ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
   На перегонки к Луне.
   
   Стремление вырваться за пределы своей космической "колыбели" - Земли, будоражило умы ученых еще в XIX веке. Когда же в 50-х годах XX века появилась реальная возможность построить космический корабль, способный преодолеть притяжение нашей планеты и отправиться в космическое путешествие, интересы ученых естественно оказались обращенными к Луне. Главной причиной этого интереса являлось небольшое расстояние между Землей и ее спутником. Если к Марсу полет должен был продлиться несколько лет, то к Луне всего несколько дней.
   Однако, космические полеты дело сложное и очень дорогое. Не каждое государство может разработать космическую программу, спроектировать корабль, выстроить космодром, подготовить пилотов. В начале космической эры Земли только две страны - США и СССР, имеющие наибольший научный и промышленный потенциал, смогли осуществить давнюю мечту Человечества. Каждая из этих стран хотела быть первой в освоении космоса и тем самым доказать свое технологическое превосходство и могущество перед соперником. Более десятилетия огромные силы и средства вкладывались двумя странами в лунные программы. Это была героическая эпоха великих побед и трагических неудач...
   
   1. Программа "Луна".
   
   Штурм Луны начался вскоре после запуска в Советском Союзе первого искусственного спутника Земли (ИСЗ). 2 января 1959 года в сторону спутника нашей планеты стартовала советская автоматическая станция "Луна 1".
   Это был первый аппарат, который, развив вторую космическую скорость преодолел силы земного притяжения и вырвался на просторы космоса. Пройдя на расстоянии в 6 000 километров от Луны, станция окончательно избавилась от воздействия земного тяготения и будучи захваченная Солнцем вышла на его орбиту. Таким образом "Луна 1" стала первым искусственным спутником Солнечной системы.
   Станция "Луна 1" была выведена в космическое пространство уже знакомой нам трехступенчатой ракета-носителем "Восток", созданной в рамках семейства ракет "Р 7". Ракета вывела станцию на траекторию полета к Луне. Через 34 часа после старта "Луна 1" прошла мимо спутника Земли. Связь со станцией непрерывно поддерживалась более 60 часов. За это время "Луна 1" отдалилась от Земли расстояние около 600 тысяч километров.
   
   Обратная сторона Луны
   
   Прошло меньше одного года и 12 сентября 1959 года к спутнику отправляется очередная автоматическая станция серии "Луна". На этот раз расчеты ученых оказались верными и "Луна 2" попала практически в самый центр спутника. Однако скорость посадки на лунную поверхность была на столько велика, что от удара конструкция аппарата разрушилась. Тем не менее "Луна 2" сумела доставить на поверхность спутника вымпел с изображением Государственного герба Советского Союза. Кроме этого аппарат открыл начало лунным исследованиям. Установленная на нем аппаратура еще до удара о поверхность сделала измерения позволившие ученым прийти к мнению, что Луна не имеет сильного магнитного поля.
   Следующий старт автоматической станции к Луне был осуществлен 4 октября 1959 года. На этот раз, по замыслу ученых, "Луна 3" выполняла роль космического фотографа.
   Аппарат, облетев по очень вытянутой орбите вокруг Земли и Луны сфотографировал ее обратную сторону. Почти сорок минут длился сеанс космического фотографирования. За это время автоматическая станция "Луна 3" успела сделать фотоснимки более двух третьей поверхности темной стороны нашего спутника.
   После автоматической обработки снимков в установленной на станции фотолаборатории, изображение, при помощи радиопередающего устройства было передано на Землю. Люди впервые увидели "спину" спутника своей планеты.
   После удачного полета "Луна 3" интерес к запускам автоматических станций пропал. Усилия ученых и конструкторов были переключены на разработку космических аппаратов пилотируемых человеком. Появились новые программы "Восток" и "Восход", установившие ряд космических рекордов. Прошло почти четыре года, прежде чем вновь вернулись к исследованию лунной поверхности.
   Начиная со 2 апреля 1963 года, когда была запущена автоматическая станция "Луна 4", и до очередного удачного старта прошло еще три года. За это время по программе "Луна" было запущенно еще 5 автоматических станций. К сожалению ни одна из них не пополнила коллекцию знаний о Луне. В официальной хронике программы этих стартов обозначались как отработка полета на Луну и мягкой посадки. На самом деле автоматы либо пролетали мимо спутника, либо разбивались о его поверхность.
   
   Первая мягкая посадка на поверхность Луны
   
   31 января 1966 года к Луне отправился девятая автоматическая станция серии. Это был очень удачный запуск. 3 февраля 1966 года "Луна 9" не только достигла поверхности спутника, но и совершила первую мягкую посадку на его поверхность. В результате этого эксперимента было доказано, что поверхностный покров Луны достаточно прочен, чтобы выдержать нагрузку возникающую при опускании космического аппарата, а затем удерживать его достаточно длительное время, необходимое для исследовательской работы.
   Когда станция приблизилась к Луне на расстояние 8 тысяч километров она была сориентирована так, что сопла ее тормозных двигателей смотрели в сторону поверхности. Такое падение продолжалось целый час. Когда расстояние сократилось до 80 километров включилась тормозная двигательная установка. Ее действие замедлило скорость падение станции и смягчило удар о поверхность.
   Посадочный аппарат станции "Луна 9" был заключен в специальную эластичную оболочку. Во время торможения оболочка наполнилась газом и превратилась в тугой шар. Таким образом, были приняты все меры для того, чтобы предохранить научную аппаратуру находящуюся в посадочном аппарате от ударов во время соприкосновения с лунной поверхностью.
   Смягчив удар о поверхность Луны, оболочка распалась на две половины и освободила посадочный аппарат. Обретя устойчивое положение на грунте, он приступил к выполнению лунной программы.
   Верхняя часть аппарата распалась, образовав четырехлепестковую антенну. После того, как дополнительно распрямились штыревые антенны станция стала похожа на фантастический цветок, распустившийся на лунной поверхности.
   Установленная в верхней части посадочного аппарата телевизионная камера начала круговую съемку лунного пейзажа. Изображение передавалось на Землю и уже на следующий день заняло первые страницы всех газет мира.
   
