батареями подзаряжало установленные на борту корабля химические аккумуляторы. Теперь, даже когда корабль находился в тени его аппаратура не оставалась без электроэнергии.
В период с 1967 по 1981 годы на орбиту было выведено 40 кораблей серии "Союз". Два из них относились к разряду экспериментальных и поэтому были беспилотными.
На начальном этапе беспилотные космические корабли "Союз" просто вращались по орбите Земли. 23 апреля 1967 года с космодрома Байконур был запущен первый пилотируемый корабль этой серии. Экипаж корабля "Союз 1" состоял из одного космонавта - Владимира Комарова.
По программе полета корабля "Союз 1" планировалась его стыковка с "Союзом 2". Но возникшие технические проблемы не позволили осуществить его старт. "Союз 1", не выполнив программу, был вынужден через сутки вернуться на Землю. При входе в атмосферу планеты стропы его парашютов запутались, и космический корабль рухнул на Землю. Космонавт Владимир Комаров, пилотирующий "Союз 1", погиб.
Следующий старт пилотируемого корабля из серии "Союз" был осуществлен лишь через год, 26 октября 1968 года. Пилотировал "Союз 3" космонавт Григорий Береговой. Основной задачей полета являлось максимальное сближение с беспилотным кораблем "Союз 2". Космонавту удалось сократить расстояние между кораблями до 200 метров. Полет продолжался 3 суток 22 часа 51 минуту. При посадке разделение модулей прошло по запланированной схеме и космонавт благополучно приземлился около города Караганда (СССР).
Интересный эксперимент в космическом пространстве провели экипажи следующих двух кораблей серии "Союз". 14 января 1969 года с 31 площадки космодрома Байконур стартовал космический корабль "Союз 4". Его пилотировал космонавт Владимир Шаталов.
15 января 1969 года с площадки № 1 космодрома Байконур стартовал космический корабль "Союз 5". Его экипаж состоял из трех космонавтов - Бориса Волынова, Алексея Елисеева и Евгения Хрунова.
16 января 1969 года, впервые в мире на околоземной орбите была осуществлена стыковка двух советских пилотируемых космических кораблей "Союз 4" и "Союз 5", и создана экспериментальная орбитальная космическая станция общей массы 12 924 килограмм. После стыковки два члена экипажа корабля "Союз 5" Алексей Елисеев и Евгений Хрунов совершили выход в открытый космос и перешли на корабль "Союз 4". 17 января 1969 года сборный экипаж в составе трех космонавтов возвратился на Землю. Продолжительность нахождения космонавтов вне корабля составила 37 минут. Полет кораблей "Союз 4" и "Союз 5" в состыкованном состоянии продолжался 4 часа 33 минуты.
Радость этого события была омрачена ситуацией возникшей при посадке корабля "Союз 5", которая едва не привела к трагедии - не произошло отделения спускаемого аппарата от орбитального отсека. "Связка", беспорядочно кувыркаясь, вошла в атмосферу и устремилась к Земле. В плотных слоях от возникших перегрузок спускаемый аппарат все-таки смог отделиться и в действие была введена парашютная система. Однако удар о Землю был настолько силен, что космонавт Борис Волынов получил серьезные травмы, к счастью, не опасные для жизни.
Три следующих корабля серии "Союз" были запущены в космос с интервалом в один день. 11 октября 1969 года стартовал космический корабль "Союз 6" с двумя космонавтами на борту. Георгий Шонин и Валерий Кубасов провели на орбите 4 суток 22 часа.
12 октября 1969 года в космическое пространство отправился "Союз 7". На его борту находились Анатолий Филипченко, Владислав Волков и Виктор Горбатко. Экипаж провел на околоземной орбите 4 суток 22 часа. Через сутки, 13 октября 1969 года в космос отправился корабль "Союз 8". Его экипаж состоял из двух космонавтов - Владимира Шаталова и Алексея Елисеева. Ровно через сутки после "Союза 7" корабль покинул орбиту и вернулся на Землю.
Это был первый групповой полет трех кораблей в космическом пространстве. Были отработаны приемы маневрирования, сближения и взаимодействия пилотируемых кораблей. Дополнительно экипажи кораблей провели ряд научных экспериментов и осуществили первую сварку в космосе.
К сожалению, в одной книге невозможно рассказать обо всех стартах этой, наиболее крупной космической программы Советского Союза. Рассмотрим некоторые, наиболее интересные из них.
Корабль "Союз 9". Стартовал 1 июня 1970 г. Экипаж - Андриян Николаев и Виталий Севастьянов. В результате полета был поставлен новый рекорд продолжительности нахождения на орбите. Он равнялся 17 суткам 17 часам.
22 апреля 1971 года в космос запушен корабль "Союз 10". Экипаж - Владимир Шаталов, Алексей Елисеев и Николай Рукавишников. Космонавты провели испытания усовершенствованной системы стыковки с космическим аппаратом новой серии, орбитальной станцией "Салют". Полет в состыкованном состоянии продолжался в течение 5 часов 30 минут. Экипаж не смог войти в станцию из-за проблем, возникших со стыковочным механизмом.
Полет космического корабля "Союз 11" закончился трагически для всей советской космонавтики и заставил ученых всерьез задуматься о конструкции существующих космических кораблей. 6 июня 1971 года космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев осуществили первую экспедицию на новую орбитальную станцию "Салют". Экипаж провел на станции 22 суток, установив новый рекорд продолжительности нахождения на орбите. При возвращении спускового отсека на Землю произошла авария гермитизационного клапана. Космонавты, по традиции, не облаченные в защитные скафандры, погибли за 30 минут до посадки от взрывной декомпрессии.
Все человечество планеты тяжело переживало понесенную утрату. Ученые и разработчики космических аппаратов в своих новых разработках уделили особое внимание безопасности космических экипажей. Прошли годы, прежде чем с космодрома Байконур взлетел очередной космический корабль серии "Союз".
27 сентября 1973 года космонавты Василий Лазарев и Олег Макаров осуществили орбитальный полет на модифицированном корабле "Союз 12". За двое суток пребывания в космосе экипаж провел ряд экспериментов и испытаний механизмов и систем доработанного корабля.
15 июля 1975 года в космическое пространство отправился корабль "Союз 19". Членам его экипажа, Алексею Леонову и Валерию Кубасову предстояло участвовать в эксперименте разработанном в рамках программы "Союз". Он заключал в себе реализацию первого международного космического проекта "Союз-Аполлон". В космическом пространстве произошла историческая встреча экипажей кораблей двух противоборствующих держав и символическое рукопожатие на орбите Земли. Подробней с миссией корабля "Союза 19" вы сможете познакомиться в следующей главе книги.
В дальнейшем корабли серии "Союз" в основном использовались для доставки экипажей на орбитальные космические станции серии "Салют". 14 мая 1981 года в полет к околоземной орбите отправился "Союз 40", ставший последним кораблем этой серии.
На смену "Союзам" вначале пришли усовершенствованные корабли "Союз Т", которые с 1986 года были заменены "Союзом ТМ". Эти модели также предназначались для доставки экипажей на орбитальные станции "Салют" и многоцелевые пилотируемые комплексы модульного типа "Мир". На усовершенствованных кораблях были установлены новые системы сближения и стыковки кораблей, радиосвязи, аварийного спасения, а также новая комбинированная двигательная установка и парашютная система.
О космической деятельности последних кораблей серии "Союз" и их усовершенствованных моделей "Союз Т" и "Союз ТМ" мы расскажем в главе посвященной орбитальным космическим станциям.
ПРЕДЫДУЩАЯ | НАЗАД | СЛЕДУЮЩАЯ |