   Лунный груз
   
   В марте 1969 года лунный модуль американского корабля "Аполлон 10" опустился на высоту 15 километров над поверхностью Луны. Ученым всего мира стало ясно, что CША первыми высадят своего астронавта на спутник Земли. СССР, до сих пор лидирующая в лунной гонке, для того, чтобы не утратить своих позиций пришлось срочно перестраивать свою лунную программу на изготовление автоматической станции способной доставить образцы лунного грунта на Землю.
   С середины 60-х годов конструирование всех лунных и межпланетных аппаратов проходило под руководством Георгия Николаевича Бабакина (1914-1971). Поэтому разработка автоматического лунного бурильщика была поручена именно ему. Из-за сжатых сроков разработки машина способная выполнить поставленную перед ней задачу получилась большой. Вес ее достигал 1 880 килограмм. Это создало дополнительные проблемы конструкторам, занимающимся разработкой ракет-носителей. Используемая в то время ракета Королева, применяемая в программе "Союз" не могла доставить такой груз на Луну. Существовала еще одна ракета, разработанная другим советским конструктором-ракетчиком Челомеем. Грузоподъемность ракеты "УР 500К" позволила бы справиться с этой задачей, но она еще находилась на стадии испытаний и доработки.
   Выбора не было, и поэтому решили использовать ракету Челомея. Уже 15 апреля 1969 года первая ракета "УР 500К" с лунным бурильщиком на борту отправилась в космическое пространство. Из-за сбоя произошедшего в системе управления она потерпела аварию на участке выведения на околоземную орбиту. Следующая попытка была осуществлена 14 июня 1969 года, и то же неудачная. Бабакин не сдается и подготавливает к полету еще одну автоматическую станцию. За три дня до старта "Аполлона 11" экипаж которого впервые высадился на поверхность Луны, в космическое пространство устремляется очередной лунный бурильщик.
   На этот раз ракета-носитель не подвела, и станция успешно произвела посадку на лунную поверхность. Однако при отделении надувного шара внутри которого располагался автомат происходит авария.
   Спустя несколько дней американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин совершили первые шаги по Луне. Лидерство в лунной гонке было упущено. Лишь 17 сентября 1970 года советским ученым удалось осуществить задуманное. Автоматическая станция "Луна 16" совершила мягкую посадку на спутник, взяла пробу грунта и успешно доставила его на Землю. Одновременно с разработкой станции была создана специальная лаборатория при Академии наук СССР, в которую должен был поступить лунный грунт, для проведения ряда научных исследований.
   Станция "Луна 16" стартовала 12 сентября 1970 года. На этот раз в космическое пространство ее выводила ракета-носитель "8К 78", более мощная по сравнению с ракетой запускавшей станции "Луна 9" и "Луна 13". На осуществление этого эксперимента ушло полтора года и произведено 7 неудачных стартов.
   На поверхность Луны опускалась посадочная ступень с четырьмя опорами для мягкой посадки на грунт. На ней были закреплены буровое устройство для отбора образца грунта и ракета "Луна-Земля" для доставки этих образцов на Землю. Масса станции во время посадки на Луну составляла 1 880 килограмм.
   При подъеме с Луны посадочная ступень служила стартовым столом для ракеты "Луна-Земля". Бортовая аппаратура, управляющая перелетом и посадкой на Луну, была сосредоточена в герметичном приборном отсеке. В комплект аппаратуры автоматической станции "Луна 16" входили приборы систем управления, стабилизации и ориентации, радиопередатчики и приемники, программно-временное устройство, управляющее работой всех систем и агрегатов станции.
   Для обеспечения нормальной работы аппаратуры станции в приборном отсеке дополнительно размещались химические аккумуляторные батареи и элементы системы терморегулирования.
   Из научной аппаратуры на станции были установлены приборы, определяющие температуру и уровень радиации во время перелета и на поверхности Луны. Снаружи приборного отсека крепились реактивные микродвигатели систем ориентации, топливные баки, оптические датчики системы ориентации и 4 штыревые приемно-передающие антенны. В верхней части приборного отсека был закреплен возвращаемый аппарат.
   Возвращаемый аппарат представлял из себя металлический шар с теплозащитным покрытием на внешней поверхности. Внутри шара, в первом отсеке размещались химические батареи питания, радиопеленгационные передатчики для обнаружения возвращаемого аппарата на Земле и устройство вводящее при посадке в действие парашютную систему.
   Во втором отсеке находился парашют, антенны пеленгационных передатчиков и наполненные газом баллоны, обеспечивающие необходимое положение аппарата после посадки на Землю.
   Третьим отсеком являлся цилиндрический контейнер для образцов лунного грунта. С одной стороны он имел приемное отверстие, герметически закрываемое после помещения в него лунной породы.
   Для станции "Луна 16" было создано принципиально новое грунтозаборное устройство. Оно должно было обеспечить бурение грунта различной плотности в вакууме. Бурильное устройство состояло из выносной поворотной штанги, на конце которой закреплен буровой станок, имеющий отделяемый буровой снаряд. Штанга позволяла опустить буровой станок на поверхность Луны и вернуть его в положение, необходимое для помещения бурового снаряда с пробой грунта в спускаемый аппарат ракеты "Луна-Земля".
   После того, как буровое устройство углубилось в лунный грунт на 35 сантиметров автоматическая рука подняла бур. Внутри трубки остался столбик грунта. Он был вложен в грунтовый отсек возвращаемого аппарата и загерметизирован.
   По команде с Земли сработала ракета "Луна-Земля" и возвращаемый аппарат отправился в обратную дорогу. За несколько часов до прибытия на Землю возвращаемый аппарат отделился от ракеты и дальнейший полет продолжал самостоятельно.
   Ученые внимательно наблюдали за возвращением космического аппарата. Едва над ним раскрылся парашют и заработал передатчик сообщивший координаты полета, к месту посадки устремились вертолеты поисковой команды. 24 сентября 1970 года возвращаемый аппарат благополучно приземлился в казахстанской степи.
   
   Автомат отправляется в поездку по Луне
   
   Параллельно с разработкой автоматической станции способной взять образцы лунного грунта и вернуть их на Землю, в рамках программы "Луна" рассматривалась возможность доставить на поверхность спутника передвижную лунную лабораторию.
   17 ноября 1970 года советская автоматическая станция "Луна 17" доставила на лунную поверхность первый такой аппарат получивший название "Луноход 1".
   Какие только аппараты не разрабатывали ученые, прежде чем остановили свой выбор на данной конструкции. В первую очередь необходимо было придумать каким способом "Луноход 1" будет передвигаться по лунному бездорожью. В таких случаях лучше всего было бы построить аппарат, напоминающий танк или трактор. Их гусеницы беспрепятственно преодолевают кочки, ямы, канавы. Вскоре эту идею отклонили - гусеничный ход тяжеловат и ненадежен. Ведь если гусеница порвется на Луне ее чинить будет некому. Шагающие механизмы тоже не подошли - сложно и плохо освоено.
   Внезапно самым простым и надежным решением оказалось применение обыкновенного колеса. Только вместо четырех, как у привычных нам машин, их поставили восемь. Даже если одна пара выйдет из строя "Луноход" все равно не перевернется. Шины на колеса решили вообще не одевать. Скорость у передвижной лаборатории небольшая, так что тряски ей бояться нечего. Каждое колесо "Лунохода 1" вращалось собственным электродвигателем и имело тормоз. Только таким способом удалось добиться высокой маневренности аппарата.
   Колеса "Лунохода 1" несли на себе контейнер в форме усеченного конуса - приборный отсек. Учитывая необходимость работы аппарата в условиях полного вакуума конструкторы сделали приборный отсек герметичным. Для того чтобы аппаратура не вышла из строя при резкой смены лунной температура от плюс 130 градусов по Цельсию лунным днем до 170 градусного мороза ночью, пришлось разработать сложную автоматическую систему терморегулирования. Специальная оболочка защищала приборы от повышенного воздействия радиации.
   На внутренней стороне крышки приборного отсека были размещены элементы солнечных батарей вырабатывающих электроэнергию для движения "Лунохода" и работы его приборов. Автоматическое управление крышкой позволяло открывать ее на любой угол и тем самым регулировать силу вырабатываемого тока. Для сохранения работоспособности во время лунной ночи передвижная лаборатория была оснащена аккумуляторными батареями.
   "Глазами" передвижной автоматической станции являлись телекамеры. Фиксируя каждый сантиметр лунной поверхности они передавали изображение экипажу управления "Луноходом 1".
   Экипаж управления состоял из 11 человек разбитых на две команды, по пять человек в каждой. Один человек выполнял роль резервного специалиста. Каждая команда состояла из командира, водителя, штурмана-навигатора, бортинженера и оператора остронаправленной антенны.
   Работа экипажа осложнялась тем обстоятельством, что между пультом управления и аппаратом было расстояние в сотни тысяч километров. За то время пока управляющий радиосигнал пролетал это расстояние аппарат мог продвинуться на несколько метров и попасть в неприятную ситуацию.
   Из-за зависимости от электроэнергии вырабатываемой солнечными батареями "Луноход 1" мог двигаться только днем. Не смотря на то, что лунный день длится 13,66 земных суток на работу оставалось совсем не много времени. Вначале двое земных суток "Луноход" подзаряжал бортовые аккумуляторы истощенные продолжительной ночью. Во время середины лунного дня он снова становился неработоспособным. Солнце стоит слишком высоко, теней, практически, нет, на телеэкране пульта управления сплошное светлое пятно. Снова перерыв в работе на трое суток. А за двое суток до конца лунного дня уже пора готовиться к ночи - заряжать аккумуляторные батареи.
   Но и оставшееся время нельзя было использовать полностью. Длительность ежедневных сеансов связи составляла в среднем 4-6 часов - Луна должна была подняться над земным горизонтом на определенный угол. За это время надо было успеть проехать какое-то расстояние, не забывая при этом и о науке. А ведь ехать приходилось по совершенно неизвестной местности. В то время подробных карт района посадки лунохода у советских ученых не было.
   На передвижную станцию было возложено много обязанностей. Установленный на его корпусе прибор для определения физико-химических свойств грунта регулярно производил замеры прочности и плотности лунных пород. Специальная пластина этого прибора облучала участки грунта и распознавала химические элементы, из которых он состоит.
   Кроме этого прибора на "Луноходе 1" был установлен лазерный светоотражатель.
   По времени необходимому лучу света пройти расстояние от Земли до Луны и обратно ученые с большой точностью рассчитали расстояние между этими космическими телами. Передвижная лунная лаборатория произвела большое количество всевозможных измерений и экспериментов. Осуществленная ею лунная экспедиция длилась почти целый год. За это время ученые получили много новых сведений о Луне, а конструкторы накопили богатый опыт эксплуатации инопланетного транспорта.
   8 января 1973 года к Луне отправилась автоматическая станция "Луна 21" со второй передвижной лабораторией на борту. "Луноход 2" существенно отличался от своего предшественника. Он стал лучше "видеть". Для этого конструкторы увеличили обзор, подняв одну из телевизионных камер повыше. Кадры на экране водителя стали сменяться чаще, это сделало движение более нагляднее. Теперь создавалось такое ощущение, что водителя и дорогу лежащую перед ним разделяют не 400 тысяч километров, а лишь стекло экрана. Это позволило "Луноходу 2" не только исследовать лунную равнину, но и подобраться к горам. Кроме приборов установленных на первом аппарате, вторая передвижная автоматическая лаборатория была оснащена более современными. Они позволили произвести измерения освещенности лунного неба и более точно зафиксировать намагниченность отдельных участков лунной поверхности.
   "Луноход 2" проработал 5 месяцев. Приборы сохранили работоспособность, но сам аппарат попал в аварию. Это произошло при движении в очень сложных условиях внутри одного из кратеров.
   Двигаясь задним ходом "Луноход 2" задел открытой крышкой за стенку кратера. Лунная пыль, попавшая на солнечную батарею снизила вырабатываемый ее ток и лишила аппарат возможности перемещаться. В результате "Луноход 2" так и остался в этом кратере. Все попытки спасти аппарат закончились ничем. 3 июня 1973 года было передано сообщение ТАСС о завершении работ с луноходом. Однако и он смог превысить отпущенные ему ресурсом три месяца работы.
   
   Лунный проект "Зонд"
   
   Было бы несправедливым умолчать о том, что ученые Советского Союза, как и ученые США, тоже мечтали о том, чтобы на поверхность Луны ступила нога человека. Впервые об этом было официально заявлено 30 января 1956 года, когда до запуска первого ИСЗ оставалось почти два года. В документе, описывающем будущее развитие советской космонавтики был пункт, посвященный разработке и реализации лунной программы СССР.
   К сожалению, целиком ни один из пунктов лунной программы реализован не был, хотя многие из них содержали в себе оригинальные, а порой и очень смелые конструкторские решения. Более подробно с историей развития лунной программы вы сможете познакомиться в главе посвященной интересным проектам, гипотезам и фактам.
   Сейчас мы рассмотрим лишь ту часть программы, которая касалась пилотируемого облета Луны. Так как в те годы в Советском Союзе была разработана лишь одна серия пилотируемых космических кораблей - "Союз", ученые использовали их конструкцию, и поэтому программа получила название "Союз 7К-Л1".
   Космический корабль был предназначен для пилотируемого полета вокруг Луны продолжительностью 6-7 дней. Поскольку не предусматривался выход на лунную орбиту, на корабле не устанавливалась мощная двигательная установка, а возвращение на Землю обеспечивалось маневром в гравитационном поле Луны. При точных расчетах и правильном выведении, включение двигателя для возвращения не требовалось вообще.
   Программа "Союз 7K-Л1" задумывалась как предварительный этап в подготовке высадки на Луну. Первоначально проект разрабатывался под руководством Челомея, но затем был передан Королеву.
   Разработанный для этой программы космический корабль "Союз 7K-Л1" весил примерно 5 600 килограмм и был создан на базе проекта "Союз". Внешне "Л1" напоминал "Союз", но был двухместным.
   Беспилотные миссии корабля "Л1" официально назывались полетами аппаратов серии "Зонд". С начала 1967 года и до свертывания лунной программы в 1971 году было осуществлено 5 относительно успешных беспилотных облета Луны (полностью успешным можно признать только один) и примерно столько же попыток окончилось авариями на различных стадиях полета. Неполадки возникали как в специально разработанной для этой программы ракете-носителе "Протон", так и в бортовых системах корабля.
   Первый облёт Луны по проекту "Союз 7К-Л1" был произведен лишь 2 марта 1968 года. Космический аппарат, названный в официальных сообщениях "Зондом 4", был выведен на сильно вытянутую орбиту, что дало возможность кораблю облететь вокруг Луны и вернуться на Землю. Однако при возращении отказала система управления, и посадка на территории Советского Союза стала невозможной. Как и все космические аппараты, садившиеся вне зоны досягаемости советских военных, он имел заряд тротила, который и был подорван на высоте 12 километров над Гвинейским заливом. Через некоторое время расчеты показали, что аппарат все-таки мог быть подобран военно-морскими силами СССР. Было принято решение в дальнейшем такие спускаемые аппараты не взрывать.
   15 сентября 1968 года был осуществлен запуск аппарата "Зонд 5", который впервые после успешного облета Луны (естественно без экипажа) совершил мягкую посадку на Земле. Как и в случае полета "Зонда 4" аппарат не долетел до территории Советского Союза, приводнившись в Индийском Океане. В месте посадки находились корабли советских военно-морских сил, которые доставили спускаемый аппарат в СССР.
   Очередной старт по программе "Зонд" был осуществлен 10 ноября 1968 года. Космический корабль был успешно выведен на траекторию полета к Луне и совершил ее облет 14 ноября на высоте 2 400 километров. С борта "Зонда 6" были переданы захватывающие фотографии поверхности Луны с диском Земли на заднем плане.
   При посадке "Зонда 6" произошли две неприятности. Сначала произошла разгерметизация аппарата (из-за некачественной резиновой прокладки), что привело бы к гибели космонавтов, если бы они находились внутри спускаемого аппарата. Кроме того, тормозной парашют был раскрыт при слишком высокой скорости спуска, поэтому он оторвался от спускаемого аппарата, который разбился при ударе о Землю. В случае успешного выполнения этого полета можно было планировать запуск пилотируемого аппарата, но с аварией "Зонда 6" рушились надежды на первенство в пилотируемом облете Луны. Старт корабля с космонавтами на борту пришлось отложить.
   Несмотря на то, что в 1969 году программа "Л1" (пилотируемый облет Луны) становится не нужной (американцы к этому времени уже осуществили это), пуск следующего корабля все-таки состоялся.
   Стартовавший 8 августа 1969 года космический аппарат "Зонд 7" совершил первый полностью успешный беспилотный полет по проекту "Л1". 13 августа 1969 года спускаемый аппарат, выполнив свою программу, совершил посадку в заданном районе СССР.
   Следующий старт произошел 20 октября 1970 года - и вновь успешный облет Луны. Однако при посадке "Зонда 8" навигационная система вновь не полностью выполняет свои функции, и спускаемый аппарат по баллистической траектории приводняется в Индийском океане. Аппарат находят и доставляют в СССР. Это был последний запуск по программе "Л1".
   31 октября 1970 года проект "Зонд" закрывают, и все запуски отменяют. Хотя возможность пилотируемого лунного полета стало реальностью, американцы уже успели высадиться на Луне. После этого события Советскому Союзу не остается ничего другого, как, как распространить миф о том, что СССР не участвовал в лунной гонке вообще, и работы по посещению человеком Луны у нас даже и не велись.
   
   2. Америка делает ответный шаг
   
   В то время, как в Советском Союзе решили расширить свои знания о Луне за счет информации полученной от автоматических станций, Америка пошла по другому пути.
   Американцев не устраивало наблюдать за таинственной поверхностью Луны через стеклянные объективы бездушных камер, ощупывать ее почву пальцами механических манипуляторов. Оставалось только одно - отправить на Луну человека.
   1961 год, весь мир приветствовал первого космонавта планеты Земля, Юрия Алексеевича Гагарина. Советский Союз, вырвавшись в лидеры запуском первого ИСЗ, надежно закрепил свои позиции в космической гонке.
   В этом же году Президент Соединенных штатов, Джон Кеннеди, в своем обращении к американскому народу сказал: "Я думаю, что наша нация должна сделать все возможное, чтобы до конца этого десятилетия человек высадился на Луне и благополучно вернулся на Землю".
   
   Луна готовится к гостям
   
   В год исторической речи Джона Кеннеди у американцев было очень мало сведений о лунной поверхности, более того, их космические корабли еще ни разу не выходили на околоземную орбиту. Америка поставила перед собой серьезную задачу, требующую за 9 лет не только создать технику способную обеспечить полет человека на Луну, подготовить к космическим полетам астронавтов, но и провести полное исследование лунной поверхности. Сможет ли космическая экспедиция совершить безопасную посадку на Луну, произвести там исследовательские работы, а затем вновь взлететь и вернуться на Землю? Ответить на эти и другие вопросы можно было анализируя информацию, полученную при помощи автоматических зондов.
   Первыми автоматами, предназначенными для сбора информации о лунной поверхности стали зонды серии "Рейнджер". Основная цель этих полетов состояла из двух частей. Во-первых, требовалось научиться "попадать" в Луну и отработать программу спуска на лунную поверхность. Во-вторых, произвести фотосъемку лунной поверхности и выбрать места для будущих посадок пилотируемых космических аппаратов.
   В период с 1961 года по 1965 год было запущенно 9 зондов серии "Рейнджер". Первые два из них к полетам на Луну никакого отношения не имели. Это были запуски аппаратов на околоземную орбиту с целью отработки взаимодействия ракеты-носителя и космического аппарата, а также испытания конструкции зонда в полете.
   26 января 1962 года была сделана первая попытка отправить зонд серии "Рейнджер" на Луну. Она была не совсем удачной. Космический аппарат "Рейнджер 3" разогнался на столько, что, проскочив мимо Луны, исчез в космическом пространстве.
   Следующий старт зонда "Рейнджер 4" был осуществлен 23 апреля 1962 года. На этот раз космический корабль попал на лунную поверхность, но это произошло с такой большой скоростью, что зонд был полностью разрушен.
   Не смотря на неудачи американцы продолжали штурмовать Луну. Но запуск пятого корабля серии "Рейнджер" (18 октября 1962 года) вновь оказался безуспешным.
   Больше года понадобилось американским ученым и конструкторам на повышение надежности космических аппаратов отправляемых на Луну. Следующий старт зонда "Рейнджер" состоялся 30 января 1964 года.
   На этот раз полет прошел очень удачно. Космический аппарат "Рейнджер 6" "попал" в Луну. Однако в полете произошел сбой в работе научной аппаратуры установленной на зонде. Никаких сведений о Луне "Рейнджер 6" передать не смог.
   28 июля 1964 года произошел старт зонда "Рейнджер 7". Это был первый полностью удавшийся полет. Космический корабль не только "попал" в Луну, но и успел при этом сделать большое количество фотографий ее поверхности.
   Следующих два старта зондов: "Рейнджер 8" (17 февраля 1965 года) и "Рейнджер 9" (21 марта 1965 года) также были удачными.
   В ходе последних трех полетов аппаратов "Рейнджер" на Землю было передано более 17 000 фотографий лунной поверхности. Их изучение позволило ученым выбрать места для посадки будущих лунных экспедиций.
   
   Проект "Сервейер"
   
   На снимках полученных в результате полетов зондов серии "Рейнджер" можно было рассмотреть некоторые детали лунной поверхности. Но все же для того, чтобы иметь достоверную информацию фотографий сделанных с расстояния в несколько километров не достаточно. Во что бы то ни стало нужно было посадить на поверхность Луны телекамеру. С этой целью в 1966 году американцы перешли к выполнению следующему пункту лунной программы - проекту который получил название "Сервейер" ("Наблюдатель").
   Зонды серии "Сервейер" были предназначены для исследования поверхности Луны. В отличии от аппаратов серии "Рейнджер" эти зонды должны были не только попасть на Луну, но и совершить мягкую посадку на ее поверхность.
   Масса "Сервейера" на Земле равнялась 1 тонне, аппарат предназначенный для посадки на Луну весил всего 285 килограмм. За два года действия этой программы в космическое пространство было запущено 7 кораблей этой серии.
   Первый же зонд запущенный 30 мая 1966 года по программе "Сервейер" совершил мягкую посадку на лунную поверхность. Все, что окружало его в пределах видимости зонд сфотографировал и передал снимки на Землю.
   После неудачного старта "Сервейера 2" (20 сентября 1966 года) к Луне 17 апреля 1967 года отправляется третий зонд этой серии. На этот раз он был оборудован не только съемочной аппаратурой, но и устройствами позволяющими провести простейшие исследования лунного грунта. Впервые многовековой покой Луны был потревожен вмешательством машины созданной человеком. "Сервейер 3" установленным на нем миниатюрным ковшом, напоминающим ковш экскаватора, принялся рыть в лунном грунте яму. После этого комки извлеченного грунта с определенным усилием разбивались на части. Этот эксперимент дал возможность ученым сделать заключение о физических свойствах лунной поверхности.
   Следующий старт "Сервейера 4", который состоялся 14 июля 1967 года вновь оказался неудачным. Но зато запуски трех следующих зондов серии - "Сервейера 5" (8 сентября 1967 года), "Сервейера 6" (7 ноября 1967 года) и "Сервейера 7" (7 января 1968 года), оказались полностью успешными. Эти зонды продолжили изучение состава лунного грунта и определили, достаточно ли поверхность Луны тверда для посадки космических кораблей лунных экспедиций с людьми на борту. Кроме этого были проделаны химические анализы грунта и произведено большое количество съемок поверхности Луны.
   Кроме изучения лунной поверхности зондами серии "Сервейер" параллельно продолжались ее изучения из космоса. С этой целью была создана новая серия лунных зондов, получившая название "Лунар Орбитер".
   В период с 1966 года по 1967 год было запущенно 5 аппаратов этой серии. Все они были успешными и запущенные зонды стали спутниками Луны.
   
   3. Программа "Аполлон"
   
   С середины 60-х годов США сконцентрировали усилия на программе ставившей целью посылку человека на Луну. Она получила название "Аполлон" и стала одной из самых глобальных американских космических программ.
   Космический корабль "Аполлон" состоял из трех основных модулей.
   Модуль управления был рассчитан на трех астронавтов. В нем жили члены экипажа, хранилось различное научное оборудование и запасы.
   К модулю управления был прикреплен технический модуль, в котором находился основной двигатель. Этот модуль отвечал за выработку электроэнергии и контроль системы жизнеобеспечения экипажа.
   При возвращении с Луны модуль управления с астронавтами внутри отсоединялся от технического модуля и самостоятельно возвращался на Землю. Как и спускаемые аппараты других космических кораблей, модуль управления был покрыт жаростойкой оболочкой предохраняющей его от нагревания во время спуска в атмосфере Земли.
   Третьей частью "Аполлона" был лунный модуль. Он предназначался для доставки двух астронавтов на поверхность Луны. Третий астронавт оставался на окололунной орбите в модуле управления. Во время пребывании экспедиции на спутнике он служил своеобразным домом для астронавтов. Из-за ограниченного свободного пространства в лунном модуле астронавты могли находиться в нем лишь стоя.
   Для выхода астронавтов на поверхность Луны модуль имел герметический люк и спускающуюся платформу в виде лестницы. В верхней части лунного модуля располагалось стыковочное окно, через которое экипаж попадал в модуль управления.
   Для запуска космических кораблей серии "Аполлон" была специально создана ракета-носитель "Сатурн V". Она стала одной из самых мощных ракет, когда-либо построенных в мире. Все 13 запусков этой ракеты были успешными.
   "Сатурн V" доставляла космический корабль серии "Аполлон" на околоземную орбиту. После этого приводилась в действие третья ступень, которая сообщала кораблю ускорение, необходимое для выхода на лунную траекторию.
   После этого технический модуль и модуль управления отделялись от третей ступени "Сатурна V". Через некоторое время третья ступень выпускала в космическое пространство лунный модуль. Развернувшись, модули управления и технический осуществляли стыковку с лунным модулем. Третья ступень ракеты-носителя "Сатурн V" отбрасывалась, и корабль продолжал свое путешествие к Луне. Приблизившись к ней на заданное расстояние "Аполлон" уменьшал скорость и переходил на окололунную орбиту. Лунный модуль с двумя астронавтами на борту отделялся от корабля и совершал мягкую посадку на поверхность Луны используя специальные тормозные ракеты. Модуль управления с одним астронавтом на борту продолжал оставаться на орбите Луны.
   После выполнения экипажем лунной программы модуль взлетал и состыковывался с модулем управления, куда через специальный люк переходили астронавты. Затем лунный модуль отсоединялся от корабля и падал на поверхность Луны.
   При помощи главного двигателя технического модуля корабль направлялся к Земле. Когда "Аполлон" приближался к земной орбите модуль управления отсоединялся от технического, который сгорал при вхождении в атмосферу планеты.
   Модуль управления, защищенный от повышенных температур специальной оболочкой благополучно приводнялся в воды океана.
   Реализация программы "Аполлон" началась с трагедии. Она произошла 27 января 1967 года на стартовой площадке в ходе предполетных испытаний аппарата "Аполлон 204", который должен был стать первым пилотируемым кораблем серии "Аполлон" (запуск был запланирован на 21 февраля 1967 года). Экипаж корабля, астронавты Вирджил Гриссом (пилот модуля управления), Эдвард Уайт (командир) и Роджер Чэффи погибли во время пожара, охватившего модуль управления.
   После этой аварии конструкция "Аполлона" была дополнена спасательным люком, чтобы избежать подобных случаев во время полета. Первых шесть кораблей серии "Аполлон" совершивших полеты с 1967 по 1968 годы были беспилотными. Ученые и конструкторы решили еще раз убедиться в надежности созданного ими космического корабля.
   Первый пилотируемый полет состоялся 11 октября 1968 года. Экипаж космического корабля "Аполлон 7" состоял из трех астронавтов - Уолтера Ширра (командир), Дона Эйзеля (пилот модуля управления) и Уолтера Каннингема (пилот лунного модуля). На околоземную орбиту корабль был выведен ракета-носителем "Сатурн IVВ" (ракету-носитель "Сатурн V" стали применять лишь со старта "Аполлона 8").
   Основные задачи полета "Аполлон 7" состояли в опробовании оборудования модуля управления и технического модуля, средств жизнеобеспечения экипажа, демонстрация возможностей модуля управления по сближению с мишенью и стыковке.
   В ходе полета основное внимание уделялось надежности работы главного двигателя технического модуля. В случае сбоя в его работе экипаж корабля совершившего посадку на Луне никогда бы не смог вернуться на Землю. Это была единственная операция, в которой экипаж не мог бы переключиться на дополнительную или резервную систему. На "Аполлоне 7" было произведено восемь успешных включений главного двигателя.
   Полет космического корабля продолжался 11 дней, это почти в два раза превышало планируемую длительность экспедиции на Луну и обратно. Во время экспедиции "Аполлона 7" была проведена первая прямая телевизионная трансляция с борта корабля. После выполнения всех пунктов программы экипаж удачно приводнился в воды океана в двух километрах от расчетной точки.
   
   Первый полет человека вокруг Луны
   
   21 декабря 1968 года со стартового комплекса Космического центра имени Кеннеди, в космос отправился корабль "Аполлон 8". Его экипаж состоял из трех астронавтов - Франка Бормана (командир), Джеймса Лоуэлла (пилот модуля управления) и Уильяма Андерса (пилот лунного модуля).
   В программу миссии были включены испытания различных систем корабля в ходе первого пилотируемого полета "Аполлона" к Луне, проверка систем выведения на лунную траекторию, навигации, связи и коррекции курса. Кроме этого планировалось отработать приемы маневрирования на лунной орбите и произвести фотографирование с высоким качеством различных участков земной и лунной поверхности, представляющих научный интерес.
   Корабль находился на лунной орбите 20 часов, и совершил за это время 10 витков вокруг Луны. Полет космического корабля "Аполлон 8" стал первым пилотируемым полетом к спутнику нашей планеты, а астронавты его экипажа стали первыми людьми облетевшими вокруг Луны.
   После выполнения программы экипаж запустил главный двигатель технического модуля в тот момент, когда корабль находился на темной стороне Луны и связь с Землей отсутствовала. Специалистам Космического центра пришлось некоторое время поволноваться, прежде чем они узнали, что "Аполлон 8" благополучно движется к Земле.
   На экипаж следующего корабля серии "Аполлон" была возложена задача осуществить первые пилотируемые испытания лунного модуля, включая действия по сближению и стыковке.
   3 марта 1969 года стартовал корабль "Аполлон 9". Его экипаж, состоящий из астронавтов Джеймса МакДивитта (командир), Дэвида Скотта (пилот модуля управления) и Расселла Швейкарта (пилот лунного модуля) после вывода корабля на околоземную орбиту произвел успешную стыковку с лунным модулем.
   Миссия "Аполлона 9" стала первым пилотируемым околоземным полетом в полной лунной конфигурации. Расселл Швейкарт впервые в рамках программы "Аполлон" совершил выход в открытый космос и провел там 37 минут.
   Задание было успешно выполнено. 13 марта 1969 года модуль управления с астронавтами на борту приземлился с отклонением от расчетной точки на 5 километров.
   18 мая 1969 года в космическое пространство был запущен "Аполлон 10". В ходе полета экипаж корабля, состоящий из астронавтов Южина Сернана (командир), Джона Янга (пилот модуля управления) и Томаса Стаффорда (пилот лунного модуля) должен был провести окончательные испытания лунного модуля на орбите Луны и отработать механизм его взаимодействия с модулем управления.
   Миссия "Аполлона 10" должна была стать генеральной репетицией перед высадкой человека на Луну. Теоретически экипаж корабля должен был выполнить все связанные с этим операции, кроме самой посадки на поверхность спутника.
   За время, проведенное около Луны (62 часа), корабль совершил 31 виток. Астронавты провели первую прямую цветную телетрансляцию с лунной орбиты.
   Во время пилотируемого полета лунный модуль совершил четыре витка по орбите и снижался до расстояния 15 километров от поверхности Луны.
   Не обошлось в этом полете и без неприятностей. В ходе автономного полета возникла опасная ситуация, когда в течение нескольких секунд модуль потерял ориентацию и начал бесконтрольное вращение. Астронавты, находившиеся на борту лунного модуля, с трудом стабилизировали его положение и состыковались с модулем управления.
   26 мая 1969 года аппарат "Аполлон 10" успешно вернулся на Землю. Путь человеку к поверхности Луны был открыт.
   
   4. Первые лунные шаги человека
   
   Честь совершить первую в истории человечества прогулку по Луне выпала экипажу космического корабля "Аполлон 11". Перед астронавтами Нилом Армстронгом (командир), Эдвином Олдрином (пилот лунного модуля) и Майклом Коллинзом (пилот модуля управления) была поставлена задача совершить пилотируемый перелет Земля-Луна и высадиться на поверхности спутника.
   Старт космического корабля "Аполлон 11" состоялся 16 июля 1969 года. Основной задачей экипажа после выхода на околоземную орбиту была стыковка с лунным модулем, размещенным в третьей ступени ракеты-носителя. Поскольку при этом существовала вероятность столкновения и разгерметизации модуля управления, астронавты во время этой процедуры оставались в скафандрах. Освобождение лунного модуля и стыковка с ним прошли успешно и через четырнадцать часов после старта экипаж отправился спать.
   Второй и третий дни полета были посвящены выполнению текущих мероприятий связанных с нахождением в космическом пространстве, коррекции курса и телевизионным репортажам на Землю. На четвертые сутки полета корабль вышел на лунную орбиту, и экипаж стал готовиться к посадке. Подготовка лунного модуля заняла около трех часов, после чего Нил Армстронг и Эдвин Олдрин тщательно проверили все оборудование и снаряжение и легли спать, чтобы утром перейти в модуль и отправиться на лунную поверхность.
   Режим мягкой посадки состоял из двух этапов. Во время первого лунный модуль, уменьшая скорость падения включением тормозного двигателя, снижался на высоту порядка 15 километров. Затем при помощи того же двигателя, управляемого бортовым компьютером производил снижение до высоты нескольких метров в заданной точке лунной поверхности.
   Первое включение тормозного двигателя лунного модуля было произведено на высоте 70 километров. Астронавты контролировали его работу при помощи основного и резервного компьютеров. На высоте в 20 километров сработала сигнализация, предупреждающая о неполадках в программе мягкой посадки. Это была первая и к счастью последняя серьезная проблема возникшая во время полета "Аполлона 11", которая могла бы заставить экипаж прервать посадку. Пилот лунного модуля Эдвин Олдрин, хорошо зная устройство бортового компьютера вскоре нашел причину сбоя и астронавты приняли решение продолжать посадку.
   Еще через 10 километров вновь поступило сообщение о нарушении программы посадки. На этот раз астронавты обратились за консультацией в Центр управления полетом. После анализа ситуации специалисты Центра подтвердили возможность продолжения выполнения миссии.
   Местом прилунения было выбрано Море Спокойствия. На заключительной стадии снижения астронавты обнаружили, что на предполагаемом месте посадки находится кратер размером с футбольное поле с большим количеством камней, поэтому экипаж перешел на ручное управление и увел лунный модуль в сторону. Пилотирование осуществлялось практически вслепую - поднятая реактивными двигателями лунная пыль затруднила определение высоты и скорости относительно поверхности. На ручное маневрирование был израсходован почти весь резервный запас топлива посадочной ступени.
   20 июля 1969 года была произведена первая посадка пилотируемого корабля с астронавтами на борту поверхность Луны.
   Как только улеглась пыль, астронавты смогли оглядеть окрестности, усеянные большим количеством маленьких кратеров и всевозможных камней. Открылся входной люк, и астронавт Нил Армстронг приготовился сделать первые шаги по лунной поверхности.
   Однако он встретился с небольшим препятствием. Амортизаторы модуля не "просели" при посадке до запланированного уровня и поэтому от последней ступени до поверхности Луны оставалось почти метровое расстояние.
    Это препятствие не остановило астронавта. Армстронг отважно спрыгнул на лунную поверхность и произнес: "Один небольшой шаг для человека, и какой огромный скачек для всего Человечества".
   Через 20 минут к нему присоединился Олдрин. Армстронг уже поджидал его с фотоаппаратом. Из-за того, что Армстронг выходил первым и располагал большим временем на подготовку, на многих фото и киноматериалах, связанных с первой высадкой на Луну, фигурирует Олдрин.
   В промежутке между экспериментами, после значительных усилий обоих астронавтов, рядом с модулем был установлен в вертикальном положении американский флаг. Установленный астронавтами сейсмограф оказался настолько чувствительным, что регистрировал сотрясения почвы даже тогда, когда экипаж выбрасывал на поверхность Луны часть уже ненужного оборудования. Впрочем, этот прибор вскоре вышел из строя.
   Освободившееся место в лунном модуле было занято образцами лунного грунта. Взятие этих образцов потребовало больших усилий, чем ожидалось. Под слоем пыли оказалась на столько твердая почва, что грунтозаборники не углублялись более чем на 15-20 сантиметров.
   После возвращения в лунный модуль экипаж отдыхал 12 часов, из которых 7 отводилось на сон, но заснуть астронавтам мешало естественное возбуждение от происходящего и невыносимый холод в модуле.
   Через 21 час после посадки взлетная ступень лунного модуля успешно стартовала, окутанная облаком из блестящих кусочков теплоизоляции, разорванной при включении двигателей. Еще через три часа и десять минут лунный модуль успешно состыковался с модулем управления.
   Первая прогулка по Луне продолжалась 2 часа 31 минуту. За это время астронавты успели установить на поверхности научную аппаратуру и собрать 22 килограмма образцов лунного грунта. Общее время пребывания на поверхности Луны составило более 21 часа. Астронавт Майкл Коллинз оставаясь на окололунной орбите в модуле управления совершил за 59 часов 30 витков.
   24 июля 1969 года модуль управления космического корабля "Аполлон 11" успешно совершил мягкую посадку на Землю.
   14 ноября 1969 года на пуске космического корабля "Аполлон 12" присутствовал президент США Никсон, поэтому, несмотря на начавшуюся грозу, старт решили не переносить. Это привело к тому, что на 36-й секунде полета из-за разрядов молнии возникла перегрузка в бортовой электросети корабля и в Центр управления перестала поступать телеметрическая информация.
   Кроме того, отключились топливные электрогенераторы и система управления кораблем. Системы ракеты-носителя не пострадали и полет был продолжен. Благодаря усилиям экипажа Чарлза Конрада, Ричарда Гордона и Алана Бина неполадки удалось устранить, однако в ходе полета сохранялась неуверенность в исправности бортовых систем лунного модуля.
   В дальнейшем полет продолжался по заданной программе и Конраду удалось успешно посадить лунный модуль в заданном районе, в 200 метрах от автоматического аппарата "Сервейер 3", находящегося на поверхности Луны с апреля 1967 года.
   Во время первого выхода астронавты случайно направили телекамеру в сторону Солнца, после чего она вышла из строя и телевизионная картинка не Землю не поступала. Во время второго выхода астронавты посетили занесенный пылью "Сервейер 3" и сняли часть его оборудования для последующего изучения на Земле. Максимальное удаление экипажа от корабля достигало 450 метров. В общей сложности астронавты "Аполлона 12" пробыли на лунной поверхности 32 часа, собрали 34 килограмма грунта и смонтировали уникальное научное оборудование.
   24 ноября 1969 года модуль управления совершил мягкую посадку на земную поверхность.
   После двух удачных экспедиций создалось впечатление, что полет на Луну не намного опасней, чем езда на автомобиле или полеты на самолете. Лунная экспедиция следующего космического корабля серии "Аполлон" опровергло это заблуждение.
   11 апреля 1970 года стартовал корабль "Аполлон 13". Перед астронавтами Джеймсом Ловеллом, Джоном Суиджертом и Фредом Хейсом была поставлена стандартная задача - высадка на Луну и проведение на поверхности научных экспериментов.
   Миссия была прервана после взрыва кислородного резервуара в техническом модуле. Возникла серьезная авария охватившая все основные узлы корабля и едва не приведшая к гибели экипажа. Лишь мастерство и мужество проявленное астронавтами позволило им вернуться на Землю. Естественно высадка на Луну в таких условиях стала невозможной.
   17 апреля, 1970 года модуль управления осуществил посадку на Земле. Позже миссия "Аполлона 13" была названа "успешной неудачей".
   После аварии на "Аполлоне 13" в конструкцию корабля были внесено ряд изменений. Во-первых, в техническом модуле добавили третий (резервный) кислородный бак, изолированный от первых двух. Во-вторых, значительно увеличили мощность химических батарей электропитания.
   Модернизированный корабль "Аполлон 14" стартовал к Луне 31 января 1971 года. Перед экипажем, состоящим из астронавтов Алана Шепарда, Стюарта Руса и Эдгара Митчелла была поставлена задача высадки на Луне и испытания усовершенствованных систем корабля. Находясь на поверхности спутника астронавты должны были провести серию исследований магнитных полей Луны.
   Не смотря на то, что полет проходил на усовершенствованном корабле в ходе выполнения миссии "Аполлона 14" астронавты столкнулись с некоторыми неполадками корабельного оборудования.
   На пути к Луне модуль управления должен был состыковаться с лунным, но после касания аппаратов не произошло их сцепки. По версии специалистов, это произошло от того, что в стыковочный узел попал какой-то посторонний предмет. После трех неудачных попыток, пилот модуля управления Стюарт Рус решил произвести стыковку на максимально возможной скорости. После сильного удара стыковочный узел сработал и посадка на Луну стала возможной.
   При опускании на лунную орбиту возникла вторая проблема. Сбой в работе бортового компьютера привел к тому, что выполнение программы посадки было нарушено. Пришлось загружать новый вариант посадочной программы полученной из Центра управления полетом. После этого прилунение прошло нормально.
   Как и в предыдущих миссиях, программа работ на Луне включала сбор образцов лунных пород и установку научного оборудования, портативного магнитометра и других приборов. Для перевозки оборудования по поверхности Луны экипаж "Аполлона 14" использовал двухколесную тележку массой 9 килограмм и грузоподъемностью 64 килограмма. В ходе лунных прогулок и исследовательских работ экипаж отходил от корабля более чем на километр.
   Астронавты совершили два выхода на поверхность Луны общей продолжительностью 9 часов 25 минут. Было собрано 42 килограмм образцов лунного грунта.
   9 февраля 1971 года модуль управления с астронавтами на борту удачно вернулся на Землю.
   
   Лунный автомобиль
   
   В трех заключительных экспедициях на Луну для перемещения по поверхности американские астронавты использовали электрический автомобиль. Он был сконструирован специально для поездок в условиях лунного бездорожья. Электромобиль существенно увеличил возможности полевых обследований поверхности вокруг места прилунения.
   Лунный автомобиль имел четыре колеса, которые для лучшего сцепления с грунтом были обтянуты металлической сеткой. Его конструкция позволяла перевозить одновременно сразу двух астронавтов.
   Кроме основной функции - перевозки астронавтов, лунный транспорт выполнял еще и некоторые вспомогательные. Для этого на нем располагалось специальное оборудование.
   Спереди на электромобиль была установлена антенна в виде перевернутого зонтика. С помощью ее лунный экипаж мог связаться с астронавтом, оставшимся в модуле управления на лунной орбите. Кроме этого на автомобиле были установлены телекамеры и другое научное оборудование. За сидением астронавтов располагался ящик, предназначенный для хранения собранных образцов лунного грунта.
   Оригинальные решения найденные конструкторами при разработке лунного транспорта позволяли автомобилю даже при максимальной загрузке развивать скорость до 14 километров в час.
   На лунную поверхность электромобиль доставлялся в разобранном виде. После того, как астронавты "Аполлона" выполнял свою задачу они оставляли электромобиль на поверхности Луны.
   Впервые электромобиль для поездки по лунной поверхности применили астронавты корабля "Аполлон 15" стартовавшего 26 июля 1971 года. По традиции экипаж состоял из трех астронавтов - Дэвида Скотта, Альфреда Уордена и Джеймса Ирвина.
   В ходе полета корабля возникла небольшая авария, вызвавшая утечку воды в одной из труб. Если бы астронавты вовремя не заметили этого могло произойти короткое замыкание в сетях электрооборудования корабля.
   Посадка лунного модуля впервые была произведена в горном районе Луны. Перед первым выходом астронавты, открыли верхний стыковочный люк и оглядели окрестности.
   Район посадки оказался очень интересным с точки зрения геологии и представлял из себя сочетание различных форм ландшафта. Астронавты выгрузили оборудование и собрали электромобиль. Его ходовые качества и скорость оказались вполне удовлетворительными. Максимальное удаление экипажа от корабля достигало 5 километров. Было пробурено несколько скважин глубиной до 2,7 метров для извлечения образцов грунта и установки приборов, измеряющих температуру.
   По мнению специалистов образцы, доставленные этой экспедицией были самыми интересными, из всех, собранных в ходе программы "Аполлон". Возраст одного из привезенных камней составлял более 4 миллиардов лет, тогда как старейшие породы, найденные на Земле датируются 3,8 миллиардами лет. Впервые на Луне были обнаружены следы древней вулканической деятельности.
   Экипаж пробыл на Луне 67 часов и осуществил три выхода на ее поверхность. В ходе работы луномобиль проехал около 30 километров и было собрано 66 килограмм образцов лунного грунта.
   Во время возвращения на Землю астронавт Уорден осуществил 38 минутный выход в открытый космос.
   В ходе приводнения спускаемого аппарата "Аполлон 15" произошла еще одна небольшая авария. Один из трех куполов парашютов не раскрылся и скорость снижения превысила расчетную, но это не помешало благополучной посадке.
   16 апреля 1972 года к Луне отправился корабль "Аполлон 16". Астронавты Джон Янг, Томас Маттингли и Чарльз Дьюк вошли в состав экипажа пятой лунной экспедиции.
   Были обследованы лунные горы и кратеры, в том числе кратер "Норт Рей", глубина которого достигает 400 метров. Дно этого кратера, усеянного сплошь огромными камнями, не удалось даже рассмотреть. Помимо сбора образцов, космонавтам приходилось вести также некоторые измерения и фотографирование.
   Максимальное удаление экипажа от корабля достигало 5 километров. Максимальная скорость передвижения на лунном автомобиле составила 17 километров в час (при спуске со склона). Были пробурены скважины глубиной до 3 метров.
   Астронавты находились на поверхности Луны 71 час, 20 из которых провели вне лунного модуля. За это время было собрано почти 100 килограмм образцов лунного грунта. Вес одного их камней составил 18 килограмм. Продолжительность поездок на автомобиле составила 27 километров.
   После взлета с Луны на площадке около посадочной части лунного модуля остался комплект научной аппаратуры, установленный астронавтами.
   Последняя лунная экспедиция была осуществлена астронавтами космического корабля "Аполлон 17" (стартовал 7 декабря 1972 года) - Юджином Сернаном, Рональдом Эвансом и Харрисоном Шмиттом.
   В качестве участка для прилунения была выбрана горная местность поблизости "Моря Нектара". Научные цели "Аполлона 17" включали геологические исследования и сбор материалов об этом районе Луны, установку аппаратуры на поверхности и фотографирование спутника Земли в ходе орбитального полета.
   В ходе работ возникли проблемы с одним из колес электромобиля. Астронавтам Сернану и Шмитту пришлось произвести первый автомобильный ремонт вне Земли. Максимальное удаление экипажа от корабля достигало 7 километров. Максимальная скорость передвижения на лунном автомобиле составила 18 километров в час (при спуске с горы). Были пробурены скважины глубиной до 3 метров. После окончания программы работ последний экипаж "Аполлона" покинул Луну. 14 декабря 1972 года взлетная ступень лунного модуля покинула поверхность Луны. По сегодняшний день на лунную поверхность больше не ступала нога человека.
   
   5. От соперничества к сотрудничеству
   
   Конец 1972 года был ознаменован полетом последней лунной экспедиции США - "Аполлоном 17". После ее возвращения пилотируемые полеты к Луне закончились, и американские ученые переключились на разработку долговременной околоземной орбитальной станции "Скайлэб".
   В Советском Союзе осуществили еще один запуск к Луне автоматической станции "Луна 21", доставившей "Луноход 2" и тоже переключились на орбитальные программы. Проект полета человека на Луну советскими учеными больше не рассматривался.
   Лунная гонка завершилась. Можно долго спорить кто в ней стал победителем, а кому досталось роль побежденного... В любом случае победила мировая наука.
   В ходе соперничества, длившегося более шестнадцати лет стало ясно, что дальнейшее покорение космического пространства станет возможным лишь на основе сотрудничества и обмена информацией.
   
   Проект "Союз-Аполлон"
   
   В первом международном космическом проекте должны были участвовать два корабля государств достигших наибольших успехов в области космических полетов.
   Со стороны Советского Союза в эксперименте должен был принять космический корабль из наиболее отработанной двухместной серии "Союз", эксплуатирующийся с 1967 года. С американской стороны использовали трехместный корабль серии "Аполлон", хорошо зарекомендовавший себя в полетах к Луне и применяемый для доставки астронавтов на орбитальную станцию "Скайлэб".
   В ходе эксперимента планировалось проверить возможность сближения, стыковки и совместного полета кораблей отличающихся конструктивно. При этом необходимо было убедиться в возможности изготовления и применения универсальных стыковочных узлов. Удачно проведенный полет должен был дать толчок к развитию международных космических программ.
   Для осуществления стыковки был разработан специальный стыковочный модуль, который должен был соединить модули управления двух кораблей и служить коридором для перемещения людей. Специалисты НАСА получили заказ на его изготовление.
   15 июля 1975 года на орбиту Земли был выведен советский космический корабль "Союз 19" с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту.
   В этот же день, через семь часов после "Союза", в США стартовал космический корабль "Аполлон" (в некоторых книгах по космонавтике ему присваивается номер 18 - примечание составителя). По сложившейся традиции его экипаж состоял из трех астронавтов - Томаса Стаффорда, Венса Бранда и Дональда Слейтона.
   17 июля 1975 года, после того как советский корабль "Союз 19" сделал 45 витков вокруг Земли корабли пошли на сближение. Профессионально выполненный пилотаж позволил осуществить стыковку согласно разработанного ранее графика. Космонавты открыли люк стыковочного модуля и историческая встреча представителей двух космических держав на орбите Земли состоялась. Экипажи обменялись рукопожатиями и специально заготовленными для этого случая сувенирами. Весь мир в течении двух дней наблюдал за этим историческим событием, которое было объявлено как начало конца соперничества в космосе.
   Два американских астронавта - Слейтон и Стаффорд перебрались на борт "Союза 19" где разделили трапезу с советскими космонавтами.
   В ходе успешно проведенного эксперимента ученые и конструктора двух стран получили сведения необходимые для разработки проектов международных полетов. Была изготовлена и прошла испытания система крепления двух разнотипных кораблей, которая в дальнейшем могла быть использована как стандартная международная система. Кроме этого на орбите было проведено ряд научных экспериментов.
   За 47 часов совместного полета экипажами кораблей было проведено двадцать восемь научных исследований в области природных ресурсов Земли, ее атмосферы, астрономии, изучения солнечной активности, биологии и воздействия длительного пребывания в космосе на организм человека.
   Семь научных экспериментов осуществленных космонавтами относились к области биологии. Из них три были посвящены воздействию радиации на живые клетки, еще три - воздействие космического полета на иммунную систему человека. Последний эксперимент был направлен на исследование работы вестибулярного аппарата в условиях невесомости.
   В ходе физических экспериментов экипажи кораблей осуществили плавку металлов в условиях невесомости и сделали первую попытку выращивания кристаллов в воде.
   Кроме этого были проведены 5 астрономических научных экспериментов и 5 по изучению нашей планеты и атомного состава ее верхних слоев атмосферы.
   19 июля 1975 года корабли расстыковались и для того чтобы убедиться в надежности стыковочных систем состыковались еще раз. Вторая стыковка прошла так же хорошо, как и первая. После этого корабли расстыковались окончательно и каждый из них продолжил полет по собственной программе.
   Экипаж "Союза 19" вернулся на Землю 21 июля 1975 года. Через три дня, 24 июля 1975 года, в районе Гавайев успешно приземлился экипаж космического корабля "Аполлон".
   

ПРЕДЫДУЩАЯ НАЗАД СЛЕДУЮЩАЯ
Hosted by uCoz